Как отвечать на детские и не детские вопросы?

23.11.2018

Как отвечать на детские и не детские вопросы?

Дети - исследователи. Они любознательны и неравнодушны. Психологи отмечают несколько периодов в речевом развитии детей. Некоторые из них связаны с тем, какие вопросы задают дети.

Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. Но вот вопрос - как отвечать? Возьмём, к примеру, самый простой вопрос ребёнка «Почему с деревьев падают листья?». У взрослых такой вопрос вызывает, по крайней мере, 10 типов ответов-реакций.

1. Взрослый выражает удивление: «А почему, собственно, они не должны падать?». Тут и явное неодобрение, и неготовность ответить. Преобладает эмоция недоумения: «Странные вещи ты спрашиваешь!». Но ребёнок именно поэтому и спрашивает, что для него это странно.

2. Бывает, что взрослый повторяет в своем ответе вопрос: «Почему листья падают? Потому что падают». Это ответ-пустышка, когда взрослый опять-таки делает вид, что ребёнок спрашивает о чем-то очень примитивном.

3. Другой тип ответа на детский вопрос -ссылка на регулярность: «Листья каждый год падают». Тут уже чуть больше информации, но ответа по существу снова нет.

4. Более серьёзным является отсылка якобы к сущности: «Листья падают, потому что они такие». Очень философский ответ. Ребёнку он мало что даёт.

5. Взрослые любят делать отсылку к чему-то хорошо им известному: «Листья падают потому, что такой закон в природе». Хорошее обобщение, и оно тоже настраивает на философский лад.

6. Иногда, отвечая на вопрос, взрослые отсылают к несуществующим у предметов эмоциям и желаниям. «Почему листья падают?» - «Потому что им так хочется». Психологи полагают, что ребёнка такой ответ может устроить, но только на некоторое время.

7. Взрослые любят объяснять по аналогии: «Деревья засыпают, и тогда...». На первый взгляд, это - уподобление деревьев людям. Но, начав так отвечать, можно сообщить ребёнку сведения о цикличности смены времен года, о том, что зимой меняется всё вокруг («словно засыпает»), а весной, наоборот, просыпается. И провести маленький урок природоведения.Хочу такой сайт

8. Возможно объяснение общего к частному. «Листья падают потому, что они живые, а всё живое умирает». Тут взрослый пытается дать представление о природе как части живого мира.

9. Возможно и причинное объяснение: «Листья падают потому, что сильный осенний ветер срывает их». Такой ответ уже объясняет значительно больше, показывая взаимосвязь явлений природы.

10. Последний тип ответов целесообразное объяснение: «Листья падают для того, чтобы новые листья появились весной». Взрослый направляет размышления ребёнка и на цикличность природных явлений, и на будущее (а не только на смерть).

Когда американские ученые выявили и описали эти десять типов ответов, они стали наблюдать, как разные взрослые отвечают на эти вопросы своим детям. Они специально выбрали людей, принадлежащих к разным классам. Оказалось следующее.

Матери из семей рабочего класса в разговоре с детьми либо вообще избегали ответов, либо давали ответы первых шести типов. А вот в семьях среднего класса первые шесть типов ответов практически не были зарегистрированы. Сами вопросы со стороны детей рассматривались, как стремление узнать новое о мире. И взрослые старались найти ответы вместе с детьми.

Итак, если взрослый стремится «поставить ребенка на место», затыкает ему рот, учит его, прежде всего, уважать старших, то тем самым он демонстрирует свой невысокий уровень развития. Но что хуже всего, это то, что он сковывает познавательную активность растущего человека, не даёт ему стимулов для развития.

Прочитайте ещё раз все десять типов ответов на вопросы «Почему?» и постарайтесь каждый раз находить такой ответ, который, соответствуя сути вопроса, развивал бы мышление ребенка.

Автор: В. Белян

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».