Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Содержание
Паспорт ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
1.1
2.
3.
4.
5.

6.

Актуальность программы.
Адресат программы
Учебный план
Содержание программы

Планируемые результаты освоения программы.

Список литературы

Наименование
Программы
Основания для
разработки

Программнометодическое
обеспечение

Заказчик
Программы
Исполнитель
Программы
Составитель
Программы
Адрес
образовательного
учреждения –
исполнителя
Программы
Целевая группа
Срок реализации
Программы

Паспорт программы
Программа по познавательно – речевому развитию «Занимательная
математика»
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от
31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской
Федерации»;
- - СанПиН
- «Федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,
Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства
юстиции РФ);
- «Федеральными государственными требованиями к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. №
2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства
юстиции РФ);
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
1. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология
интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного
возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб:
Гириконт, 2000.
2. Михайлова З.А. Носова Е.А. «Логико-математическое развитие
дошкольников 3-7 лет: Игры с логическими блоками Дьенеша и
цветными палочками Кюизенера.
3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с
палочками Кюизенера для работы с детьми 3–7 лет: МОЗАИКАСИНТЕЗ; Москва; 2011
4. .Волосовец Т.В., Маркова, С.А. Аверин «STEM-образование детей
дошкольного и младшего школьного возраста».Парциальная
модульная программа развития интеллектуальных способностей в
процессе познавательной деятельности и вовлечения в научнотехническое творчество.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Родители, педагоги ДОУ
Педагог ДООП «Занимательная математика»
Творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка»
присмотра и оздоровления»
Свердловская область, город Лесной, ул. Свердлова 34а.,
тел.8(34342) 42105

Программа рассчитана на работу с детьми среднего, старшего
дошкольного возраста
2 года

Количество детей в
группе
Цель Программы
Задачи Программы

Средний возраст до 5 человек, старший и подготовительный к школе до
10 человек
формирование интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством математики и моделирования.
 раскрывать основные направления математического развития
детей 4—8 лет;
 создавать
благоприятные
условия
для
формирования
математических представлений, теоретического мышления,
развития математических способностей;
 вводить ребенка в мир математики через решение проблемно
поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую
деятельность, художественное слово с помощью моделирования;
формировать основы математической культуры (систематический
и целенаправленный процесс освоения ребенком математической
культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
 формировать предпосылки к учебной деятельности, которые
позволят успешно освоить школьную программу;
 способствовать умственному развитию ребенка, развивать
психические
процессы
(внимание,
память,
мышление),
потребность активно мыслить;
 развивать логические формы мышления, приемы умственной
деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, моделирование);
 учить применять полученные знания в разных видах деятельности
(игре, общении и др.);
 формировать графические и конструктивные умения и навыки
(плоскостное моделирование);
 воспитывать инициативность, самостоятельность.

Формы
организации и
продолжительность
мероприятий

Подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит
от возрастных особенностей.
4-5 лет – до 20 минут,
5-6-7 лет – до 25 – 30 минут.

