Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «РЕЧЕВИЧОК»

ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РЕЧЕВИЧОК»
цель

Цель: развитие фонематического слуха у детей 5-8 лет.

задачи

1. сформировать

у детей первоначальные лингвистические
представления, понимание того, что такое слово, предложение и
как они строятся;
2. познакомить детей со звучащим словом, его протяжённостью;
3. способствовать
овладению
способами
интонационного
выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком;
4. познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;
5.способствовать
усвоению
смыслоразличительной
функции звука.

образовательная
область

познавательно-речевое развитие

вид
срок реализации

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
1 год

возраст

5-8 лет

количество детей

максимальное количество детей в подгруппе – 10

форма организациии
продолжительность
итоговых
мероприятий

игровое итоговое занятие до 20-30 минут

форма организации
итоговых мероприятий

игровое итоговое занятие

методическое
обеспечение

учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха
у детей », автор Колесникова Е.В., создано на основе программы
«Отзвука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Структура программы
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы
Формы организации образовательной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация развивающей предметно-пространственной Среды
Материально-техническое обеспечение программы
Планирование образовательной деятельности

3.3.1.

Учебный план программы

3.3.2.

Календарно-тематическое планирование

3.3.3.

Комплексно-тематическое планирование

3.3.4.

Мониторинг. Оценочные материалы

3.4.
3.5.

Перечень нормативных и нормативно – методическихдокументов
Перечень литературных источников
Приложение 1

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Проблема разработки платных образовательных программ по речевому развитию у
детей дошкольного возраста остается в настоящее время актуальной, поскольку
продолжается поиск обновления качества содержания по данному направлению работы,
поэтому в нашем дошкольном учреждении разработана образовательная программа по
развитию фонематического слуха у детей 5-8 лет. Программа ориентирована на создание
условий для развития личности ребенка, развитие мотивации у ребенка к познанию.
Данная образовательная программа «Развитие фонематического слуха у детей 5-8
лет» будет способствовать успешному развитию речи детей, так как именно в этом возрасте
формируется начало анализа звуковой стороны устной речи. Звуковая и знаковая
действительность сопряжены с овладением детьми определёнными грамматическими
правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей данного
возраста.

1.2.

Цель и задачи реализации программы

Целью является развитие фонематического слуха у детей 5-8 лет. Всоответствии с
целью реализуются следующие задачи программы:

1. сформировать у детей первоначальные лингвистические представления,понимание
того, что такое слово, предложение и как они строятся;

2. познакомить детей со звучащим словом, его протяжённостью;
3. способствовать овладению способами интонационного выделения звука вслове,
называть слова с заданным звуком;

4. познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;
5. способствовать усвоению смыслоразличительной функции звука.
1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования, обозначенных
в ФГОС дошкольного образования:

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;

2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;

3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребёнка в различных видах деятельности;

5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований,
методов возрасту и особенностям развития);

6. осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения(постепенного
и постоянного);

7. интеграция различных направлений образовательного процесса областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

8. сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический, личностноориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации развивающего
взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Значимые характеристики особенностей развития детей 5-8 лет
В

речевом

развитии

в

этом

возрасте

у детей

осуществляется

исключительного господства ситуативной речи к использованию
контекстной

(свободной

характеризуется

от

наглядной

использованием

ситуации)

основных

речи.

переход

от

и ситуативной, и

Овладение родным языком

грамматических

категорий

(согласование,

употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря
разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В возрасте 5 лет у детей заметно увеличивается словарный запас за счёт слов,
обозначающих свойства и качественные характеристики предметов, действия с ними. Они
активно начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы: широкий-узкий,
твёрдый-мягкий) и близким значением (синонимы: смелый - храбрый), употребляют
обобщающие слова (овощи, одежда, транспорт).
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребёнок, составляет 2000– 2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом
факторов, в том числе и средой, в которой живёт, воспитывается и обучается ребёнок.
Однако,

некоторые

дети

неправильно

согласовывают

существительные

с

прилагательными в роде, числе, падеже; неправильно употребляют существительные в
родительном падеже множественного числа (много собак, деревьев, птиц).
Для детей 5 лет характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том,
что ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

Типична и обратная замена звуков (шапка – сапка, жук – шук – зук).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков (Р, Л), что
обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.
Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам
речи, именно поэтому данный возрастной период важен для обучения элементам грамоты.
Дети овладевают практически правильным произношение всех звуков родного языка.
У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учётом психических и физических особенностей и строится работа по ознакомлению с
элементами грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить,
если они имеются, и подготовить ребёнка к следующему этапу обучения – развитию звукобуквенного анализа.

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения платной образовательной программы «Развитие фонематического
слуха у детей 5-8 лет» представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений
ребенка на этапе завершения среднего дошкольного возраста.

 Различает слова: короткие и длинные, похожие и непохожие, громкие итихие.
 Слова делит на слоги.
 Дифференцирует твёрдые и мягкие согласные.
 Определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного).
 Произвольно регулирует темп и силу голоса.
 Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует несложные
предметы.

 Выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
 Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенную
задачу, самостоятельно её решает, осуществляет самоконтроль и самооценку и т. д.)

