АБВГ-2

2

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АБВГДейка - 2»

Цель

Обучение чтению детей 5-8

Задачи

1.

Уточнить правильную артикуляцию звуков.

2.

Определять место заданного звука в слове.

3.

Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов

4.

Учить слитному чтению слогов, проводить анализ

прочитанного.
5.

Развивать психические процессы: память, внимание,

мышление, воображение.

образовательная

6.

Воспитывать интерес к чтению.

7.

Развивать мелкую моторику.

познавательно-речевое развитие

область
Вид

платная образовательная программа

срок реализации

1 год

Возраст

5-8 лет

количество детей

максимальное количество детей в подгруппе – 5

форма организации игровое итоговое занятие до 30 минут
и
продолжительность
итоговых
мероприятий
форма организации игровое итоговое занятие
итоговых
мероприятий
методическое

Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова – М.: Эксмо, 2013.

обеспечение
3

Структура программы
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цель и задачи реализации программы

5

Принципы и подходы к формированию платной образовательной

6

1.3.

Программы

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

8

1.5.

Целевые ориентиры в речевом развитии

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание программы

10

2.2.

Формы организации образовательной деятельности

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

13

3.2.

Кадровые условия реализации программы

14

3.3.

Материально-техническое обеспечение программы

14

3.4.

Планирование образовательной деятельности

16

3.4.1.

Учебный план программы

16

3.4.2.

Календарно-тематическое планирование

17

3.4.3.

Комплексно-тематическое планирование

19

3.5.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

24

3.6.

Перечень литературных источников

25

4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие
различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой
основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и
осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание.
Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется
понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в
слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не
научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является
одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал
читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не
умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним
навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать.
Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка
слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной,
интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая
задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более
легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие
приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе
бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных
возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная
работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса,

5

совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и
словосочетаний, развитию диалогической речи.
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата
педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по
«Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников
правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий
с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группы дошкольного
учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего
обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а
также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути
подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную
программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе,
испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им
показывать хороший уровень знаний и умений.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Целью программы является обучение чтению детей 5-8 лет.
В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы:

1.

Уточнить правильную артикуляцию звуков.

2.

Определять место заданного звука в слове.

3.

Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов

4.

Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного. 5. Развивать

психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
6.

Воспитывать интерес к чтению.

7.

Развивать мелкую моторику.
6

1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом принципов
дошкольного образования, обозначенных в ФГОС дошкольного образования:
1.

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2.

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3.

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4.

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка

в различных видах деятельности;
5.

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);
6.

осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения

(постепенного и постоянного);
7.

интеграция различных направлений образовательного процесса областей в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
8.

сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический,
личностно-ориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации
развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Значимые характеристики особенностей развития детей 5- 8 лет На шестом году
жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого
возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь
с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко
читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети
7

начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки
значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами,
обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и
наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к
профессиональной деятельности. Дошкольники могут использовать в речи сложные
случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные
множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам
языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Значимые характеристики особенностей развития детей 5-8 лет Речевые умения
детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и
сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят,
но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической
системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные
грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в
этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как
свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать
грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 5 - 8 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании
предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности
детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или
неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный

8

смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений
часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам
задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их
высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его
речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует
различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам
появляется речь- рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении
всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится
подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также
планирования и регуляции поведения.
1.4. Планируемые результаты

1. Обогащение словарного запаса детей;
2. Развитие грамматического строя речи;
3. Развитие фонематического слуха;
4. Обучение звуко-буквенному и слоговому анализу слов;
5.Развитие графо-моторных навыков; 5. К концу года дети могут читать целыми
словами и предложениями из 3-4 слов.
1.5. Целевые ориентиры в речевом развитии Ребёнок:
•

обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

•

осуществляет дифференциацию звуков по всем дифференциальным

признакам;
•

владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет

операции фонематического синтеза;
•

владеет понятиями «слово», «слог», «предложение»;

9

•

осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез

слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми
слогами, односложных);
•

умеет составлять графические схемы слогов, слов;

•

правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

•

воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в

условиях контекста);
•

умеет строить простые распространённые предложения; предложения с

однородными членами; простейшие виды сложносочинённых и
сложноподчинённых предложений;
•

составляет различные виды описательных рассказов, текстов (повествование,

описание, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности
высказывания;

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Данная платная образовательная программа построена на методике Н.С.Жуковой,
предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников
правильному чтению.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо
развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются
специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память
дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети
знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные
звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом
графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более
быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые
ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа
направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое
развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире,
толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
При разработке данной программы учитывались системный, комплексный,
личностный и деятельностный подходы в развитии детей.

11

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры
целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов
образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и
комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В.
Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о
закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в
свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и закономерностей,
психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект
разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра.
В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности,
интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной
возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от
степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте.
Программа – не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации
работы с детьми.
Содержание программы обеспечивает:
-

личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым;

-

развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

-формирование у ребёнка универсальных предпосылок учебной деятельности
(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение
и выполнять его и т. д.).

12

2.2. Формы организации образовательной деятельности
Обучение детей по программе «АБВГДейка» осуществляется в МБДОУ в рамках
оказания платных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную
категорию детей от 5 до 8 лет. Приоритетной формой организации детей является
объединение их в малые группы по 4 ребенка. Это позволяет удовлетворить
стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Учитель-логопед проводит на основе данной программы подгрупповые занятия 1
раз в неделю. Длительность подгрупповых занятий – до 30 минут.
Программа направлена на создание условий для развития познавательных
способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения
необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько
высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в
учебе.
При составлении "Букваря" составитель использовала собственный 30-летний опыт
работы логопеда, что в первый раз позволило соединять обучение грамоте с
предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь
основан на классическом подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен
уникальными решениями. Нужно отметить, что выделение слога из речи
психологически проще и просит меньше аналитических усилий, чем выделение
отдельного звука. Конкретно на этом принципе и построена методика Жуковой начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Так как на исходном шаге чтение - это
механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку
нужно познание букв.
Сразу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. В начале знакомимся с
гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги:
АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя
пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И
только после знакомства с гласными - переходим к согласным.

13

Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны
столбики слогов (для чтения по вертикали, по горизонтали). Слова разбиты на слоги,
что упрощает процесс чтения.
Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей
на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ (далее – РППС)
соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим
требованиям. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического
кабинета обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы.
Основное назначение логопедического кабинета – создание эффективных условий
для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Эти условия
соответствуют ФГОС – РППС кабинета содержательно - насыщена,
трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна и
соответствует содержанию коррекционной работы в образовательной области
«речевое развитие». Условия кабинета создают благоприятную речевую среду,
которая служит интересам и потребностям детей, каждый ребёнок имеет
возможность наблюдать, запоминать и развиваться, сотрудничая со взрослым.
В соответствии с направлениями работы, помещение логопедического кабинета
условно разделено на центры:
центр диагностики – содержит материалы по диагностике развития речи, речевые
карты детей, зачисленных на логопункт.
В центре профилактики и консультирования содержатся консультации для
педагогов и родителей, материалы для информационных стендов.
Центр научно-методический представлен библиотекой кабинета.
Центр организации и планирования – рабочая зона учителя-логопеда.
Игровой центр подразумевает коррекцию и развитие.
14

3.2. Кадровые условия реализации программы

ФИО составителя

Творческая группа ДОУ
МБДОУ «Детский сад №15 «Алёнушка»

Место работы

присмотра и оздоровления» городской округ
«Город Лесной»

Должность

Исполнитель платной образовательной
услуги (руководитель ДООП)

3.3. Материально - техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям
детей и содержанию дополнительной образовательной программы «АБВГДейка».
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые
обеспечивают:
•

речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность воспитанников;
•

зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, а также развитие графических умений посредством рисования линий и
закрашивания.
•

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;
•

возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.