Система
организации
контроля за
исполнением
ДООП

Отчет о реализации ДООП заслушивается один раз в год наитоговом
педагогическом совете ДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа
«Занимательная математика» имеет естественнонаучную направленность.
Программа «Занимательная математика» ориентирована на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление знаний по
формированию элементарных математических представлений, способствует развитию
логического мышления и способности к моделированию, что является опережающим
фактором для детей дошкольного возраста.
Программа разработана на основе методических разработок Воскобовича В.В.,
Харько Г.Г., Балацкой Т.И. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей
дошкольного возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», Новиковой В. П.,
Тихоновой Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с детьми
3–7 лет», Финкельштейна Б.Б. «Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе
поиграем» и программы Т. В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин «STEM-образование
детей дошкольного и младшего школьного возраста» (парциальная модульная программа
развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и
вовлечения в научно-техническое творчество) и включает новые для детей знания, не
содержащиеся в базовых компонентах основной образовательной программы ДОУ.
Актуальность программы.
На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент
переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности,
целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих
успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности
личности и, как следствие, общества и государства.
В основу разработки программы в образовательном процессе ДОУ положен научный
подход Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста:
- эффективность процесса переработки информации (способность к обобщению,
осуществлять умозаключения и нахождению закономерностей);
- креативность (беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным
деталям);
- обучаемость (общая способность к усвоению новых знаний).
Попытка развития интеллектуальных практик на регламентированных занятиях в
детском саду малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют
самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в
рамках традиционной модели обучения. Для этого необходимо принципиально новая
конструкция образовательной среды, составной частью которой является интерактивная
предметно-пространственная среда и
программа дополнительного образования
«Занимательная математика».
Использование занимательных логических игр и заданий, элементов робототехники
позволяет сделать этот процесс увлекательным и стать мотивационным стержнем
сохранения интереса к техническому творчеству, быть основой получения специальности:
инженера, программиста, конструктора, учёного.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что
математика является одним из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Успешное
обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения
обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и
уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его
общему интеллектуальному развитию.
Реализация данной программы направлена на формирование произвольности
психических процессов, развитие логического мышления, что в дальнейшем поможет
дошкольнику быть успешным в школьном обучении.
Основными принципами обучения детей дошкольного возраста являются:
дифференцированный подход, доступность, преемственность содержания с учетом
возрастных особенностей. Для формирования и сохранения мотивационной направленности
дошкольников к умственному и познавательному процессу подбираются занимательные
формы и методы обучения в деятельности, поэтому изучаемый материал запрограммирован с
помощью занимательных игр и заданий, которые помогают ребенку осваивать
математические знания.
Игровые формы организации, такие как занятия-игры, занятия-путешествия,
викторины, конкурсы позволяют ненавязчиво подводить дошкольников к освоению знаний и
умений, облегчают процесс восприятия материала.
Практический метод является одним из основных в освоение курса данной
программы, поскольку только на практике происходит развитие памяти, мышления, логики.
Средства обучения: логороботы «Пчелка», интерактивное оборудование, наглядные
пособия (коврограф, игровизор и др.), занимательные игры и упражнения, карточки-задания,
индивидуальный раздаточный материал способствуют самостоятельному выполнению
заданий и более глубокому освоению знаний, и вынуждает ребёнка к целенаправленному
сосредоточению и запоминанию. На занятиях у дошкольников формируется произвольность
психических процессов (способность к обобщению, осуществление умозаключений и
нахождение закономерностей, креативность и др.); развивается мелкая моторика пальцев
рук, пространственное восприятие.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что освоение материала в основном
происходит в процессе практической игровой деятельности. Дошкольники осваивают
математические знания с помощью занимательного материала (мобильных цифровых
технологий, логороботов «Пчелка», интерактивных игр и заданий, блоков Дьенеша, палочек
Кюизенера, игр Воскобовича), который маскирует ту математику, которую многие считают
сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Порядок подачи материала в программе выстроен, исходя из инновационной
деятельности педагога: использования мобильных цифровых технологий, применения
прикладного подхода, а также на интеграции всех образовательных модулей в единую
систему данной программы.

Адресат программы
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 8
лет.
В старшем дошкольном возрасте познавательные интересы претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с нагляднообразным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают
формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют большой
интерес к математическим отношениям.
Дети 4 – 5 лет:
- Они с удовольствием овладевают счетом и пересчетом отдельных предметов;
- Осваивают основные пространственные и временные ориентировки;
- Углубляют понятие единицы, понимание отношений между целым и его частью;
- Учатся сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один к одному.
Дети 6 – 8лет:
- Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению
творческих задач;
- Определяют местоположение предметов, их количество, удалённость друг от друга;
- Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия
других детей и оценивают чужие результаты;
- Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения,
результат, к обобщению.
Группа детей, с которыми работает педагог по дополнительному образованию,
показывает свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно
опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к
новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома
уделяется большое внимание со стороны взрослых. Однако всегда в группе есть дети,
которые имеют затруднение в обучении. Задача данной программы состоит не в
максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его
на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий
для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Для успешной реализации данной программы, в основу формирования групп положены
следующие принципы:
- возрастной принцип;
- уровень развития интеллектуальных способностей ребенка.
Количественный состав группы: 4-5 лет – 10 человек, 6 - 8 лет – 12 человек.
Уровень
программы,
объем
и
сроки
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
Продолжительность образовательного процесса – 2 года, 32 занятия в год, 64
занятия за курс обучения.
Уровень программы: углубленный.
Формы обучения: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю: 4-6 лет – 20-25 минут; 6-8 лет – 25-30 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые.
Виды занятия:
- интегрированные;
- занятие - путешествия;
- занятие – игра;
- викторины, конкурсы;
- обобщающие.
Структура занятий:
Организационная часть – обеспечивает наличие всех необходимых для занятия
пособий, иллюстраций, раздаточного материала.
Теоретическая часть – должна быть максимально компактной и включает в себя
необходимую информацию о теме и содержании занятий.
Практическая часть – направлена на закрепление материала в ходе работы с
занимательным материалом.
Цель программы: комплексное развитие интеллектуальных способностей
старшего дошкольного возраста.