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
В

содержание

программы

вошло

учебно-методическое

пособие

«Развитие

фонематического слуха у детей 5-8 лет», автор Колесникова Е.В., которое создано на основе
программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Теоретические основы авторского подхода опираются на разработки концепции
дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научнометодической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался
системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры
целостно,

в

единстве

сознания,

деятельности,

во

взаимосвязи

всех

компонентов

образовательного процесса.
Комплексный

подход

требует

не

только

взаимодействия

разных

наук

(психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но икомплексного подхода в
решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А.
Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретический подход к проблеме основывается на
представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете
концепции

развития

целостной

личности

с

учётом

этапов

и закономерностей,

психофизиологических особенностей детей, их потребностей. Деятельностный подход позволяет
рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди
которых занимаетигра. В

игре,

игровой

ситуации

созревают

познавательные

процессы,

потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей К школе.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной
возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от степени
подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте. Программа – не
статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения
подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового
отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой
успешности школьного обучения (Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.А. Тумакова и
др.)
Содержание программы обеспечивает:

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

-

формирование

у

ребёнка

универсальных

предпосылок

учебной

деятельности

(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и
выполнять его и т. д.).
2.2. Формы организации образовательной деятельности
Обучение детей по программе «Развитие фонематического слуха у детей 5-8 лет»
осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных образовательных услуг. Программа
рассчитана на возрастную категорию детей от 4 до 5 лет. Приоритетной формой организации
детей является объединение их в малые группы по 2-4 ребенка, либо по 4-6 детей. Это
позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным
переживаниям. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут в течение
учебного года. Общее количество занятий 32.
Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на
доступном детям материале по принципу «от простого к сложному» с использованием рабочей
тетради «От слова к звуку». Отдельные речевые ситуации, представленные в рабочих тетрадях
для детей, могут быть использованы как элемент коммуникативной деятельности (5-6 минут).
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и
упражнениях с использованием наглядного материала.
Наряду с основными задачами, используемая рабочая тетрадь решает задачи по
подготовке руки ребёнка к письму на данном возрастном этапе с учётом его психологовозрастных особенностей; развитию мелкой моторики и развитию графических навыков;
развитию фонематического восприятия и формированию устной разговорной речи.
Программа включает в себя широкое использование различного словесного и
иллюстрированного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные
игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и
мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и
самооценку ребёнка.
В данном планировании представлены 32 темы, которые входят в познавательно-речевое
направление, содержание которого решает задачу – развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха.
Цель: содействие развитию речи детей на основе развития фонематических процессов. На
данном этапе речевого развития выделены 4 задачи, которыерешаются комплексно:

1.

Активизация движений артикуляционного аппарата; формирование правильных

артикуляционных укладов.

2.

Развитие фонематического слуха.

3.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

4.

Развитие мелкой моторики и основных движений (упражнения для рук, ног,

туловища).
Работа по формированию правильных артикуляционных укладов решается при помощи
выполнения артикуляционных упражнений на каждом занятии.
Работа по развитию фонематического слуха начинается с побуждения детей
интонационно произносить свистящие, шипящие, взрывные, губные звуки, что способствует
не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков. Эта
задача решается практически накаждом занятии.
Работа со звуком проходит 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга,
позволяя детям успешно усваивать материал.

1.

Ребёнок слышит интонационно выделенный звук в словах и можетсравнить его со

звуками окружающего мира.

2.

Ребёнок сам интонационно произносит заданный звук в словах.

3.

Ребёнок может произнести заданный звук изолированно.

4.

Ребёнок может определить и назвать первый звук в слове.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять

гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмикослоговую структуру слова.
Дети

знакомятся

с

графическим

изображением

слова

(моделированием)

–

прямоугольник; пробуют делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове,
стараются подбирать схему к слову, к которому она подходит. Решение данной задачи не
вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс работы с моделями слов
развивающим, интересным.
Сначала в игровой форме дети учатся различать на слух «песенку большого комара З-ЗЗ» и «песенку маленького комара Зь-Зь-Зь»; «песенку дождя сильного К-К-К», и «песенку
дождя мелкого Кь-Кь-Кь». Затем предлагаются пары звуков Т-Ть, Б-Бь и др., где дети уже на
слух определяют мягкие и твёрдые согласные. Для успешного решения задачи широко
используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко»,
«Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс
общения более интересным, занимательным,доступным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не
просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию
фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

Четверостишия, стихотворения для разучивания демонстрируют изучаемый звук,
который встречается чаще других, что позволяет четко услышать звук, способствует его
лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный
рисунок, помогающийребёнку лучше понять и запомнить его содержание. У детей развиваются
произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Упражнения типа «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию
умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Широко используются загадки на разную тематику – о транспорте, животных, птицах, о
предметах окружающего мира и др. Отгадывание загадок развивает образное мышление, речь –
объяснение, внимание, память.
Наглядный материал, который представлен в рабочей тетради и используется на
занятиях, имеет особое значение, так как позволяет:

 обеспечивать максимальный уровень восприятия окружающего мира познавательными
средствами, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – звукобуквенному анализу;

 создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через
систему действий, включающих и словесно- зрительное ознакомление со словом и звуком;

 развивать различные стороны психики ребёнка: внимание, мышление,память, речь – в процессе
практической деятельности;

 закреплять имеющиеся представления о фонетической стороне слова;
 способствовать развитию графических навыков;
 формировать навыки самоконтроля и самооценки.
В то же время использование рабочей тетради каждым ребёнком позволяет начать
работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки собственной
деятельности: сравнивать конечный результат с образцом, указаниями и объяснениями
взрослого; замечать несоответствия и устранять их.
В методическое пособие и рабочую тетрадь для детей включены задания по подготовке
ребёнка к освоению техники письма:

- развитие произвольных движений пальцев рук;
- формирование элементарных графических навыков.
За основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». В данном
пособии эти задачи решаются в игровой занимательной форме. Например: «Дорисуй иголки
ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки на ветке» и т.д.
Материал пособия представлен в определенной систематичности, в определенной

последовательности, что очень важно не только для усвоения программы детьми, но и для
развития способностей каждого ребёнка.
Представленное комплексно-тематическое планирование является одним из возможных
вариантов работы по развитию фонематического слуха.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (далее – РППС) соответствует
требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическимтребованиям.
Развивающая

предметно-пространственная

среда

логопедического

кабинета

обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы.
Основное назначение логопедического кабинета – создание эффективных условий для
коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Эти условия соответствуют
ФГОС

ДО

–

РППС

полифункциональна,

кабинета

вариативна,

содержательно

доступна,

-

безопасна

насыщена,
и

трансформируема,

соответствует

содержанию

коррекционной работы в образовательной области «речевое развитие». Условия кабинета
создают благоприятную речевую среду, которая служит интересам и потребностям детей,
каждый ребёнок имеет возможность наблюдать, запоминать и развиваться, сотрудничая со
взрослым.
В соответствии с направлениями работы,

помещение

логопедического кабинета

условно разделено на центры:
центр диагностики – содержит материалы по диагностике развития речи, речевые карты
детей, зачисленных на логопункт.
В центре профилактики и консультирования содержатся консультации для педагогов и
родителей, материалы для информационных стендов.
Центр научно-методический представлен библиотекой кабинета. Центр
организации и планирования – рабочая зона учителя-логопеда.Игровой центр
подразумевает коррекцию и развитие.

