ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИнженериУМ» составители: творческая группа Цель Программы -разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Направленность Программы – познавательно - речевая Срок реализации 1 год АКТУЛЬНОСТЬ Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование - конструирование - технология - изготовление доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации». Отличительные особенности Программы В результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими его компонентами (конструированием и математикой), а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления. В основе ДООП «ИнженериУМ» заложена парциальная образовательная программа ДО «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля»- конструкторы - робототехника. Новизной и педагогической целесообразностью Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия. Основные принципы отбора содержания материала Программы: В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач. • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. • Принципы педагогики Фрёбеля. • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психологопедагогические, кадровые, материально-технические и финансовые. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I курс – старшая группа (5-6 лет) II курс – подготовительная к школе группа (6-8 лет) УЧЕБНЫЙ ПЛАН Курсы/ обучение/возраст Количество часов «ИнженериУМ» (5-6 лет) 36 часов Итого: 36 № Название модуля Форма аттестации/контроля Изучение уровня познавательного развития ребёнка Сравнительный анализ показателей входного и повторного диагностических исследований «ИнженериУМ» (5-6 лет) Итого: 1 курс Количество часов Объем времени 36 720 36/720 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Курсы/ обучение/возраст Количество часов «ИнженериУМ» (6-8 лет) 36 часов Итого: 36 № Название модуля Форма аттестации/контроля Изучение уровня познавательного развития ребёнка Сравнительный анализ показателей входного и повторного диагностических исследований «ИнженериУМ» (6-8 лет) Итого: 1 курс Количество часов Объем времени 36 1080 1080/720 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Показатели основ технической подготовки детей 5-6 лет: классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники; использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники; создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Показатели основ технической подготовки детей 6-7 лет: применяет некоторые правила создания прочных конструкций; проектирует конструкции по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям; разрабатывает объект; предлагает варианты объекта; выбирает наиболее соответствующие объекту средства и материалы и их сочетание, по собственной инициативе интегрирует виды деятельности. Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т. п., использует созданные конструкции в играх. Легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяет высоту, площадь, устойчивость