детей

Задачи 1 –го года обучения:
Образовательные:
- Учить элементарным математическим представлениям в объёме выше уровня
основной образовательной программы ДОУ.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, общую и мелкую моторику
дошкольника.
Личностные:
- Формировать познавательную активность и мотивацию к обучению.
Метапредметные:
- Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам
умственных действий (сравнение, обобщение, группировка, установление причинноследственных связей и др.).
Задачи 2 –го года обучения:
Образовательные:
- Расширить элементарные математические представления в объёме выше уровня
основной образовательной программы ДОУ.
- Ввести в активную речь детей математические термины.
Личностные:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию
познавательных интересов.
- Совершенствовать способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные:

- Совершенствовать умение строить логическое рассуждения, делать выводы.
- Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность, работать индивидуально и в группе.
Учебный план
1 год обучения
№

Количество часов
Раздел, тема

1

Практи
ч.занят
ия
1

Викторина

5

1

4

Д/и

Работа с палочками Кьюзинера

5

1

4

4.

Игры Воскобовича («Игровизор»)

3

-

3

5.

Игры Воскобовича («Коврограф»)

3

-

3

6.

Игры Воскобовича («Прозрачный квадрат»)

4

1

3

7.

Игры Воскобовича («Двухцветный квадрат»)

3

1

2

Игровые
упражнения
Листызадания
Игровое
поле
Схемызадания
Схемызадания

8.

Игры в движении «Медовое сражение»

3

1

2

9.

Интерактивные игры

4

-

4

32

6

26

Всего

Теорет.
занятия

2

2.

Введение в образовательную программу,
итоговое задание
Работа с блоками Дьенеша

3.

пп
1.

ИТОГО

Форма
контроля

Напольная
игра
Интерактив
ная игра

2 год обучения
№

Раздел, тема

пп

Количество часов
Всего

Теорет.
занятия
1

Форма
контроля

Практ..
занятия
1

Викторина

2

2.

Введение в образовательную программу,
итоговое занятие
Работа с блоками Дьенеша

3

3

Д/и

3.

Работа с палочками Кьюзинера

6

6

4.

Игры Воскобовича («Игровизор»)

4

4

5.

Игры Воскобовича («Коврограф»)

2

2

6.

Игры Воскобовича («Прозрачный квадрат»)

2

2

7.

Игры Воскобовича («Геоконт»)

2

Игровые
упражнения
Листызадания
Игровое
поле
Схемызадания
Схемызадания

1.

1

1

8.

Игры в движении «Медовое сражение»

2

2

9.

Интерактивные игры

2

2

10.

Логоробот «Пчелка»

7

4

3

32

6

26

ИТОГО

Напольная
игра
Интерактив
ная игра
Игровые
поля

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура программы. Программа состоит из 2-х учебно-тематических блоков,
которые предусматривают реализацию конкретных целей и задач на каждом уровне
обучения:
Содержание программы
1 год обучения
№
п/п
1

Тема занятия
Введение в
образовательну
ю программу

Цели занятия

Знакомство детей с
педагогом, программой
кружка.

2

3

Блоки
Дьенеша.

Знакомство детей с
блоками Дьенеша

Блоки
Дьенеша

Учить детей находить
фигуру по заданным
признакам (цвету,
форме, величине)

4
Палочки
Кюизенера.
5
Палочки
Кюизенера.

Знакомство детей с
палочками Кюизенера
Учить различать палочки
по цвету и длине,
составлять из них
геометрические фигуры
(квадрат, треугольник,

Содержание занятия
Игра – знакомство с
мячиком «Как тебя
зовут».
Беседа с детьми о
предмете
«Математика» (что
изучает, применение
знаний в жизни).
Рассматривание и
обследование фигур
(цвет, форма,
величина, толщина).

Время
проведени
я (месяц,
неделя)

Форма
контроля

октябрь,
1 неделя

октябрь,
2 неделя

Д/и
«Найди
фигуру
как у
меня».

Выкладывание дорожек
(чередование фигур по
форме и цвету).

октябрь,
3 неделя

Д/и
«Волшебн
ый
мешочек»

Рассматривание и
обследование палочек
(цвет, длина)

октябрь,
4 неделя

Д/ и
«Строим
дорожки».

Работа с палочками,
конструирование
домиков (размер
домика зависит от
длины палочек).