3.2. Материально- техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию дополнительной образовательной программы «Развитие фонематического слуха
у детей 5-8 лет».
Образовательное

пространство

оснащено

средствами

обучения

и

воспитания,

соответствующими игровыми материалами и оборудованием,которые обеспечивают:

 речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
воспитанников;

 зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, а
также развитие графических умений посредством рисования линий и закрашивания.

 эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

предметно-

пространственным окружением;

 возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.
Игры и игровые пособия:
 игра-лото на антонимы «Слова наоборот»;

 занимательные карточки «Зайка» на произношение окончанийсуществительных;
 О.Г. Громова «Предлоги и наречия»;
 Н.В. Нищева «Играйка» (8 игр

для развития
речи дошкольников:
фонетико- фонематической стороны речи: «Мы едем, едем, едем…», «Разноцветные листья»,
«Весёлый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие художники», «Поможем клоуну
Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум»)

 Н.В.

Нищева «Играйка-Различайка» (12 игр для развития «Весёлые
путешественники», «Буратино и Мальвина», «Разноцветная мозайка», «поможем
кукле
Кате», «Кто полетит на Луну?», «Парочки», «Разноцветные круги», «Кто скорее?»,
«Помоги Мишке», «Закрой картинку», «Украшаем шапки»)

 настольная игра с карточками «Четвёртый лишний»;
 О.Е. Громова «Логопедическое лото» (на все изучаемые звуки);
 О.С. Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» (демонстрационный
материал);

 С.М.Мельникова, Н.В.Бикина «Игротека речевых игр» игра на согласование
количественных числительных и существительных «На лесной поляне»;

 И.В.Сошина «Игротека речевых игр» игры на согласование местоимений и
прилагательных с существительными в роде «Местоимения «мой», «моя», «моё», «мои».
Технические средства обучения:

 компьютер
Оборудование:

 игрушки: кукла, мяч;
 магнитная доска;
 магнитно-маркерная доска;
 зеркало;
 наборное полотно;
 стенка для пособий и игр;
 стол тумбовый;
 2 детских стола;

 6 детских стульев;
 2 стула для взрослых;
 рабочая тетрадь «От слова к звуку» (на каждого ребёнка);
 набор цветных карандашей (на каждого ребёнка).
3.3. Планирование образовательной деятельности
3.3.1. Учебный план программы
Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе
«Развитие фонематического слуха у детей 5-8 лет» проводится по следующемуучебному плану
(таблица 1).
Таблица 1
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), иные

Объем
учебной нагрузки по программе
Количество

Количество

занятий

часов

Раздел 1. Знакомство с
многообразием слов.
Сравнение слов по звучанию,
знакомство с протяжённостьюслов
(длинные и короткие).
Деление слов на слоги.

8

8*20 минут

Раздел 2.
Звуки.

24

Всего в год:

32

компоненты программы

=
160 минут

24*20
=
480 минут

640 минут
(10,6 часов)

3.3.2. Календарно-тематическое планирование программы
Таблица 2
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), иные
компоненты
программы

Месяц

Количество
занятий

Раздел 1.
Знакомство с
многообразием
слов. Сравнение
слов по звучанию,

Тема занятий

сентябрь

знакомство с
протяжённостью слов
(длинные и короткие).
Деление
слов на слоги.

Тема 1. Знакомство с многообразием
слов, моделированием, рисование
коротких отрывистых линий.

1

Тема 2. Знакомство с многообразием
слов, моделированием, нахождение
различий в двух похожих рисунках.

1

Тема 3. Сравнение слов по звучанню,
знакомство с протяженностью слов
(длинные и короткие),
моделированием, рисование голок
ёжикам.
Тема 4. Знакомство с многообразием
слов, звучанием их громко, тихо;
рисование солнышка.

1

Тема 5. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
рисование иголок на ёлках.

1

Тема 6. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
нахождение различий в двух похожих
рисунках.
октябрь

1

Тема 7. Знакомство с многообразием
слов, игра «Подскажи словечко»,
нахождение несоответствий в
рисунках.
Тема 8. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
рисование дорожек, заучивание
стихотворения Я.Козловского.

Итого по разделу

1

1

1

8

Тема 1. Звуки С-Сь, знакомство с
твёрдыми и мягкими согласными,
раскрашивание листиков на берёзе,
заучивание стихотворения Г.Сапгира.

Раздел 2. Звуки.

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Тема 2. Звуки З-Зь, знакомство с
твёрдыми и мягкими согласными,
заучивание стихотворения Б.Заходера.

1

Тема 3. Звуки С-Сь, З-Зь, твёрдые и
мягкие согласные, моделирование,
нахождение различий в двух похожих
рисунках.

1

Тема 4. Звук Ц, рисование огурцов,
заучивание стихотворения Г.Сапгира.

1

Тема 5. Звук Ш, рисование шариков,
заучивание потешки.

1

Тема 6. Звук Ж, моделирование,
рисование желудей, заучивание
стихотворения И.Солдатенко.

1

Тема 7. Звук Ш-Ж, моделирование,
рисование дорожек, повторение
стихотворений.

1

Тема 8. Звук Щ, моделирование,
рисование щёток, разучивание
стихотворения С.Михалкова.