15

Игры и игровые пособия:
•

А. С. Галанов «Логопедическое лото»

•

Л.Ф.Фирсанова, Е.В.Маслова Учебно-игровые комплекты «Гласные

звуки»,
«Твёрдые согласные звуки», «Мягкие согласные звуки»
•

М.А.Панова, О.А. Гусева Учебно-игровой комплект «Сложные слова»

•

А.А.Штец Наглядное пособие. «Жук», «Кошка», «Собака». Читаем по слогам.

Обучение грамоте.: - М., 2011.
•

Н.В.Нищева «Играйка» (8 игр для развития речи дошкольников:

«Разноцветные листья», «Весёлый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие
художники»,
«Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум»)
•

Н.В.Нищева «Играйка-Различайка» (12 игр для развития фонетико-

фонематической стороны речи:«Мы едем, едем, едем…», «Весёлые
путешественники», «Буратино и Мальвина», «Разноцветная мозайка», «поможем
кукле Кате», «Кто полетит на Луну?», «Парочки», «Разноцветные круги», «Кто
скорее?», «Помоги Мишке», «Закрой картинку»)
•

О.Е.Громова «Логопедическое лото» (на все изучаемые звуки)

•

М.Лукашкина «Слоговое лото». («В зоопарке», «Цветы») Учимся читать,

играя
•

О.А.Крюкова «Весёлые буквята»: Обучение чтению малышей. –

Екатеринбург: Литур-К, 2016.
•

Игра «Речевой твистер»
Оборудование:

•

игрушки;

•

магнитно-маркерная доска;

•

зеркало;

•

наборное полотно;

•

стенка для пособий и игр;
16

•

стол тумбовый;

•

2 детских стола;

•

6 детских стульев;

•

2 стула для взрослых;

•

набор цветных карандашей (на каждого ребёнка).

3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1. Учебный план программы
Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе
«АБВГДейка» проводится по следующему учебному плану:

Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), иные
компоненты программы

Объем учебной нагрузки по программе
Количество

Количество часов

занятий

34

34*30 минут
=
1020 минут

Всего в год:

34

1020 минут
( 17 часов)

17

3.4.2Календарно-тематическое планирование
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), иные
компоненты

Количество
Месяц

Тема занятий

занятий

программы

Раздел 1.

Тема 1. «Путешествие в страну звуков и букв».

Подгрупповые

Звук и буква А

занятия

Тема 2. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

сентябрь Звук и буква У
Тема 3. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

1

Звук и буква О

Тема 4. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква М

Тема 5. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква С

Тема 6. «Путешествие в страну звуков и букв».
октябрь

1

Звук и буква Х

Тема 7. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Р

Тема 8. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ш

Тема 9. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ы

Тема 10. «Путешествие в страну звуков и букв».
ноябрь

1

Звук и буква Л

Тема 11. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Н

Тема 12. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква К
18

Тема 13. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Т

Тема 14. «Путешествие в страну звуков и букв».
декабрь

1

Звук и буква И

Тема 15. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква П

Тема 16. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква З

Тема 17. «Путешествие в страну звуков и букв».
январь

1

Звук и буква Й

Тема 18. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Г

февраль

Тема 19. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква В

Тема 20. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Д

Тема 21. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Б

Тема 22. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ж

март

Тема 23. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Е

Тема 24. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Буква Ь

Тема 25. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Я

Тема 26. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ю

апрель

Тема 27. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ё

19

Тема 28. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ч

Тема 29. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Э

Тема 30. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ц

май

Тема 31. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Ф

Тема 32. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Звук и буква Щ

Тема33. «Путешествие в страну звуков и букв».

