Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно - речевой направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА», далее ДООП, имеет естественнонаучную направленность.
ДООП взаимосвязана с основными документами, определяющими развитие образовательной и воспитательной системы МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»
(Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562);
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарные правила СП 2.4.3648-20; "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г.
№ 2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства юстиции РФ).
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления».
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление знаний по формированию элементарных математических представлений, способствует развитию логического мышления и способности к моделированию, что является опережающим фактором для детей дошкольного возраста.
В основу разработки программы в образовательном процессе ДОУ положен научный подход Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста:
- эффективность процесса переработки информации (способность к обобщению, осуществлять умозаключения и нахождению закономерностей);
- креативность (беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным деталям);
- обучаемость (общая способность к усвоению новых знаний).
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что математика является одним из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему интеллектуальному развитию.
Реализация данной программы направлена на формирование произвольности психических процессов, развитие логического мышления, что в дальнейшем поможет дошкольнику быть успешным в школьном обучении.
Основными принципами обучения детей дошкольного возраста являются: дифференцированный подход, доступность, преемственность содержания с учетом возрастных особенностей. Для формирования и сохранения мотивационной направленности дошкольников к умственному и познавательному процессу подбираются занимательные формы и методы обучения в деятельности, поэтому изучаемый материал запрограммирован с помощью занимательных игр и заданий, которые помогают ребенку осваивать математические знания.
Средства обучения: логороботы «Пчелка», интерактивное оборудование, наглядные пособия (коврограф, игровизор и др.), занимательные игры и упражнения, карточки-задания, индивидуальный раздаточный материал способствуют самостоятельному выполнению заданий и более глубокому освоению знаний, и вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. На занятиях у дошкольников формируется произвольность психических процессов (способность к обобщению, осуществление умозаключений и нахождение закономерностей, креативность и др.); развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственное восприятие.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что освоение материала в основном происходит в процессе практической игровой деятельности. Дошкольники осваивают математические знания с помощью занимательного материала (мобильных цифровых технологий, логороботов «Пчелка», интерактивных игр и заданий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича), который маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Для успешной реализации данной программы, в основу формирования групп положены следующие принципы: - возрастной принцип; - уровень развития интеллектуальных способностей ребенка. Количественный состав группы: 4-5 лет – 10 человек, 6 - 8 лет – 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Продолжительность образовательного процесса – 2 года.
Уровень программы: углубленный.
Формы обучения: очная.