1

Тема 9. Звук Ч, моделирование,
рисование предметов.

1

Тема 10. Звуки Ч-Щ, моделирование,
нахождение различий в двух похожих
рисунках, заучивание потешки.

1

Тема 11. Звуки Р-Рь, закрашивание
предметов, заучивание стихотворения
О.Высотской

1

Тема 12. Звуки Л-Ль, моделирование,
рисование неваляшки, заучивание
стихотворения Е.Александровой.

1

Тема 13. Звуки М-Мь, рисование
мишки, заучивание стихотворения
Т.Шорыгиной.

1

Тема 14. Звуки Б-Бь, моделирование,
заучивание стихотворения Г.Сапгира,
рисование бус.

1

март

Тема 15. Звуки К-Кь, заучивание
стихотворения Д.Хармса.

1

Тема 16. Звук Г, нахождение различий
в двух похожих рисунках, заучивание
стихотворения Г.Сапгира.

1

Тема 17. Звуки Г-К, моделирование,
закрашивание предметов, заучивание
стихотворения Т.Шорыгиной.

1

Тема 18. Звуки Д-Дь, штриховка и
рисование кругов, заучивание
стихотворения М.Дружининой.

1

Тема 19. Звуки Т-Ть, моделирование,
рисование тучи и зонтика, заучивание
стихотворения В.Берестова.
Тема 20. Звуки Д-Дь, Т-Ть,
моделирование, рисование домика,
повторение стихотворений.
апрель

Тема 21. Закрепление пройденого
материала. Звуки З-Зь, Ж, С-Сь,
повторение стихотворений,
штриховка.
Тема 22. Закрепление пройденого
материала. Моделирование,
раскрашивание предметов.
Тема 23. Закрепление пройденого
материала. Звуки Л-Ль, Б-Бь,
моделирование, рисование берёзки,
повторение стихотворений.

май

1

1

1

1

Тема 24. Закрепление пройденого
материала.

1

Закрепление пройденого материала
(можно использовать дополнительный
материал тем 25-32)

8

Итого по разделу
Всего в год:

1

24
32

3.3.3. Комплексно-тематическое планирование Комплексно-тематическое
планирование к разделу 1
«Знакомство с многообразием слов. Сравнение слов по звучанию, знакомство с
протяжённостью слов (длинные и короткие). Деление слов на слоги».
Месяц

Тема занятий
Тема 1. Знакомство с многообразием
слов, моделированием, рисование
коротких отрывистых линий.

Задачи
Познакомить с термином «слово», с
многообразием слов.
Развивать поэтический слух и
художественное восприятие
литературного текста, побуждать
подбирать слова, подходящие по
смыслу.
Закреплять навыки правильного
произношения звуков в словах.
Познакомить с простейшим
моделированием – изображением слова
в виде прямоугольника.

сентябрь

Стимулировать зрительно-поисковую
активность, избирательность
зрительного восприятия.
Развивать графические умения
посредством рисования коротких,
отрывистых линий (струйки воды из
душа).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных
задач. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Тема 2. Знакомство с многообразием
слов, моделированием, нахождение
различий в двух похожих рисунках.

Способствовать пониманию детьми
термина «слово» и его правильному
употреблению.
Продолжать знакомство с простейшим
моделированием, изображая слово в
виде прямоугольника.
Знакомить с многообразием слов.
Развивать внимание и зрительные
функции детей посредством
нахождения различий в двух похожих
рисунках.
Развивать мелкую моторику.

Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных
задач.
Формировать навыки самоконтроля и
самооценки.
Тема 3. Сравнение слов по звучанню,
знакомство с протяженностью слов
(длинные и короткие),
моделированием, рисование голок
ёжикам.

Знакомить с протяжённостью
(длинные и короткие).

слов

Продолжать
знакомить
многообразием слов.

с

Познакомить с тем, что слова могут
звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать
внимание,
логическое
мышление.
Учить
понимать
поэтические сравнения, лежащие в
основе загадки.
Продолжать
знакомить
с
моделированием, обозначается слово в
виде прямоугольника.
Формировать представление о слоге
как части слова, познакомить с
делением слова на слоги с помощью
модели слова.
Развивать
графические
посредством
рисования
линий (иголки ёжикам).

умения
коротких

Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу в решении познавательных
задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 4. Знакомство с многообразием
слов, звучанием их громко, тихо;
рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим
словом.
Упражнять в различении близких по
звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей
посредством сравнения слов по
звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Вырабатывать
умение
слушать
стихотворение, подбирать слова не
просто близкие по звучанию, но и
подходящие по смыслу.

Продолжать развивать графические
умения
посредством
рисования
округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 5. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
рисование иголок на ёлках.

Закреплять умение сравнивать слова
по звучанию.
Развивать слуховое восприятие детей,
подбирая слова, которые звучат
похоже.
Побуждать делить слова на слоги.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.

октябрь

Закреплять умение рисовать короткие
отрывистые линии (иголки на ёлке).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 6. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
нахождение различий в двух похожих
рисунках.

Продолжать знакомить с
протяжённостью слов (короткие и
длинные).
Продолжать развивать умение делить
слова на слоги, используя схему слова.
Побуждать детей подбирать слово к
схеме.
Развивать внимание и зрительные
функции детей посредством
нахождения различий в двух похожих
рисунках.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.

Закреплять умение рисовать короткие
отрывистые линии (иголки на ёлке).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 7. Знакомство с многообразием
слов, игра «Подскажи словечко»,
нахождение несоответствий в
рисунках.

Продолжать
знакомить
с
многообразием слов (слова звучат поразному и похоже, знакомить с
протяжённостью слов (короткие и
длинные).
Развивать
поэтический
слух
и
художественное
восприятие
литературного
текста,
побуждая
внимательно слушать стихотворение,
подбирать слова не только близкие по
звучанию, но и подходящие по
смыслу.
Развивать внимание и зрительные
функции
детей
посредством
нахождения несоответствия в рисунке.
Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 8. Знакомство с многообразием
слов, деление слов на слоги,
рисование дорожек, заучивание
стихотворения Я.Козловского.