1

Буква Ъ

Тема 34. Игровое итоговое занятие
Всего в год:

1
34

3.4.3Комплексно-тематическое планирование
Месяц

Тема занятий

Кол-

Задачи

Навыки чтения

Повторить правильную

Читать букву А в строчку и в

страну звуков и

артикуляцию звука А.

столбик.

букв». Звук и буква

Определять начальный

Игра «Копилка слов»:

А

звук в названиях

придумывание слов со звуком

картинок. Учить

А.

узнавать букву А.

Печатание буквы А.

Повторить правильную

Читать букву У в строчку и в

страну звуков и

артикуляцию звука У.

столбик.

букв». Звук и буква

Определять начальный

Игра «Копилка слов»:

У

звук в названиях

придумывание слов со звуком

картинок. Учить

У. Учить слиянию букв в

узнавать букву У.

один слог (АУ, УА).

во
заня
тий
Сентябрь «Путешествие в

«Путешествие в

1

1

20

Печатание буквы У.

«Путешествие в

Повторить правильную

Читать знакомые буквы в

страну звуков и

артикуляцию звука О.

строчку и в столбик.

букв». Звук и буква

Определять начальный

Чтение слогов: ау, уа, оа, ао.

О

звук в названиях

Учить анализировать

картинок. Учить

прочитанные слоги, учить

узнавать букву О.

узнавать на слух сколько

1

звуков услышали .
Штриховка буквы О.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов: ма, му, ам, ум.

страну звуков и

артикуляцию звука М.

Чтение слов: мама, ау.

букв». Звук и буква

Определять место звука Составление слов из

М

в названиях картинок.

1

знакомых слогов.

Учить узнавать букву М. Звуковой анализ слогов АМ,
УМ.
Печатание и штриховка
буквы М.

Октябрь «Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов: ас, ус, ос, са,

страну звуков и

артикуляцию звука С.

со, су.

букв». Звук и буква

Определять место звука Учить слиянию букв в один

С

в названиях картинок.

1

слог. Звуковой анализ слогов

Учить узнавать букву С. СА, СУ, АС, УС, ОС.
Лепка буквы С из
пластилина.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов.

страну звуков и

артикуляцию звука Х.

Учить слиянию букв в один

букв». Звук и буква

Определять место звука слог. Звуковой анализ слогов

Х

в названиях картинок.

1

ХА, ХУ, АХ, УХ, ОХ.

Учить узнавать букву Х. Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.

21

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов и слов.

страну звуков и

артикуляцию звука Р.

Игра «Сложи слог, слово из

букв». Звук и

Определять место звука букв магнитной азбуки».

буква Р

В

1

названиях картинок.

Звуковой анализ слогов АР,

Учить узнавать букву

ОР, УР, РА, РО, РУ.

Р.

Лепка буквы Р из
пластилина.

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов и слов.

страну звуков и

артикуляцию звука Ш.

Составление и чтение слогов

букв». Звук и буква

Определять место звука и слов из знакомых букв.

Ш

в названиях картинок.

1

Выкладывание знакомых

Учить узнавать букву Ш. букв с помощью палочек.

Ноябрь

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов и слов.

страну звуков и

артикуляцию звука Ы.

Составление и чтение слогов

букв». Звук и буква

Определять место звука и слов из знакомых букв.

Ы

в названиях картинок.

1

Учить узнавать букву Ы.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение предложений из

страну звуков и

артикуляцию звука Л.

двух- трёх слов. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Л

в названиях картинок.

1

предложения. Игра «Сложи

Учить узнавать букву Л. слог, слово из букв
магнитной азбуки».
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение предложений из

страну звуков и

артикуляцию звука Н.

двух- трёх слов. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Н

в названиях картинок.

1

предложения. Игра «Сложи

Учить узнавать букву Н. слог, слово из букв
магнитной азбуки».
«Путешествие в

Повторить правильную

Составление слов из

страну звуков и

артикуляцию звука К.