ноябрь,
1 неделя

Игровое
упражнени
е «Домик
для
собачки»

прямоугольник):

6

«Игровизор»

7

«Квадрат
Воскобовича»
(двухцветный).

8

«Квадрат
Воскобовича»
(двухцветный).

9

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».

Учить соотносить
предметы с
геометрическими
фигурами.

Приложение к
игровизору «Катя,
Рыжик и рыбка»
(нахождение предмета
в пространстве,
соотнесение его с
геометрической
фигурой)
Работа с квадратом
Знакомство с квадратом
(освоение приемов
- гибкость, цвет;
сгибания и сложение
развитие
плоскостных фигур).
пространственного
мышления и воображения.
Развивать умение
Работа со схемами
складывать предметные
(умение ее читать,
формы по схемам, по
конструировать по ней.
собственному замыслу

ноябрь,
2 неделя

Листызадания

ноябрь,
3 неделя

Игровое
упражнени
е «Дом,
конфета»

ноябрь,
4 неделя

Схемы задания

Знакомство детей с игрой
«Прозрачный квадрат» учить находить
геометрические фигуры на
пластинках.

декабрь,
1 неделя

Игровое
упражнени
е

декабрь,
2 неделя

Игровое
упражнени
е

декабрь,
3 неделя

Интеракти
вная игра

декабрь,
4 неделя

Листызадания

январь,
1 неделя

Игровое
задание

10

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».

Учить
детей
конструировать квадрат из
двух-трех геометрических
фигур;
развивать
логическое мышление.

11

Интерактивные
игры

Учить детей
конструировать предметы
из геометрических фигур,
развитие пространственной
ориентации.

12

13

«Игровизор»

«Коврограф»

Рассматривание
геометрических фигур
на пластинках,
объединение их в
группы (треугольники,
квадраты и т.д.)
Складывание из
льдинок с большими
треугольниками
квадрата; складывание
квадрата из других
геометрических фигур.
Создание предметов из
геометрических фигур,
используя прием
«перемещение».

Приложение к
Учить
соотносить игровизору
количество предметов с «Лабиринты цифр»
цифрой.
(нахождение цифр и
соотнесение их с
соответствующим им
количеством
предметов).
Знакомство детей с
Рассматривание
игровым полем
игрового поля
«Коврограф»; развитие
(поделено на клетки),
пространственных
углы, стороны, центр.
представлений.

14

«Коврограф»

Обучение детей составлять
узор по схеме, умения
ориентироваться в
пространстве.

15

Интерактивные
игры

16

Игры в
движении

17

Игры в
движении

Учить детей работать над
симметрией; развитие
графических навыков.
Знакомство с напольной
игрой по математике
«Медовое
сражение»
(устный счет, ориентации
в пространстве, меткости
и ловкости).
Учить детей устному
счету, ориентировке в
пространстве.

18

Палочки
Кюизенера.

19

Блоки
Дьенеша.

20

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».

21

Блоки
Дьенеша.

22

«Коврограф»

23

Интерактивные
игры

Составление
«звездочки» на
коврографе, используя
набор «Разноцветные
кружки».
Дорисовывание
предмета по клеточкам,
симметрично его части.
Ознакомление с
игровым полем,
правилами игры.

Используя игровое
поле, дети кидают
мешочки и считают
количество очков за 2
броска (устный счет в
пределах 10).
Учить детей
Выстраивание
количественному и
числовой лесенки из
порядковому счету в
палочек от самой
пределах 10.
низкой до самой
высокой. Прямой и
обратный счет до 10.
Учить детей выкладывать
Рассматривание схем.
цепочку из фигур по схеме. Учить детей «читать»
схемы, опираясь на них
правильно выкладывать
цепочку из фигур.
Учить детей складывать из Уметь находить
пластинок простые
нужную пластинку и
плоскостные фигур,
конструировать из них
развитие мелкой моторики
простые плоскостные
руки.
предметы (ваза,
лошадка).
Учить детей составлять из
Опираясь на схему
фигур различные предметы; конструирование из
развивать воображение,
геометрических фигур
мелкую моторику рук.
предметов (домик,
елочка, цветок).
Формировать навыки
Используя «стрелочки»
ориентировки в
учить выкладывать
пространстве, развитие
дорожку по клеточкам
внимания.
в разных направлениях,
согласно инструкции
педагога.
Развивать
Используя стилус, как
пространственное
карандаш, проводить
воображение, мышление;
линии в заданном
мелкую моторику руки.
направление, согласно

январь,
2 неделя

Схемызадания

январь,
3 неделя

Интеракти
вная игра

январь,
4 неделя

Напольная
ига

февраль,
1 неделя

Игра «Кто
больше
наберет
очков».