Продолжать
формировать
представления о слоге как части слова
через деление слова на слоги и подбор
схемы к слову.
Продолжать
знакомить
с
протяжённостью слов (короткие и
длинные).
Развивать художественное восприятие
литературного
текста
через
прослушивание
выразительного
чтения
с
использованием
естественных интонаций, логических
пауз, эмоциональной окраски.
Развивать
поэтический
слух,
подбирать слова не только близкие по
звучанию, но и подходящие по
смыслу.

Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Итого по разделу - 8 занятий

Комплексно-тематическое планирование к разделу 2 «Звуки».
Тема 1. Звуки С-Сь, знакомство с
твёрдыми и мягкими согласными,
раскрашивание листиков на берёзе,
заучивание стихотворения Г.Сапгира.

ноябрь

Познакомить детей с твёрдыми и
мягкими согласными «С-Сь».
Побуждать различать и произносить
изолированно звуки «С-Сь» в игровых
упражнениях («песенки большого и
маленького насоса»).
Развивать слух и речевой аппарат
детей, побуждая интонационно
выделять звуки «С-Сь» в словах, во
фразовой речи.
Развивать поэтический слух и
художественное
восприятие
литературного
текста,
побуждая
внимательно слушать стихотворение,
подбирать слова не только близкие по
звучанию, но и подходящие по
смыслу.
Побуждать делить схему слова на
слоги.
Развивать
графические
умения
посредством закрашивания листочков
на берёзе.
Способствовать развитию
художественного восприятия детьми
литературного
текста
через
выразительное чтение.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 2. Звуки З-Зь, знакомство с
твёрдыми и мягкими согласными,
заучивание стихотворения Б.Заходера.

Познакомить детей с твёрдыми и
мягкими согласными «З-Зь» («песенка
большого
комара»,
«
песенка
маленького комарика»).
Способствовать чёткому и ясному
произношению звуков «З-Зь».
Продолжать
знакомить
с
протяжённостью слов (короткие и
длинные).
Развивать фонематический слух и
речевой аппарат детей, побуждая
интонационно выделять звуки «З-Зь» в
словах.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Способствовать развитию слухового
восприятия детей через выразительное
чтение
чистоговорки
с
использованием логических пауз и
ударений.
Развивать графические умения
посредством рисования овалов
(заячьих ушек).
Способствовать пониманию учебной
задачи и её самостоятельному
выполнению.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 3. Звуки С-Сь, З-Зь, твёрдые и
мягкие согласные, моделирование,
нахождение различий в двух похожих
рисунках.

Продолжать
развивать
умение
различать твёрдые и мягкие согласные
звуки «С-Сь», «З-Зь» в словах.
Продолжать
развивать
умение
интонационно выделять звуки «С-Сь»,
«З-Зь» во фразовой речи.
Развивать
слуховое
восприятие,
побуждая детей называть первый звук
в словах.
Развивать наглядно-действенное
мышление и умение использовать
схему слова при делении слова на
слоги.
Вырабатывать умение воспринимать
стихотворение, развивать поэтический
слух, подбирать слова, подходящие по

смыслу.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 4. Звук Ц, рисование огурцов,
заучивание стихотворения Г.Сапгира.

Развивать слуховое восприятие,
побуждая
детей
различать
и
произносить твёрдый согласный звук
«Ц» в словах, во фразовой речи.
Вырабатывать умение слушать рассказ
и правильно отвечать на вопросы по
тексту.
Побуждать называть последнее слово
в предложении, подходящее по
смыслу.
Развивать связную речь, её
выразительность, произвольную
память.
Развивать поэтический слух и
художественное
восприятие
литературного текста через
прослушивание выразительного
чтения стихотворного отрывка.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

декабрь

Тема 5. Звук Ш, рисование шариков,
заучивание потешки.

Продолжать
развивать
фонематический слух и речевой
аппарат
детей,
побуждая
интонационно
выделять
твердый
согласный звук «Ш» («песенку ветра»)
в словах, четко и ясно произносить
звуки.

Тема 6. Звук Ж, моделирование,
рисование желудей, заучивание
стихотворения И.Солдатенко.

Продолжать знакомить с термином
«согласный звук», называть первый
звук в словах.
Вырабатывать
умение
слушать
стихотворение, развивать поэтический
слух, подбирать слова, подходящие по
смыслу.
Формировать
избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Развивать
графические
навыки
(рисование воздушных шариков).
Вырабатывать умение читать потешку,
пользоваться
естественными
логическими паузами, ударениями,
передавать
свое
отношение
к
окружающему.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Продолжать развивать слух и речевой
аппарат детей, побуждая произносить
твердый
согласный
звук
«Ж»
(«песенку жука») изолированно, в
словах и во фразовой речи,
интонационно выделять звук «Ж»
(«песенку ветра») в словах.
Закреплять умение делить слова на
слоги, пользоваться моделью слов.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Формировать
избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Развивать поэтический слух и
художественное
восприятие
литературного
текста
через
прослушивание
выразительного
чтения стихотворного отрывка.
Развивать графические навыки
(рисование желудей).
Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу в решении

познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 7. Звук Ш-Ж, моделирование,
рисование дорожек, повторение
стихотворений.

Способствовать
развитию
фонематического слуха, различать
согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
Продолжать знакомить с термином
«звук».
Продолжать
знакомить
с
моделированием через соотношение
схемы слова с предметом на основе
моделирования.
Продолжать развивать умение делить
слова на слоги.
Вырабатывать
умение
слушать
стихотворение, развивать поэтический
слух, подбирать слова, подходящие по
смыслу.
Формировать
избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки
(рисование дорожек).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 8. Звук Щ, моделирование,
рисование щёток, разучивание
стихотворения С.Михалкова.

