2 ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АБВГДейка - 2» Цель Обучение чтению детей 5-8 Задачи 1. Уточнить правильную артикуляцию звуков. 2. Определять место заданного звука в слове. 3. Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов 4. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного. 5. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. образовательная 6. Воспитывать интерес к чтению. 7. Развивать мелкую моторику. познавательно-речевое развитие область Вид платная образовательная программа срок реализации 1 год Возраст 5-8 лет количество детей максимальное количество детей в подгруппе – 5 форма организации игровое итоговое занятие до 30 минут и продолжительность итоговых мероприятий форма организации игровое итоговое занятие итоговых мероприятий методическое Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова – М.: Эксмо, 2013. обеспечение 3 Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 4 1.2. Цель и задачи реализации программы 5 Принципы и подходы к формированию платной образовательной 6 1.3. Программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы 8 1.5. Целевые ориентиры в речевом развитии 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание программы 10 2.2. Формы организации образовательной деятельности 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 13 3.2. Кадровые условия реализации программы 14 3.3. Материально-техническое обеспечение программы 14 3.4. Планирование образовательной деятельности 16 3.4.1. Учебный план программы 16 3.4.2. Календарно-тематическое планирование 17 3.4.3. Комплексно-тематическое планирование 19 3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 24 3.6. Перечень литературных источников 25 4 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная. Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, 5 совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. 1.2. Цель и задачи реализации программы Целью программы является обучение чтению детей 5-8 лет. В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы: 1. Уточнить правильную артикуляцию звуков. 2. Определять место заданного звука в слове. 3. Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов 4. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного. 5. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. 6. Воспитывать интерес к чтению. 7. Развивать мелкую моторику. 6 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования, обозначенных в ФГОС дошкольного образования: 1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 6. осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения (постепенного и постоянного); 7. интеграция различных направлений образовательного процесса областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; 8. сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса. Значимые характеристики особенностей развития детей 5- 8 лет На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети 7 начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Значимые характеристики особенностей развития детей 5-8 лет Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 5 - 8 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный 8 смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь- рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. 1.4. Планируемые результаты 1. Обогащение словарного запаса детей; 2. Развитие грамматического строя речи; 3. Развитие фонематического слуха; 4. Обучение звуко-буквенному и слоговому анализу слов; 5.Развитие графо-моторных навыков; 5. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 3-4 слов. 1.5. Целевые ориентиры в речевом развитии Ребёнок: • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; • осуществляет дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; • владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза; • владеет понятиями «слово», «слог», «предложение»; 9 • осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми слогами, односложных); • умеет составлять графические схемы слогов, слов; • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); • воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста); • умеет строить простые распространённые предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (повествование, описание, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание программы Данная платная образовательная программа построена на методике Н.С.Жуковой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. При разработке данной программы учитывались системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей. 11 Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса. Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе. Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте. Программа – не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми. Содержание программы обеспечивает: - личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым; - развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка; -формирование у ребёнка универсальных предпосылок учебной деятельности (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.). 12 2.2. Формы организации образовательной деятельности Обучение детей по программе «АБВГДейка» осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 8 лет. Приоритетной формой организации детей является объединение их в малые группы по 4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Учитель-логопед проводит на основе данной программы подгрупповые занятия 1 раз в неделю. Длительность подгрупповых занятий – до 30 минут. Программа направлена на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. При составлении "Букваря" составитель использовала собственный 30-летний опыт работы логопеда, что в первый раз позволило соединять обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на классическом подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен уникальными решениями. Нужно отметить, что выделение слога из речи психологически проще и просит меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Конкретно на этом принципе и построена методика Жуковой начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Так как на исходном шаге чтение - это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку нужно познание букв. Сразу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. В начале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными - переходим к согласным. 13 Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов (для чтения по вертикали, по горизонтали). Слова разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному». 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы. Основное назначение логопедического кабинета – создание эффективных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Эти условия соответствуют ФГОС – РППС кабинета содержательно - насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна и соответствует содержанию коррекционной работы в образовательной области «речевое развитие». Условия кабинета создают благоприятную речевую среду, которая служит интересам и потребностям детей, каждый ребёнок имеет возможность наблюдать, запоминать и развиваться, сотрудничая со взрослым. В соответствии с направлениями работы, помещение логопедического кабинета условно разделено на центры: центр диагностики – содержит материалы по диагностике развития речи, речевые карты детей, зачисленных на логопункт. В центре профилактики и консультирования содержатся консультации для педагогов и родителей, материалы для информационных стендов. Центр научно-методический представлен библиотекой кабинета. Центр организации и планирования – рабочая зона учителя-логопеда. Игровой центр подразумевает коррекцию и развитие. 14 3.2. Кадровые условия реализации программы ФИО составителя Творческая группа ДОУ МБДОУ «Детский сад №15 «Алёнушка» Место работы присмотра и оздоровления» городской округ «Город Лесной» Должность Исполнитель платной образовательной услуги (руководитель ДООП) 3.3. Материально - техническое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной образовательной программы «АБВГДейка». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые обеспечивают: • речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; • зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, а также развитие графических умений посредством рисования линий и закрашивания. • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей. 15 Игры и игровые пособия: • А. С. Галанов «Логопедическое лото» • Л.Ф.Фирсанова, Е.В.Маслова Учебно-игровые комплекты «Гласные звуки», «Твёрдые согласные звуки», «Мягкие согласные звуки» • М.А.Панова, О.А. Гусева Учебно-игровой комплект «Сложные слова» • А.А.Штец Наглядное пособие. «Жук», «Кошка», «Собака». Читаем по слогам. Обучение грамоте.: - М., 2011. • Н.В.Нищева «Играйка» (8 игр для развития речи дошкольников: «Разноцветные листья», «Весёлый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие художники», «Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум») • Н.В.Нищева «Играйка-Различайка» (12 игр для развития фонетико- фонематической стороны речи:«Мы едем, едем, едем…», «Весёлые путешественники», «Буратино и Мальвина», «Разноцветная мозайка», «поможем кукле Кате», «Кто полетит на Луну?», «Парочки», «Разноцветные круги», «Кто скорее?», «Помоги Мишке», «Закрой картинку») • О.Е.Громова «Логопедическое лото» (на все изучаемые звуки) • М.Лукашкина «Слоговое лото». («В зоопарке», «Цветы») Учимся читать, играя • О.А.Крюкова «Весёлые буквята»: Обучение чтению малышей. – Екатеринбург: Литур-К, 2016. • Игра «Речевой твистер» Оборудование: • игрушки; • магнитно-маркерная доска; • зеркало; • наборное полотно; • стенка для пособий и игр; 16 • стол тумбовый; • 2 детских стола; • 6 детских стульев; • 2 стула для взрослых; • набор цветных карандашей (на каждого ребёнка). 