февраль,
2 неделя

Игровое
упражнени
е
«Числовая
лесенка»

февраль,
3 неделя

февраль,
4 неделя

Игровое
упражнени
е
«Поможем
Незнайке».
Схемызадания

март,
1 неделя

Схемызадания

март,
2 неделя

Игровое
упражнени
е «Гномы».

март,
3 неделя

Интеракти
вная игра

инструкции педагога.

24

Палочки
Кюизенера.

Учить детей устанавливать
соответствие между числом
и цветом, развитие
мышления.
Развитие математического
мышления, логики;
развитие мелкой моторики
рук.

Подбирая палочки
одного цвета, дети
делают выводы, что у
них есть свое число.
Сравнивая количество
фигур, дети используют
количественный счет.

25

Блоки
Дьенеша.

26

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».

Развитие логического
мышления, памяти.

27

«Квадрат
Воскобовича»
(двухцветный).

28

«Игровизор».

29

Игры в
движении

Развитие
пространственного
мышления, воображения;
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
мышления, внимания;
мелкой моторики рук.
Учить детей устному
счету, ориентировке в
пространстве.

30

Палочки
Кюизенера.

Развитие логического
мышления, воображения:
мелкой моторики рук.

31

Интерактивные
игры

Развивать
пространственное
воображение, мышление;
мелкую моторику руки.

32

Итоговое
занятие

Обобщение ранее
полученных знаний

Конструирование
фигур по памяти после
чтения сказки
«Нетающие льдинки
озера Айс».
В процессе выполнения
игровых заданий, дети
учатся складывать
одноцветные фигуры.
Дети на листахзаданиях проводят
дорожки, используя
количественный счет.
Используя игровое
поле, дети делятся на 2
команды и кидая
мешочки, зарабатывают
очки (устный счет в
пределах 10).
Подбирая палочки
одного цвета,
распределяя их в
пространстве, дети
создают заданный
образ.
Используя стилус, как
карандаш, проводить
линии в заданном
направление, согласно
инструкции педагога.
Используя различный
игровой
материал(блоки
Дьенеша, палочки
Кюизенера, коврограф),
дети выполняя задания
используют ранее
полученные знания.

март, 4
неделя
апрель,
1 неделя

Д/и
«Дом и
мебель для
матрешки».
Игра
«Сравни»,
«Незнайка
и фигуры».

апрель,
2 неделя

Игровое
упражнени
е

апрель, 3
неделя

Схемызадания

апрель,
4 неделя

Листызадания

май,
1 неделя

Командная
игра

май, 2
неделя

Игровое
упражнени
е

май,
3 неделя

Интеракти
вная игра

май,
4 неделя

Викторина

2 год обучения
№
Тема занятия
п/п
1

Введение в
образовательн
ую программу

2
Игра
«Геоконт»

Цели занятия

Знакомство детей с
педагогом, программой
кружка.

Знакомство с игрой
«Геоконт» - развитие
логического мышления;
мелкой моторики руки.

3
Блоки
Дьенеша.

4

Палочки
Кюизенера.

5

Логоробот
«Пчелка»

6

Логоробот
«Пчелка»

7

Логоробот
«Пчелка»

Знакомство детей с
блоками Дьенеша (их
схематическим
изображением)-развитие
мышления, воображения..
Учить детей составлять
число из двух меньших,
формирование навыка
самоконтроля и
самооценки.
Знакомство с логороботом
«Пчелка» - развитие
логического и
пространственного
мышления, внимания.
Знакомство с логороботом
«Пчелка» - развитие
логического и
пространственного
мышления, внимания.
Знакомство с логороботом
«Пчелка» - развитие
логического и
пространственного
мышления, внимания.

Содержание занятия
Игра – знакомство с
мячиком «Как тебя
зовут».
Беседа с детьми о
предмете
«Математика» (что
изучает, применение
знаний в жизни).
Дети знакомятся с
игрой (поле,
обозначения, работа с
резинками).
Знакомство детей со
схематичным
изображением
геометрических
фигур (схемами).
Дети выкладывают
палочками разной
длины каждый этаж
дома и выясняют, какая
цифра должна быть на
его крыше(состав числа
6).
Знакомство с минироботом (системой
управления) – панелью
и кнопками
управления.
Обучение детей
элементарным
программам работы
логоробота
(перемещение его на
шаг вперед, назад).
Обучение детей
элементарным
программам работы
логоробота (повороты
его направо, налево,
приостановление его
движения).