Продолжать
развивать
фонематический слух и речевой
аппарат
детей,
побуждая
интонационно выделять твердый
согласный звук «Щ» в словах.
Побуждать определять первый звук в
словах.
Развивать
наглядно-действенное
мышление
через
использование
модели слова при делении слова на
слоги.
Вырабатывать
умение
слушать
стихотворение,
развивать
поэтический слух, подбирать слова,
подходящие по

смыслу.
Развивать
графические
(рисование щеток).

навыки

Развивать поэтический слух и
художественное
восприятие
литературного
текста
через
прослушивание
выразительного
чтения стихотворного отрывка.
Формировать интерес к речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 9. Звук Ч, моделирование,
рисование предметов.

Побуждать интонационно выделять
согласный звук «Ч» в словах.
Продолжать знакомить с термином
«звук» и называть первый звук в
слове.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать знакомить с
моделированием, побуждать делить
слова на слоги, пользоваться схемой
слова.

январь

Формировать избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Развивать графические навыки
(рисование предметов).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 10. Звуки Ч-Щ, моделирование,
нахождение различий в двух похожих
рисунках, заучивание потешки.

Способствовать развитию
фонематического слуха, побуждая
различать согласные звуки «Ч-Щ».
Продолжать развивать умение делить
слова на слоги, используя модель

слова.
Развивать художественное восприятие
стихотворного текста через
прослушивание выразительного
чтения потешки с использованием
логических пауз и эмоциональной
окраски.
Способствовать развитию зрительного
и слухового внимания.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 11. Звуки Р-Рь, закрашивание
предметов, заучивание стихотворения
О.Высотской

Познакомить детей с твёрдыми и
мягкими согласными звуками «Р-Рь»
(«песенка большого и маленького
мотора»).
Продолжать развивать
фонематический слух и речевой
аппарат детей, побуждая
интонационно выделять звуки «Р-Рь»
в словах, называя первый звук в
словах.
Развивать художественное восприятие
стихотворного текста через
прослушивание выразительного
чтения стихотворного отрывка с
использованием логических пауз и
эмоциональной окраски.
Способствовать развитию зрительного
и слухового внимания.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Формировать избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и

самооценки выполненной работы.
Тема 12. Звуки Л-Ль, моделирование,
рисование неваляшки, заучивание
стихотворения Е.Александровой.

февраль

Тема 13. Звуки М-Мь, рисование
мишки, заучивание стихотворения
Т.Шорыгиной.

Способствовать развитию
фонематического слуха детей,
помогать различать твёрдые и мягкие
согласные звуки «Л-Ль».
Побуждать называть первый звук в
словах.
Развивать художественное восприятие
стихотворного текста через
прослушивание стихотворного
отрывка с использованием логических
пауз и эмоциональной окраски.
Продолжать развивать умение делить
слова на слоги, используя схему слова.
Развивать графические навыки
(рисование неваляшки).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Познакомить с твердыми и мягкими
согласными звуками «М-Мь».
Способствовать
интонационному
выделению
твердых
и
мягких
согласных звуков «М-МЬ» в словах.
Продолжать
линейностью
длинные).

знакомить
слов (короткие

с
и

Побуждать называть первый звук в
словах.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерне признаки.
Развивать
внимание,
нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать
художественное
стихотворного
прослушивание
чтения потешки.

развивать
восприятие
текста
через
выразительного

Развивать
графические
(рисование домика).

навыки

Формировать интерес к речевой
дейтельности,
самостоятельность,
инициативу
в
решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и

самооценки.
Тема 14. Звуки Б-Бь, моделирование,
заучивание стихотворения Г.Сапгира,
рисование бус.

Побуждать интонационно выделять
твёрдые и мягкие согласные звуки
«Б-Бь» изолированно, в словах, во
фразовой речи.
Развивать графические навыки
(рисование предметов).
Закреплять умение делить слова на
слоги, пользоваться моделью слов.
Продолжать развивать умение
внимательно слушать стихотворение,
подбирать слова не просто близкие по
звучанию, но и подходящие по
смыслу.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 15. Звуки К-Кь, заучивание
стихотворения Д.Хармса.

Познакомить с твёрдыми и мягкими
звуками «К-Кь».
Побуждать интонационно выделять
звуки «К-Кь» в словах.
Развивать умение называть первый
звук в словах.
Развивать художественное восприятие
стихотворного текста через
прослушивание стихотворного
отрывка с использованием логических
пауз и эмоциональной окраски.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
стихотворения.
Развивать графические навыки
(штриховка предметов).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.

Тема 16. Звук Г, нахождение различий
в двух похожих рисунках, заучивание

Побуждать называть изолированно
твёрдый согласный звук «Г».

стихотворения Г.Сапгира.

Побуждать называть первый звук в
словах.
Продолжать развивать
художественное восприятие
стихотворного текста через
прослушивание выразительного
чтения потешки.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
потешки.
Развивать графические навыки
(рисование кругов).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

март

Тема 17. Звуки Г-К, моделирование,
закрашивание предметов, заучивание
стихотворения Т.Шорыгиной.

Способствовать развитию
фонематического слуха, различать
согласные звуки «Г-К».
Побуждать соотносить графическое
изображение слова с предметом, к
названию которого оно подходит.
Продолжать развивать умение
называть первый звук в словах.
Способствовать развитию
графических навыков (штриховка
предметов).
Продолжать развивать умение
выразительно читать потешку,
пользоваться естественными
логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к
окружающему.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
стихотворения.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,

инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 18. Звуки Д-Дь, штриховка и
рисование кругов, заучивание
стихотворения М.Дружининой.

Способствовать развитию
фонематического слуха, развивать
умение различать твёрдые и мягкие
согласные звуки «Д-Дь».
Побуждать называть изолированно
звуки «Д-Дь», различать первый звук в
словах.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
стихотворения.
Способствовать развитию
графических навыков
(заштриховывание, рисование кругов).
Способствовать пониманию учебной
задачи и её самостоятельному
выполнению.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

Тема 19. Звуки Т-Ть, моделирование,
рисование тучи и зонтика, заучивание
стихотворения В.Берестова.