3.4. Планирование образовательной деятельности 3.4.1. Учебный план программы Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе «АБВГДейка» проводится по следующему учебному плану: Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы Объем учебной нагрузки по программе Количество Количество часов занятий 34 34*30 минут = 1020 минут Всего в год: 34 1020 минут ( 17 часов) 17 3.4.2Календарно-тематическое планирование Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты Количество Месяц Тема занятий занятий программы Раздел 1. Тема 1. «Путешествие в страну звуков и букв». Подгрупповые Звук и буква А занятия Тема 2. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 сентябрь Звук и буква У Тема 3. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 1 Звук и буква О Тема 4. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква М Тема 5. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква С Тема 6. «Путешествие в страну звуков и букв». октябрь 1 Звук и буква Х Тема 7. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Р Тема 8. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ш Тема 9. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ы Тема 10. «Путешествие в страну звуков и букв». ноябрь 1 Звук и буква Л Тема 11. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Н Тема 12. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква К 18 Тема 13. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Т Тема 14. «Путешествие в страну звуков и букв». декабрь 1 Звук и буква И Тема 15. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква П Тема 16. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква З Тема 17. «Путешествие в страну звуков и букв». январь 1 Звук и буква Й Тема 18. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Г февраль Тема 19. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква В Тема 20. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Д Тема 21. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Б Тема 22. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ж март Тема 23. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Е Тема 24. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Буква Ь Тема 25. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Я Тема 26. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ю апрель Тема 27. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ё 19 Тема 28. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ч Тема 29. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Э Тема 30. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ц май Тема 31. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Ф Тема 32. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Звук и буква Щ Тема33. «Путешествие в страну звуков и букв». 1 Буква Ъ Тема 34. Игровое итоговое занятие Всего в год: 1 34 3.4.3Комплексно-тематическое планирование Месяц Тема занятий Кол- Задачи Навыки чтения Повторить правильную Читать букву А в строчку и в страну звуков и артикуляцию звука А. столбик. букв». Звук и буква Определять начальный Игра «Копилка слов»: А звук в названиях придумывание слов со звуком картинок. Учить А. узнавать букву А. Печатание буквы А. Повторить правильную Читать букву У в строчку и в страну звуков и артикуляцию звука У. столбик. букв». Звук и буква Определять начальный Игра «Копилка слов»: У звук в названиях придумывание слов со звуком картинок. Учить У. Учить слиянию букв в узнавать букву У. один слог (АУ, УА). во заня тий Сентябрь «Путешествие в «Путешествие в 1 1 20 Печатание буквы У. «Путешествие в Повторить правильную Читать знакомые буквы в страну звуков и артикуляцию звука О. строчку и в столбик. букв». Звук и буква Определять начальный Чтение слогов: ау, уа, оа, ао. О звук в названиях Учить анализировать картинок. Учить прочитанные слоги, учить узнавать букву О. узнавать на слух сколько 1 звуков услышали . Штриховка буквы О. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов: ма, му, ам, ум. страну звуков и артикуляцию звука М. Чтение слов: мама, ау. букв». Звук и буква Определять место звука Составление слов из М в названиях картинок. 1 знакомых слогов. Учить узнавать букву М. Звуковой анализ слогов АМ, УМ. Печатание и штриховка буквы М. Октябрь «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов: ас, ус, ос, са, страну звуков и артикуляцию звука С. со, су. букв». Звук и буква Определять место звука Учить слиянию букв в один С в названиях картинок. 1 слог. Звуковой анализ слогов Учить узнавать букву С. СА, СУ, АС, УС, ОС. Лепка буквы С из пластилина. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов. страну звуков и артикуляцию звука Х. Учить слиянию букв в один букв». Звук и буква Определять место звука слог. Звуковой анализ слогов Х в названиях картинок. 