Музыкальное развитие
АННОТАЦИЯ
к
рабочей программе по реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое
развитие», направление «Музыка»
для
детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Настоящая
рабочая программа по музыкальному развитию детей является частью основной
образовательной Программы МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и
оздоровления», опирающейся на примерную основную общеобразовательную программу
дошкольного образования «Радуга», под редакцией Е.В.Соловьевой, Т.И.Гризик,
Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.А.Енжановой.
В
разработке рабочей программы использовались парциальные программы, а так же
авторские методики и технологии:
· Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие программно-методического комплекса «Радуга» / И.Г. Галянт;
· «Ладушки»/«Праздник каждый день». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева;
· «Ритмическая мозаика». Пособие по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина;
· «Музыкальные шедевры» /О.П.Радынова;
· «Топ-хлоп, малыши». Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. / Т. Сауко, А.И. Буренина.
Нормативной
базой программы являются:
· Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562);
· Санитарно-эпидемиологические правила и требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
· «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
· «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства юстиции РФ).
Программа
определяет основные направления, условия
и средства развития детей в музыкальной
деятельности, их ознакомления
с миром музыкального искусства в условиях детского сада,
и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных
и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа разработана с
учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных
видов музыкальной деятельности и
направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих
возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному
возрасту видам деятельности.
Условия освоения
Программы:
· создание непринужденной и доброжелательной обстановки в непосредственно- образовательной деятельности ;
· учет возрастных особенностей воспитанников;
· гендерный подход к используемому репертуару;
· деятельностный подход – формирование умений детей самостоятельно применять знания в разных областях;
· последовательное усложнение поставленных задач;
· принцип преемственности;
· принцип положительной оценки;
· соотношение используемого материала с природным, светским и, частично, народным календарем;
· соотношение с тематическим планированием МБДОУ.
Программа
рассчитана на 1 год обучения:
- первая младшая группа от 2 до 3
лет;
- вторая младшая группа с 3 до 4
лет;
- средняя группа с 4 до 5 лет;
- старшая группа с 5 до 6 лет.
- подготовительная к школе группа
с 6 до 8 лет.
Особенностью
рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию детей является
взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной,
песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Цель
программы - создание
условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Программа
разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения,
психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:
- восприятие/слушание;
- пение/песенное
творчество;
- музыкально-ритмические
движения;
- музыкально
игровое творчество;
- игра
на детских музыкальных инструментах/музицирование.
В Программе подробно
изложены значимые для ее разработки и реализации характеристики и возрастные особенности детей от 2 до 8 лет;
описана диагностика педагогического процесса для всех
возрастных групп; отражен организационный аспект: расписание занятий и учебный
план.
В Программе сформулированы задачи и подробно раскрывается содержание работы по музыкальному воспитанию с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников всех возрастных групп,
изложено взаимодействие
со всеми участниками образовательного процесса – воспитателями, специалистами,
родителями.
Учебно-методическое и
материально-техническое оснащение
программы соответствуют современным требованиям и обеспечивают
качество и результативность
образовательного процесса.
Программой учтены аспекты
образовательной среды для дошкольников:
· предметно-пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);
· условия для взаимодействия со взрослыми;
· условия для взаимодействия с другими детьми.
Изложение программного материала
опирается на целевые ориентиры возможных достижений детей в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», направлении «Музыка»:
· эмоциональная отзывчивость детей на музыкальные образы;
· умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
· формирование, соответственно возрасту, двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
· умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Освоение этих умений и навыков способствует развитию
предпосылок для:
· ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
· становления эстетического отношения к окружающему миру;
· формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
· сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым
ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Рабочая Программа имеет Приложения. №№
(1-5).