Познакомить с твёрдыми и мягкими
согласными звуками «Т-Ть».
Побуждать интонационно выделять
твёрдые и мягкие согласные звук «ТТь» в словах.
Развивать умение называть первый
звук в словах. Продолжать знакомить
с линейностью слов (длинные и
короткие).
Развивать способности к
моделированию, побуждая детей
работать со схемой слова, разделяя
прямоугольник на столько частей,

сколько слогов в слове.
Способствовать развитию
графических навыков (рисование
дождя, зонтиков).
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
стихотворения.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 20. Звуки Д-Дь, Т-Ть,
моделирование, рисование домика,
повторение стихотворений.

Закреплять умение различать и
правильно произносить твёрдые и
мягкие согласные звуки «Д-Дь», «ТТь».
Закреплять умение правильно
называть первый звук в словах.
Продолжать развивать умение делить
слова на слоги, используя модель
слова.
Развивать графические навыки
(рисование домика).
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударениями,
передавать своё отношение к тексту.
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.

апрель

Тема 21. Закрепление пройденого
материала. Звуки З-Зь, Ж, С-Сь,
повторение стихотворений,
штриховка.

Способствовать развитию слухового
внимания.
Закреплять умение называть слова с

заданным звуком.
Побуждать детей подбирать слова,
которые звучат похоже.
Закреплять умение называть первый
звук в словах.
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударением,
передавать своё отношение к тексту.
Способствовать развитию
графических навыков (штриховка).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Тема 22. Закрепление пройденого
материала. Звуки «Р-Рь»,
«Ш».Моделирование, раскрашивание
предметов.

Способствовать развитию слухового
внимания.
Закреплять умение называть заданный
звук чётче, чем другие.
Закреплять умение называть первый
звук в слове.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Продолжать развивать способности к
моделированию, побуждая детей
использовать модель слова при
делении слова на слоги.
Формировать избирательность
зрительного восприятия, ориентируясь
на звуковые свойства предметов.
Способствовать развитию
графических навыков (штриховка).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и

самооценки.
Тема 23. Закрепление пройденого
материала. Звуки Л-Ль, Б-Бь,
моделирование, рисование берёзки,
повторение стихотворений.

Тема 24. Закрепление пройденого
материала.

май

Закрепление пройденого материала
(можно использовать дополнительный
материал тем 25-32)

Закреплять умение различать и
правильно произносить твёрдые и
мягкие согласные звуки «Л-Ль», «ББь». Продолжать знакомить с
линейностью слов (длинные и
короткие).
Закреплять умение правильно
называть первый звук в словах.
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударением,
передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, побуждая
отвечать на вопросы строчками из
стихотворения.
Продолжать развивать умение
соотносить схему слова с предметом, к
которому она подходит.
Способствовать развитию
графических навыков (штриховка,
рисование берёзки).
Формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельность,
инициативу в решении
познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Способствовать развитию слухового
внимания.
Закреплять умение делить слова на
слоги.
Способствовать развитию
выразительности речи детей,
побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударением,
передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на
вопросы строчками из стихотворения.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Закреплять умение работать со схемой
слова.
Способствовать развитию слухового
внимания.
Закреплять умение делить слова на
слоги.
Способствовать развитию
выразительности речи детей,

побуждая их пользоваться
логическими паузами, ударением,
передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на
вопросы строчками из стихотворения.
Развивать умение отгадывать загадки,
выделяя характерные признаки.
Развивать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Закреплять умение работать со схемой
слова.
Итого по разделу

24 занятия.

3.3.4. Мониторинг. Оценочные материалы.
Результативность программы «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»
отслеживается в ходе проведения обследования звукопроизношения и речевого слуха ребёнка,
которое включает в себя пять игровых заданий.
В задании № 1 «На выставке рисунков» обследуется его звукопроизношение
(проводится учителем – логопедом) В последующих заданиях (второе-пятое) изучаются
некоторые стороны развития речевого слухаребёнка. Педагоги смотрят, умеет ли ребёнок:

 определять гласные и согласные звуки в слове в разной позиции (в начале, в
середине, конце слова) на слух;

 выбирать из двух картинок одну, в названии которой есть заданный звук;
 произносить сложные слова (трёх, - четырёхсложные), сохраняя их слоговую
структуру.
Все полученные в обследовании данные заносятся в таблицы. Неправильныеответы
фиксируются.
Задание 2 «Покатаем зверей» (изучение речевого слуха)
Цель: определение звука в слове на слух.
Предварительная подготовка. Нарисовать по трафарету и вырезать 12 контуров
любых знакомых детям зверей (например, котят). Можно такжеиспользовать
фигурки от киндер-сюрпризов.
Материал. 12 предметных картинок (с. 24-25 (разворот), контуры зверей).
Описание задания. Педагог последовательно работает с каждой картинкой. Онуказывает на
картинку и называет изображённый объект. Произнося слово, воспитатель голосом
выделяет изучаемый звук.
При обследовании гласных звуков в словах (а-а-а-стра; у-у-у-тка; и т. п.) педагог
предлагает ответить на вопрос: «Какой первый звук в этом слове ты слышишь?» или «С
какого звука начинается слово?».
При обследовании согласных звуков, которые находятся в словах в разных позициях (в
начале, в середине, или в конце) воспитатель спрашивает: «Жу-к –какой звук ты слышишь
в конце слова?»; «Л-л-л-л-ожка – с какого звука начинается слово?»; «Ромаш-ш-ш-ка –
какой звук я выделила голосом?».
После каждого ответа ребёнок кладёт вырезанный контур зверя на тукартинку, с
которой проходила работа.
Выделяемые звуки в словах: [а] – астра; [у] – утка; [и] – иглы; [о] – ослик; [к] – волк; [г]
– вагон; [с] – сова; [з] – зонт; [ш] – вишня; [ж] – ножик; [л] – лук;[р] – корова.
Задание 3 «Отбери картинки» (изучение речевого слуха)