1 ХА, ХУ, АХ, УХ, ОХ. Учить узнавать букву Х. Выкладывание знакомых букв с помощью палочек. 21 «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов и слов. страну звуков и артикуляцию звука Р. Игра «Сложи слог, слово из букв». Звук и Определять место звука букв магнитной азбуки». буква Р В 1 названиях картинок. Звуковой анализ слогов АР, Учить узнавать букву ОР, УР, РА, РО, РУ. Р. Лепка буквы Р из пластилина. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов и слов. страну звуков и артикуляцию звука Ш. Составление и чтение слогов букв». Звук и буква Определять место звука и слов из знакомых букв. Ш в названиях картинок. 1 Выкладывание знакомых Учить узнавать букву Ш. букв с помощью палочек. Ноябрь «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов и слов. страну звуков и артикуляцию звука Ы. Составление и чтение слогов букв». Звук и буква Определять место звука и слов из знакомых букв. Ы в названиях картинок. 1 Учить узнавать букву Ы. «Путешествие в Повторить правильную Чтение предложений из страну звуков и артикуляцию звука Л. двух- трёх слов. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Л в названиях картинок. 1 предложения. Игра «Сложи Учить узнавать букву Л. слог, слово из букв магнитной азбуки». «Путешествие в Повторить правильную Чтение предложений из страну звуков и артикуляцию звука Н. двух- трёх слов. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Н в названиях картинок. 1 предложения. Игра «Сложи Учить узнавать букву Н. слог, слово из букв магнитной азбуки». «Путешествие в Повторить правильную Составление слов из страну звуков и артикуляцию звука К. знакомых слогов. Чтение букв». Звук и буква Определять место звука предложений из двух-трёх К в названиях картинок. 1 слов. Учить анализировать Учить узнавать букву К. прочитанные предложения. 22 Выкладывание знакомых букв с помощью палочек. Декабрь «Путешествие в Повторить правильную Учить выполнять звуковой страну звуков и артикуляцию звука Т. анализ слогов и коротких букв». Звук и буква Определять место звука слов. Игра «Сложи слово из Т в названиях картинок. букв магнитной азбуки». Учить узнавать букву Звуковой анализ слов. Т. Выкладывание знакомых 1 букв с помощью палочек. «Путешествие в Повторить правильную Учить выполнять звуковой страну звуков и артикуляцию звука И. анализ слогов, слов с букв». Звук и буква Определять место звука буквами И, Ы, слов из 2-3 И в названиях картинок. 1 звуков. Читать слоги и слова, Учить узнавать букву И. предложения из 2- 3 слов. «Путешествие в Повторить правильную Чтение предложений из страну звуков и артикуляцию звука П. двух- трёх слов. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные П в названиях картинок. предложения. Игры «Сложи Учить узнавать букву слово из букв магнитной 1 азбуки», П. «Найди слово» Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука З. коротких предложений. букв». Звук и буква Определять место звука Учить анализировать З в названиях картинок. «Путешествие в 1 прочитанные предложения. Учить узнавать букву З. Звуковой анализ слов. Лепка букв из пластилина. январь «Путешествие в Повторить правильную Чтение предложений из страну звуков и артикуляцию звука Й. двух- трёх слов. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Й в названиях картинок. 1 предложения. Игры «Сложи 23 Учить узнавать букву Й. слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово» «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Г. коротких предложений. букв». Звук и буква Определять место звука Учить анализировать Г в названиях картинок. прочитанные предложения. Учить узнавать букву Звуковой анализ слов. Г. Выкладывание знакомых 1 букв с помощью палочек. февраль «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука В. коротких предложений. букв». Звук и буква Определять место звука Учить анализировать В в названиях картинок. 1 прочитанные предложения. Учить узнавать букву В. Звуковой анализ слов. Лепка букв из пластилина. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Д. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Д в названиях картинок. 1 предложения. Разгадывание Учить узнавать букву Д. ребусов (расшифруй слово по первым звукам) «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Б. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Б в названиях картинок. предложения. Разгадывание Учить узнавать букву ребусов (расшифруй слово Б. по первым звукам) Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Ж. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука анализировать прочитанные Ж в названиях картинок. «Путешествие в 1 1 предложения. Разгадывание Учить узнавать букву Ж. ребусов (расшифруй слово по последним звукам) 24 март «Путешествие в 1 Познакомить с буквой Е. Чтение слогов, слов и страну звуков и Дать понятие о том, что предложений. Учить букв». Звук и буква данная буква может анализировать прочитанные Е иметь 2 звука, упражнять предложения. в вычленении звуков в Находить знакомые буквы в словах. Учить крупно написанном распознавать предложении. графическое изображение буквы. «Путешествие в 1 Познакомить с буквой Ь. Чтение слов и предложений. страну звуков и Дать понятие о том, что Учить анализировать букв». Буква Ь данная буква не имеет прочитанные предложения. звука. Учить Игры «Сложи слово из букв распознавать магнитной азбуки», «Найди графическое слово», «Составь изображение буквы. предложение» «Путешествие в 1 Познакомить с буквой Я. Чтение слогов, слов и страну звуков и Дать понятие о том, что предложений. Учить букв». Звук и буква данная буква может анализировать прочитанные Я иметь 2 звука, упражнять предложения. в вычленении звуков в Находить знакомые буквы в словах. Учить крупно написанном распознавать предложении. графическое Звуковой анализ слов. изображение буквы. «Путешествие в Познакомить с буквой Чтение слогов, слов и страну звуков и Ю. Дать понятие о том, предложений. Учить букв». Звук и буква что данная буква может анализировать прочитанные Ю иметь 2 звука, упражнять предложения. 1 в вычленении звуков в Игры «Сложи слово из букв словах. Учить магнитной азбуки», «Найди распознавать слово», «Составь графическое предложение» изображение буквы. 25 апрель «Путешествие в 1 Познакомить с буквой Ё. Чтение слогов, слов и страну звуков и Дать понятие о том, что предложений. Учить букв». Звук и буква данная буква может анализировать прочитанные Ё иметь 2 звука, упражнять предложения. в вычленении звуков в Находить знакомые буквы в словах. Учить крупно написанном распознавать предложении. графическое изображение буквы. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Ч. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука в анализировать прочитанные Ч названиях картинок. 1 предложения. Разгадывание Учить узнавать букву Ч. ребусов (расшифруй слово по последним звукам) Выкладывание знакомых букв с помощью палочек. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Э. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука в анализировать прочитанные Э названиях картинок. предложения. Разгадывание Учить узнавать букву ребусов. 1 Э. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Ц. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука в анализировать прочитанные Ц названиях картинок. 1 предложения. Учить узнавать букву Ц. Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Составь предложение» май «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Ф. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука в анализировать прочитанные Ф названиях картинок. 1 предложения. Разгадывание 26 Учить узнавать букву Ф. ребусов. Лепка буквы Ф из пластилина. «Путешествие в Повторить правильную Чтение слогов, слов и страну звуков и артикуляцию звука Щ. предложений. Учить букв». Звук и буква Определять место звука в анализировать прочитанные Щ названиях картинок. 1 предложения. Учить узнавать букву Щ. Находить знакомые буквы в крупно написанном предложении. «Путешествие в 1 Познакомить с буквой Ъ. Чтение слов и предложений. страну звуков и Дать понятие о том, что Учить анализировать букв». Буква Ъ данная буква не имеет прочитанные предложения. звука. Учить Игры «Сложи слово из букв распознавать магнитной азбуки», «Найди графическое слово», «Составь изображение буквы. предложение» Повторить и закрепить Чтение слов и предложений. пройденный материал. Игра «Сложи слово из букв Игровое итоговое занятие 1 Познакомить родителей с магнитной азбуки». формами и результатами Звуковой анализ слов. деятельности детей. Разгадывание ребусов. 27 Способы проверки достигнутых результатов Игровое итоговое занятие «Путешествие в страну звуков и букв» совместно с родителями воспитанников. 3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов Дополнительная образовательная программа по обучению чтению детей 5 - 8 лет «АБВГДейка» разработана в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384); • Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; • Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания». • Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления» 28 3.6. Перечень литературных источников 1. Артикуляционная азбука: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов / Т.А.Куликовская. – г. Дмитров.: ИД Карапуз 2. Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2013. 3. Букварь / Г.В.Сапгир. – М.: Росмэн, 1998. 4. Букварёнок / Г.П. Шалаева. – М.: Эксмо, 2007. 5. Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк - М.: Издательство ГНОМ, 2010 . 6. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков/ Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо. 2015. 7. Обучение грамоте детей дошкольного возраста /Г.Ф.Марцинкевич. – Волгоград: изд. «Учитель», 2002. 8. Слова и слоги: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов / И.А.Лыкова. – г. Дмитров.: ИД Карапуз 29