Время
проведени
я (месяц,
неделя)

Форма
контроля

октябрь,
1 неделя

октябрь,
2 неделя
октябрь,
3 неделя

октябрь,
4 неделя

ноябрь,
1 неделя

ноябрь,
2 неделя

ноябрь,
3 неделя

Игровое
упражнени
е «Сделай,
как я»
Игровое
упражнени
е «Выложи
дорожку
по схеме»
Листызадания

8

Логоробот
«Пчелка»

Знакомство с логороботом
«Пчелка» - развитие
логического и
пространственного
мышления, внимания.

Освоение детьми
записи движения
робота, используя
коврики со
стрелочками.

«Игровизор»

Учить детей графически
изображать
пространственные
отношения и моделировать
их в виде рисунка.
Продолжать учить детей
складывать из пластинок
плоскостные фигуры,
опираясь на схемы.
Развивать
пространственное
воображение, мышление;
мелкую моторику руки.

Дети, слушая и
выполняя инструкции
педагога, чертят линии
по клеточкам.

9

10

11

12

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».
Игры в
программе
Mimio Studio

Игра
«Геоконт»

13

Игры в
движении

14

Палочки
Кюизенера.

15

«Игровизор»

16

Блоки
Дьенеша

17

«Коврограф»

Дети, опираясь на
схему, отбирают
нужные пластинки и
создают предмет.
Используя стилус, как
карандаш, проводить
линии в заданном
направление, согласно
инструкции педагога.
Дети, опираясь на
Учить детей из резинок схемы, растягивают
конструировать
цифры, резинку и закрепляют
развитие
ее на нужные гвоздики.
пространственного
воображения.
Учить детей устному
Используя игровое
счету, ориентировке в
поле, дети делятся на 2
пространстве.
команды и кидая
мешочки, зарабатывают
очки (устный счет в
пределах 10).
Учить детей составлять
Дети выкладывают
число из двух меньших,
палочками разной
формирование навыка
длины каждый этаж
самоконтроля и
дома и выясняют, какая
самооценки.
цифра должна быть на
его крыше(состав числа
7).
Учить детей графически
Дети, слушая и
изображать
выполняя инструкции
пространственные
педагога, чертят линии
отношения и моделировать по клеточкам.
их в виде рисунка.
Продолжать учить детей
Воспитатель
выкладывать цепочку из
выкладывает схему
фигур по схеме, развитие
геометрической
логического мышления;
фигуры(кодирует ее), а
памяти.
ребенок должен ее
«расшифровать» и
показать.
Продолжать
Используя «стрелочки»
формировать навыки
дети выкладывают
ориентировки в
дорожку по клеточкам

ноябрь,
4 неделя

декабрь, 1
неделя

Игровое
упражнени
е Рыбка,
заяц».

декабрь, 2
неделя

Схемызадания

декабрь, 3
неделя

Интеракти
вная игра

декабрь, 4
неделя

Схемызадания

январь, 1
неделя

Командная
игра

январь, 2
неделя

Д/и
«Домики»

январь, 3
неделя

Игровое
упражнени
е «Змея».

январь, 4
неделя

Игра
«Кодировщ
ик»

февраль, 1
неделя

Игровое
упражнени
е «Гномы».

де

пространстве, развитие
внимания.
18

Логоробот
«Пчелка»

19

«Игровизор»

20

Игра
Воскобовича
«Прозрачный
квадрат».
Логоробот
«Пчелка»

21

22

Палочки
Кюизенера.

23

Игра
«Геоконт»

24

Интерактивные
игры

25

Логоробот
«Пчелка»

26

Палочки
Кюизенера

Закрепление знаний о
цифрах (в пределах 10).
Формирование умения
решать примеры на
сложение, учить основам
программирования.
Продолжать учить детей
графически изображать
пространственные
отношения и моделировать
их в виде рисунка.
Продолжать учить детей
складывать из пластинок
плоскостные фигуры,
опираясь на схемы.
Закрепление знаний о
цифрах (в пределах 10).
Формирование умения
решать примеры на
вычитание, учить основам
программирования.
Учить детей составлять
число из двух меньших,
формирование навыка
самоконтроля и
самооценки.

в разных направлениях,
согласно инструкции
педагога.
Дети решают примеры
(на карточках) и
программируют
логоробота до той
цифры, которая
является ответом.
Дети, слушая и
выполняя инструкции
педагога, чертят линии
по клеточкам.