знакомых слогов. Чтение

букв». Звук и буква

Определять место звука предложений из двух-трёх

К

в названиях картинок.

1

слов. Учить анализировать

Учить узнавать букву К. прочитанные предложения.
22

Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.

Декабрь

«Путешествие в

Повторить правильную

Учить выполнять звуковой

страну звуков и

артикуляцию звука Т.

анализ слогов и коротких

букв». Звук и буква

Определять место звука слов. Игра «Сложи слово из

Т

в названиях картинок.

букв магнитной азбуки».

Учить узнавать букву

Звуковой анализ слов.

Т.

Выкладывание знакомых

1

букв с помощью палочек.
«Путешествие в

Повторить правильную

Учить выполнять звуковой

страну звуков и

артикуляцию звука И.

анализ слогов, слов с

букв». Звук и буква

Определять место звука буквами И, Ы, слов из 2-3

И

в названиях картинок.

1

звуков. Читать слоги и слова,

Учить узнавать букву И. предложения из 2- 3 слов.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение предложений из

страну звуков и

артикуляцию звука П.

двух- трёх слов. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

П

в названиях картинок.

предложения. Игры «Сложи

Учить узнавать букву

слово из букв магнитной

1

азбуки»,

П.

«Найди слово»

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука З.

коротких предложений.

букв». Звук и буква

Определять место звука Учить анализировать

З

в названиях картинок.

«Путешествие в

1

прочитанные предложения.

Учить узнавать букву З. Звуковой анализ слов.
Лепка букв из пластилина.

январь

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение предложений из

страну звуков и

артикуляцию звука Й.

двух- трёх слов. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Й

в названиях картинок.

1

предложения. Игры «Сложи
23

Учить узнавать букву Й. слово из букв магнитной
азбуки»,
«Найди слово»
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Г.

коротких предложений.

букв». Звук и буква

Определять место звука Учить анализировать

Г

в названиях картинок.

прочитанные предложения.

Учить узнавать букву

Звуковой анализ слов.

Г.

Выкладывание знакомых

1

букв с помощью палочек.

февраль

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука В.

коротких предложений.

букв». Звук и буква

Определять место звука Учить анализировать

В

в названиях картинок.

1

прочитанные предложения.

Учить узнавать букву В. Звуковой анализ слов.
Лепка букв из пластилина.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Д.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Д

в названиях картинок.

1

предложения. Разгадывание

Учить узнавать букву Д. ребусов (расшифруй слово
по первым звукам)
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Б.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Б

в названиях картинок.

предложения. Разгадывание

Учить узнавать букву

ребусов (расшифруй слово

Б.

по первым звукам)

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Ж.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука анализировать прочитанные

Ж

в названиях картинок.

«Путешествие в

1

1

предложения. Разгадывание

Учить узнавать букву Ж. ребусов (расшифруй слово
по последним звукам)
24

март

«Путешествие в

1

Познакомить с буквой Е. Чтение слогов, слов и

страну звуков и

Дать понятие о том, что

предложений. Учить

букв». Звук и буква

данная буква может

анализировать прочитанные

Е

иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в

Находить знакомые буквы в

словах. Учить

крупно написанном

распознавать

предложении.

графическое
изображение буквы.
«Путешествие в

1

Познакомить с буквой Ь. Чтение слов и предложений.

страну звуков и

Дать понятие о том, что

Учить анализировать

букв». Буква Ь

данная буква не имеет

прочитанные предложения.

звука. Учить

Игры «Сложи слово из букв

распознавать

магнитной азбуки», «Найди

графическое

слово», «Составь

изображение буквы.

предложение»

«Путешествие в

1

Познакомить с буквой Я. Чтение слогов, слов и

страну звуков и

Дать понятие о том, что

предложений. Учить

букв». Звук и буква

данная буква может

анализировать прочитанные

Я

иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в

Находить знакомые буквы в

словах. Учить

крупно написанном

распознавать

предложении.

графическое

Звуковой анализ слов.

