Рабочая программа воспитателя группы оздоровительной направленности для детей 3-го года жизни
Аннотация к рабочей программе воспитателя группы оздоровительной направленности
для детей 3 года жизни.
Рабочая программа воспитателя группы оздоровительной направленности для детей 3-ого года жизни (далее РП или Программа) сформирована и реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления» (далее Учреждение).
Программа является структурной единицей основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, определяет объём, содержание, планируемые результаты и организационно–педагогические условия образовательной деятельности для детей 3-ого года жизни.
РП разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой –образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка», с учетом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, в соответствии с Законом РФ «Об Образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
РП спроектирована с учётом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в МБДОУ Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга», под редакцией С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.А. Екжановой.
В основе образовательной деятельности в группе ООП ДО «Радуга» под редакцией Соловьёвой Е.В. и парциональная программа «Первые шаги» Смирновой Е.О.Учитывая требования ФГОС ДО, содержание программ охватывает следующие образовательные области:
· Социально-коммуникативное развитие;
· Познавательное развитие;
· Речевое развитие;
· Художественно-эстетическое развитие;
· Физическое развитие.
Срок реализации 1 год. Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в Учреждении. Продолжительность пребывания детей в Учреждении - 12 часов, с 07.00 до 19.00 часов, кроме выходных и праздничных дней, установленных российским законодательством. Образование осуществляется на государственном русском языке.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
РП направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 2-3 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
РП является структурной единицей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП).
Реализация РП предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности ООП, и конкретных задач воспитания и развития детей третьего года жизни.
Целью ООП является создание условий для проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели ООП достигаются через решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
• создание условий для реализации сетевого взаимодействия.
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.А. Екжановой в соответствии с ФГОС осуществляется решение следующих задач:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
• обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.
Целью Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений является: создание условий для успешного формирования личности ребенка, адаптированного к своеобразным природным, социальным и культурным особенностям региона и конкретного места проживания, способного к эмоционально-ценностному, позитивному приобщению к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родине», открытого к другим людям и испытывающего чувства гордости как гражданина своей страны.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
• введение краеведческого материала с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
• формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, Свердловской области;
• осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;
• создание развивающей предметно-пространственной среды самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал;
• разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
· единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.