Дети, опираясь на
схему, отбирают
нужные пластинки и
создают предмет.
Дети решают примеры
(на карточках) и
программируют
логоробота до той
цифры, которая
является ответом.
Дети выкладывают
палочками разной
длины каждый этаж
дома и выясняют, какая
цифра должна быть на
его крыше(состав числа
8).
Знакомство детей с
Дети с помощью
геометрией ( понятиями
резинок и гвоздиков
«луч», «отрезок», «прямая», осваивают понятия
«кривая»), развитие
«луч», «отрезок»,
пространственной
«прямая», «кривая».
ориентацией: мелкой
моторике руки.
Знакомство детей с
Дети, выполняя ряд
понятием «задача», из
заданий, используя
каких частей состоит.
стилус по клеточкам
Решение простых задач на
пишут цифры, знаки.
сложение.
Формировать умения
Дети, расшифровывают
планировать действия,
по схемам
задавать
геометрические фигуры
последовательность команд и программируют
для достижения желаемого логоробота до этой
результата.
фигуры на поле.
Учить детей составлять
Дети выкладывают
число из двух меньших,
палочками разной
формирование навыка
длины каждый этаж
самоконтроля и
дома и выясняют, какая

февраль, 2
неделя

Игровое
поле
«Цифры»

февраль, 3
неделя

Игровое
упражнени
е «Домик,
утка».

февраль, 4
неделя

Схемызадания

март,
1 неделя

Игровое
поле
«Цифры»

март,
2 неделя

Д/и
«Домики»

март,
3 неделя

Сказка
«Волшебна
я линия»

март,
4 неделя

Презентаци
я

апрель,
1 неделя

Игровое
поле
«Геометри
ческие
фигуры»

апрель,
2 неделя

Д/и
«Домики»

самооценки.
27

Блоки
Дьенеша

Продолжать учить детей
выкладывать цепочку из
фигур по схеме, развитие
логического мышления;
памяти.

28

Палочки
Кюизенера

Учить детей составлять
число из двух меньших,
формирование навыка
самоконтроля и
самооценки.

29

«Коврограф»

Продолжать
формировать навыки
ориентировки в
пространстве, развитие
внимания.

30

Игры в
движении

Учить детей устному
счету, ориентировке в
пространстве.

31

Палочки
Кюизенера

Учить детей составлять
число из двух меньших,
формирование навыка
самоконтроля и
самооценки.

32

Итоговое
занятие

Обобщение ранее
полученных знаний

цифра должна быть на
его крыше(состав числа
8).
Воспитатель
выкладывает схему
геометрической
фигуры(кодирует ее), а
ребенок должен ее
«расшифровать» и
показать.
Дети выкладывают
палочками разной
длины каждый этаж
дома и выясняют, какая
цифра должна быть на
его крыше(состав числа
9).
Используя «стрелочки»
дети выкладывают
дорожку по клеточкам
в разных направлениях,
согласно инструкции
педагога.
Используя игровое
поле, дети делятся на 2
команды и кидая
мешочки, зарабатывают
очки (устный счет в
пределах 10).
Дети выкладывают
палочками разной
длины каждый этаж
дома и выясняют, какая
цифра должна быть на
его крыше(состав числа
10).
Используя различный
игровой
материал(логоробота,
блоки Дьенеша,
палочки Кюизенера,
коврограф), дети
выполняя задания
используют ранее
полученные знания.

апрель,
3 неделя

Игра
«Кодировщ
ик»

апрель,
4 неделя

Д/и
«Домики»

май,
1 неделя

Игровое
упражнени
е

май,
2 неделя

Игровое
поле
«Медовое
сражение»

май,
3 неделя

Д/и
«Домики»

май,
4 неделя

Викторина

Планируемые результаты освоения программы.
1 год обучения
Образовательные:
- Воспитанник овладеет практическими действиями (способами познания) свойств и отношений,
как отдельных предметов, так и групп по величине, форме, количеству и др. (выше уровня основной
образовательной программы ДОУ), а так же в осуществлении поисковых действий.
- Практическое использование игрового материала позволит воспитаннику овладеть первичными
элементами логического мышления (умение действовать и мыслить последовательно), развить общую и
мелкую моторику.
- Сформируются новые математические представления детей через накопление и расширение
сенсорного опыта, увеличится объём внимания и памяти ребенка.
Личностные:
- При решении поисково-игровых ситуаций воспитанник проявляет инициативу, степень проявления
самостоятельности в решении поставленных задач (приступает к выполнению; спрашивает, ждет
помощи; сомневается) и стремление к достижению цели.
Метапредметные:
- Формируется у детей умение выделять наиболее значимые логические действия: группировка и
классификация, упорядочивание и сериация.
2

