Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «РЕЧЕВИЧОК»
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно - речевой направленности «РЕЧЕВИЧОК», далее ДООП, разработана в соответствии с нормативно-правовыми основами проектирования дополнительных общеобразовательных программ:
• Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской
Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Письмом МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
• Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарные правила СП 2.4.3648-20; "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
• Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»
В содержание программы вошло учебно-методическое пособие «Развитие
фонематического слуха у детей 4 – 5 лет», автор Колесникова Е.В., которое создано на
основе программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Структура рабочей программы представлена тремя разделами.
I целевой раздел программы раскрывает цели и задачи реализации программы,
принципы, значимые характеристики особенностей развития детей 4-5 лет, планируемые
результаты освоения программы.
Во II содержательном разделе программы описаны формы и способы образовательной
деятельности, методы и приемы, средства обучения.
III организационный раздел рабочей программы посвящен описанию кадрового,
материально-технического, программно-методического обеспечения образовательного
процесса, нормативно-правовой базы, учебного плана, календарно-тематическому плану,
мониторингу.
Данная программа имеет познавательно-речевую направленность.
Актуальность программы:
Данная образовательная программа «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»
будет способствовать успешному развитию речи детей, так как именно в этом возрасте
формируется начало анализа звуковой стороны устной речи. Звуковая и знаковая
действительность сопряжены с овладением детьми определёнными грамматическими
правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей данного
возраста.
Целью является развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. В соответствии с
целью реализуются следующие задачи программы:
1. Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание
того, что такое слово, предложение и как они строятся;
2. познакомить детей со звучащим словом, его протяжённостью;
3. способствовать овладению способами интонационного выделения звука в слове,
называть слова с заданным звуком;
4. познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;
5. способствовать усвоению смыслоразличительной функции звука.
Приоритетной формой при организации кружка по программе «Речевичок» детей является
объединение детей в малые группы по 6 детей.
Педагог проводит подгрупповые занятия 1 раз в неделю. Длительность
подгрупповых занятий – до 20 минут. Всего в год 36 занятий.
Планируемые результаты
• Различает слова: короткие и длинные, похожие и непохожие, громкие и тихие.
• Слова делит на слоги.
• Дифференцирует твёрдые и мягкие согласные.
• Определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного).
• Произвольно регулирует темп и силу голоса.
• Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует
несложные предметы.
• Выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
• Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает
предложенную задачу, самостоятельно её решает, осуществляет самоконтроль и
самооценку и т. д.)
Срок реализации программы сентябрь – май.