Цель: самостоятельный отбор картинок на определённый звук.
Материал. Предметные картинки (12 штук) на с. 24-25 (разворот).
Описание задания. Воспитатель показывает ребёнку 12 предметных картинокна развороте
и просит указать на те из них, в названиях которых встречается звук [с], а затем – звук [ш].
Если ребёнок выполнил задание правильно (указал1-2 картинки), то на другие звуки он
картинки не отбирает. Если ребёнок с заданием не справился, то педагог предлагает ему
указать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в
следующей последовательности: [з], [ж], [к], [г].
Выполняя задание, дети могут указать на следующие картинки:звук [с] –
астра, ослик, сова;
звук [ш] – вишня;
звук [з] – зонт; звук
[ж] – ножик;
звук [к] – утка, ослик, волк, ножик, лук, корова;звук [г]
– иглы, вагон.
Задание 4

«Где спрятался звук?» (изучение речевого слуха)

Цель: выбор из двух картинок одной, в названии которой есть заданный звук.
Материал. Пары картинок , которые подбирает педагог.
Описание задания. Воспитатель показывает ребёнку две картинки, называет изображённые
на них объекты и просит дать ему ту, в названии которой есть звук [з]. Аналогичная работа
проводится со звуком [ж]. Если ребёнок выполнилзадание правильно, то пары картинок на
другие звуки ему не предлагаются.
Если ребёнок с заданием не справился, то педагог продолжает задание, используя
картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в следующей
последовательности: [с], [ш], [к], [г].
При выполнении задания педагог может предложить ребёнку на следующие пары
картинок:
звук [з] – зонт - лампа;
звук [ж] – жук - белка;
звук [с] – санки - пила;
звук [ш] – шапка - ботинки; звук
[к] – куры - машина;
звук [г] – гвоздь - дерево.
Задание 5

«Что это такое?»

(изучение речевого слуха)

Цель: проверка слоговой структуры слова.

Материал. Предметные картинки с изображением холодильника, велосипеда,вертолёта.
Описание задания. Педагог по очереди показывает ребёнку картинки и проситназвать их:
«Что это такое?»
Если ребёнок произносит слово неверно, переставляет слоги, изменяет конструкцию
слова (пропускает или добавляет звуки и слоги), то педагогпроизносит слово сам и
вновь просит малыша повторить его.
Если после этого ребёнок произносит слово правильно, значит, слоговая структура слова у
него сохранена; если неправильно, то слоговая структура слова нарушена (неправильно
произнесённое слово фиксируется в таблице).
Внимание! При проверке слоговой структуры слова педагог не учитывает
неправильное произношение звуков.
По данным обследования педагог заполняет таблицу (приложение № 1) и определяет,
какие моменты звуковой культуры речи требуют последующегозакрепления и
дальнейшего формирования.

3.4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
ДООП «Развитие фонематического слуха удетей 5-8лет» разработана в соответствии с
нормативными документами:

 Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании вРоссийской
Федерации»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);

 Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;

 Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;

 Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014;

 СанПиН
 Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»

3.5.

Перечень литературных источников

1.От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности Е.В. Колесниковой
под ред. Е.Ю.Веслинского.
2.Алексеева М.М., Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. М.:Академия, 2000.
3.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Мозаикасинтез, 2010.
4.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.М.: Сфера, 2007.
5.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4: Учебно-методическое пособие
к рабочей тетради «От слова к звуку» / 6.Е.В.Колесникова – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.:
Ювента, 2013. – 80 с. 7.Максакова А. И., Тумакова Г.А. «Учите, играя: Игры и упражнения со
звучащим словом». – М.: Просвещение, 1983.
8.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского
сада для детей с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
9.Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4 –
6 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011. 10.Ушакова О. С. Занятия по развитию
речи для детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Приложение № 1
Обследование развития речи
по методике Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук
Обследование речевого слуха детей 4-5 лет
№

Фамилия имя

Определение

п/п

ребёнка

звука в слове

Самостоятельный
отбор картинок на
определённый звук

Выбор из двух картинок
одной, в названии
которой есть заданный
звук

Проверка слоговой
структуры слова

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Условные обозначения: «+» - задание выполнено правильно, услышал все предлагаемые звуки; «-» - задание выполненоневерно, звуки не
услышал; «_» - при выполнении задания допустил ошибки.
Примечание. Если последнее задание выполнено неправильно, то следует записать, как ребёнок произнёс слово.

Критерии оценки результатов обследования:
Фонематическая сторона речи. Показатели: В: воспроизведение слогов, слов в определенном порядке; О: определение
наличия заданного звука в слове.
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В: с первого предъявления воспроизводит
слова, не выпуская ине переставляя
слогов и слов,

В: воспроизводит эти же слова со второго
предъявления, либо с первогопредъявления,
но с 2-мя ошибками.

В: не может самостоятельно воспроизвести эти же
слова: переставляет или пропускает слова.

О: безошибочно определяет на слух наличие
звука в слове, выбирая слово(картинку,
предмет) на заданный звукиз ряда других
слов (картинок, предметов) в игре «Подними
руку, если услышишь слово на звук …».
Выполняет это задание с первого
предъявления даже при наличии вречи
дефектов некоторых звуков,
утрированного произнесения не
требуется (Ряд из 4-х-5-ти слов)

О: выбирает слова (картинки, предметы) на
заданный звук из ряда других, но может
потребоваться утрированное произнесение
звука взрослым, а также следует подбирать
слова со звуками, которые ребенок умеет
произносить правильно. Можетсправиться с
первого или со второго предъявления. (Ряд
из 4-х-5ти слов)

О: со второго предъявления не может выбрать
слово (картинку, предмет) на заданный звук
даже, если в речи немного дефектов
звукопроизношения. Не принимает помощь в
виде утрированногопроизнесения взрослым
заданного звука вслове. (Ряд из 4-х-5-ти слов)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».