год обучения
Образовательные:
- Воспитанник овладеет знаниями и практическими действиями выше уровня основной
образовательной программы ДОУ; научится устанавливать связи и зависимости; моделировать и
схематизировать материал.
- Освоит умение выражать в своей речи сущность практических действий, используя
математические термины.
Личностные:
- Сформирована мотивация к учебной деятельности, ориентированная на активизацию
познавательных интересов.
- Проявление инициативности воспитанника в логико-математических видах деятельности
способствует его саморазвитию, интересу к техническому творчеству, что может послужить основой
получения специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.
Метапредметные:
- Сформированы умения делать выводы и строить логические рассуждения (соблюдать правила
последовательности действий, умение обнаруживать нарушения (ошибки) и предлагать варианты и их
исправления, обосновывая ход своих мыслей).
- Формируется умение использовать освоенные знания, средства и действия с целью
самостоятельной и совместной деятельности, работая в группе или индивидуально.
Условия реализации программы:
Оборудование:
- ноутбук с интернет источником;
- магнитная доска с интерактивной проектором;
- логороботы «Пчелка» (4 шт.);

- магнитофон.
Дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки-задания, схемы, таблицы, палочки
Кюизенера, блоки
Дьенеша, игры Воскобовича («Игровизор», «Геоконт», «Прозрачный квадрат»,
«Волшебные фонарики» и др.), мини-коврографы для индивидуальной работы.
Материалы: простые карандаши, маркеры, числовые карточки.
Форма аттестации:
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов освоения программы
проходит в форме
опроса; выполнения самостоятельных работ на листах-заданиях. Среди
традиционных форм контроля эффективности образовательного процесса программа предполагает
использование викторин, игровых моментов, логических игр. Предпочтение детей, позиции
сформированности оценочных суждений выявляются в ходе рефлексии, дидактических игр.
Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов.
В конце учебного года предполагается участие детей в дистанционных математических
конкурсах, проводятся открытые занятия для родителей и педагогов.
Оценочные материалы:
- педагогическое наблюдение, беседа;
- диагностические ситуации;
- листы-задания;
- тестовые задания;
- анализ продуктов детской деятельности.
Методические материалы:
Образовательные и учебные форматы:
Для реализации программы используются игровые формы организации: занятия-игры, занятияпутешествия, викторины, конкурсы.
Методы и приемы:
- наглядные (пособия, презентации, игровые поля, демонстрационный материал и др.);
- словесные (беседы, объяснение, художественное слово и др.);
- игровые (дидактические игры, игры в движении, интерактивные игры, игровые ситуации и др.);
- практические (карточки – задания, схемы – задания, индивидуальные коврографы и др.).
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные: интерактивное, презентации;
- мобильные цифровые технологии: логороботы «Пчелка»;
- технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: разноуровневые задания и
упражнения, учет запросов и желаний детей и др.;
- здоровьесберегающие технологии: игры в движении, музыкальные физкультминутки и др.
Алгоритм учебного занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Структура занятий:
Организационная часть – обеспечивает наличие всех необходимых для занятия пособий,
иллюстраций, раздаточного материала.
Теоретическая часть – должна быть максимально компактной и включает в себя необходимую
информацию о теме и содержании занятий.
Практическая часть – направлена на закрепление материала в ходе работы с занимательным
материалом.

Список литературы
Литература для педагогов
Основная литература
1. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального
развития детей дошкольного возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб:
Гириконт, 2000.
2. Михайлова З.А. Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников 3-7 лет: Игры
с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.
3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы
с детьми 3–7 лет: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2011
4. Волосовец Т.В., Маркова, С.А. Аверин «STEM-образование детей дошкольного и младшего
школьного возраста».Парциальная модульная программа развития
интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения
в научно-техническое творчество.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Дополнительная литература
5. Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. - ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург,
2011
6. Соловьева Е.В., Стрюкова О.Ю. Использование Логоробота Пчелка в образовательном процессе.
Методическое пособие.- М.:ИНТ, 2018.
7. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» - «Воронеж»: ООО «Метода», 2013.
Литература для родителей
8.

Лелявина

Н.О.,

Финкельштейн

Б.Б.

«Давайте

вместе

поиграем»

Комплект игр с блоками Дьенеша. - Санкт-Петербург. ООО «Корвет», 2001.
Литература для детей
9. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». – СПб: ООО «Корвет», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».