изображение буквы.
«Путешествие в

Познакомить с буквой

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

Ю. Дать понятие о том,

предложений. Учить

букв». Звук и буква

что данная буква может

анализировать прочитанные

Ю

иметь 2 звука, упражнять предложения.

1

в вычленении звуков в

Игры «Сложи слово из букв

словах. Учить

магнитной азбуки», «Найди

распознавать

слово», «Составь

графическое

предложение»

изображение буквы.
25

апрель

«Путешествие в

1

Познакомить с буквой Ё. Чтение слогов, слов и

страну звуков и

Дать понятие о том, что

предложений. Учить

букв». Звук и буква

данная буква может

анализировать прочитанные

Ё

иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в

Находить знакомые буквы в

словах. Учить

крупно написанном

распознавать

предложении.

графическое
изображение буквы.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Ч.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука в анализировать прочитанные

Ч

названиях картинок.

1

предложения. Разгадывание

Учить узнавать букву Ч. ребусов (расшифруй слово
по последним звукам)
Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Э.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука в анализировать прочитанные

Э

названиях картинок.

предложения. Разгадывание

Учить узнавать букву

ребусов.

1

Э.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Ц.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука в анализировать прочитанные

Ц

названиях картинок.

1

предложения.

Учить узнавать букву Ц. Игры «Сложи слово из букв
магнитной азбуки», «Найди
слово», «Составь
предложение»

май

«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Ф.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука в анализировать прочитанные

Ф

названиях картинок.

1

предложения. Разгадывание
26

Учить узнавать букву Ф. ребусов.
Лепка буквы Ф из
пластилина.
«Путешествие в

Повторить правильную

Чтение слогов, слов и

страну звуков и

артикуляцию звука Щ.

предложений. Учить

букв». Звук и буква

Определять место звука в анализировать прочитанные

Щ

названиях картинок.

1

предложения.

Учить узнавать букву Щ. Находить знакомые буквы в
крупно написанном
предложении.
«Путешествие в

1

Познакомить с буквой Ъ. Чтение слов и предложений.

страну звуков и

Дать понятие о том, что

Учить анализировать

букв». Буква Ъ

данная буква не имеет

прочитанные предложения.

звука. Учить

Игры «Сложи слово из букв

распознавать

магнитной азбуки», «Найди

графическое

слово», «Составь

изображение буквы.

предложение»

Повторить и закрепить

Чтение слов и предложений.

пройденный материал.

Игра «Сложи слово из букв

Игровое итоговое
занятие

1

Познакомить родителей с магнитной азбуки».
формами и результатами Звуковой анализ слов.
деятельности детей.

Разгадывание ребусов.

27

Способы проверки достигнутых результатов
Игровое итоговое занятие «Путешествие в страну звуков и букв» совместно с
родителями воспитанников.
3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа по обучению чтению детей 5 - 8 лет
«АБВГДейка» разработана в соответствии с нормативными документами:
•

Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской

Федерации»;
•

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от

17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
•

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
•

Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к

программам дополнительного образования детей»;
•

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении

Правил оказания платных образовательных услуг»;
•

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам дошкольного образования от
30.08.2013 №1014;
•

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и безвредности
для человека факторов среды обитания».
•

Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»

28

3.6. Перечень литературных источников
1. Артикуляционная азбука: Учебно-методическое пособие для родителей и
педагогов / Т.А.Куликовская. – г. Дмитров.: ИД Карапуз 2. Букварь: учебное
пособие / Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2013.
3.

Букварь / Г.В.Сапгир. – М.: Росмэн, 1998.

4.

Букварёнок / Г.П. Шалаева. – М.: Эксмо, 2007.

5.

Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк - М.:

Издательство ГНОМ, 2010 .
6.

Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков/ Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо.

2015.
7.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста /Г.Ф.Марцинкевич. –

Волгоград: изд. «Учитель», 2002.
8.

Слова и слоги: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов /

И.А.Лыкова. – г. Дмитров.: ИД Карапуз

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».