2
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АБВГДейка - 2»
Цель
Обучение чтению детей 5-8
Задачи
1.
Уточнить правильную артикуляцию звуков.
2.
Определять место заданного звука в слове.
3.
Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов
4.
Учить слитному чтению слогов, проводить анализ
прочитанного.
5.
Развивать психические процессы: память, внимание,
мышление, воображение.
образовательная
6.
Воспитывать интерес к чтению.
7.
Развивать мелкую моторику.
познавательно-речевое развитие
область
Вид
платная образовательная программа
срок реализации
1 год
Возраст
5-8 лет
количество детей
максимальное количество детей в подгруппе – 5
форма организации игровое итоговое занятие до 30 минут
и
продолжительность
итоговых
мероприятий
форма организации игровое итоговое занятие
итоговых
мероприятий
методическое
Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова – М.: Эксмо, 2013.
обеспечение
3
Структура программы
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
4
1.2.
Цель и задачи реализации программы
5
Принципы и подходы к формированию платной образовательной
6
1.3.
Программы
1.4.
Планируемые результаты освоения программы
8
1.5.
Целевые ориентиры в речевом развитии
8
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Содержание программы
10
2.2.
Формы организации образовательной деятельности
11
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
13
3.2.
Кадровые условия реализации программы
14
3.3.
Материально-техническое обеспечение программы
14
3.4.
Планирование образовательной деятельности
16
3.4.1.
Учебный план программы
16
3.4.2.
Календарно-тематическое планирование
17
3.4.3.
Комплексно-тематическое планирование
19
3.5.
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
24
3.6.
Перечень литературных источников
25
4
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие
различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой
основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и
осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание.
Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется
понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в
слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не
научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является
одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал
читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не
умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним
навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать.
Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка
слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной,
интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая
задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более
легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие
приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе
бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных
возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная
работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса,
5
совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и
словосочетаний, развитию диалогической речи.
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата
педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по
«Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников
правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий
с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группы дошкольного
учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего
обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а
также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути
подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную
программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе,
испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им
показывать хороший уровень знаний и умений.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Целью программы является обучение чтению детей 5-8 лет.
В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы:
1.
Уточнить правильную артикуляцию звуков.
2.
Определять место заданного звука в слове.
3.
Учить выполнять звуковой анализ слогов, слов
4.
Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного. 5. Развивать
психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
6.
Воспитывать интерес к чтению.
7.
Развивать мелкую моторику.
6
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом принципов
дошкольного образования, обозначенных в ФГОС дошкольного образования:
1.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2.
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3.
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4.
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка
в различных видах деятельности;
5.
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
6.
осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения
(постепенного и постоянного);
7.
интеграция различных направлений образовательного процесса областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
8.
сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический,
личностно-ориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации
развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Значимые характеристики особенностей развития детей 5- 8 лет На шестом году
жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого
возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь
с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко
читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети
7
начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки
значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами,
обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и
наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к
профессиональной деятельности. Дошкольники могут использовать в речи сложные
случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные
множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам
языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Значимые характеристики особенностей развития детей 5-8 лет Речевые умения
детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и
сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят,
но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической
системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные
грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в
этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как
свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать
грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 5 - 8 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании
предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности
детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или
неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный
8
смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений
часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам
задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их
высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его
речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует
различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам
появляется речь- рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении
всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится
подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также
планирования и регуляции поведения.
1.4. Планируемые результаты
1. Обогащение словарного запаса детей;
2. Развитие грамматического строя речи;
3. Развитие фонематического слуха;
4. Обучение звуко-буквенному и слоговому анализу слов;
5.Развитие графо-моторных навыков; 5. К концу года дети могут читать целыми
словами и предложениями из 3-4 слов.
1.5. Целевые ориентиры в речевом развитии Ребёнок:
•
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
•
осуществляет дифференциацию звуков по всем дифференциальным
признакам;
•
владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет
операции фонематического синтеза;
•
владеет понятиями «слово», «слог», «предложение»;
9
•
осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез
слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми
слогами, односложных);
•
умеет составлять графические схемы слогов, слов;
•
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
•
воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в
условиях контекста);
•
умеет строить простые распространённые предложения; предложения с
однородными членами; простейшие виды сложносочинённых и
сложноподчинённых предложений;
•
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (повествование,
описание, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности
высказывания;
10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Данная платная образовательная программа построена на методике Н.С.Жуковой,
предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников
правильному чтению.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо
развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются
специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память
дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети
знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные
звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом
графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более
быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые
ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа
направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое
развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире,
толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
При разработке данной программы учитывались системный, комплексный,
личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
11
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры
целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов
образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и
комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В.
Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о
закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в
свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и закономерностей,
психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект
разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра.
В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности,
интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной
возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от
степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте.
Программа – не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации
работы с детьми.
Содержание программы обеспечивает:
-
личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым;
-
развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
-формирование у ребёнка универсальных предпосылок учебной деятельности
(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение
и выполнять его и т. д.).
12
2.2. Формы организации образовательной деятельности
Обучение детей по программе «АБВГДейка» осуществляется в МБДОУ в рамках
оказания платных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную
категорию детей от 5 до 8 лет. Приоритетной формой организации детей является
объединение их в малые группы по 4 ребенка. Это позволяет удовлетворить
стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Учитель-логопед проводит на основе данной программы подгрупповые занятия 1
раз в неделю. Длительность подгрупповых занятий – до 30 минут.
Программа направлена на создание условий для развития познавательных
способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения
необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько
высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в
учебе.
При составлении "Букваря" составитель использовала собственный 30-летний опыт
работы логопеда, что в первый раз позволило соединять обучение грамоте с
предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь
основан на классическом подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен
уникальными решениями. Нужно отметить, что выделение слога из речи
психологически проще и просит меньше аналитических усилий, чем выделение
отдельного звука. Конкретно на этом принципе и построена методика Жуковой начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Так как на исходном шаге чтение - это
механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку
нужно познание букв.
Сразу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. В начале знакомимся с
гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги:
АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя
пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И
только после знакомства с гласными - переходим к согласным.
13
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны
столбики слогов (для чтения по вертикали, по горизонтали). Слова разбиты на слоги,
что упрощает процесс чтения.
Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей
на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ (далее – РППС)
соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим
требованиям. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического
кабинета обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы.
Основное назначение логопедического кабинета – создание эффективных условий
для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Эти условия
соответствуют ФГОС – РППС кабинета содержательно - насыщена,
трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна и
соответствует содержанию коррекционной работы в образовательной области
«речевое развитие». Условия кабинета создают благоприятную речевую среду,
которая служит интересам и потребностям детей, каждый ребёнок имеет
возможность наблюдать, запоминать и развиваться, сотрудничая со взрослым.
В соответствии с направлениями работы, помещение логопедического кабинета
условно разделено на центры:
центр диагностики – содержит материалы по диагностике развития речи, речевые
карты детей, зачисленных на логопункт.
В центре профилактики и консультирования содержатся консультации для
педагогов и родителей, материалы для информационных стендов.
Центр научно-методический представлен библиотекой кабинета.
Центр организации и планирования – рабочая зона учителя-логопеда.
Игровой центр подразумевает коррекцию и развитие.
14
3.2. Кадровые условия реализации программы
ФИО составителя
Творческая группа ДОУ
МБДОУ «Детский сад №15 «Алёнушка»
Место работы
присмотра и оздоровления» городской округ
«Город Лесной»
Должность
Исполнитель платной образовательной
услуги (руководитель ДООП)
3.3. Материально - техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям
детей и содержанию дополнительной образовательной программы «АБВГДейка».
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые
обеспечивают:
•
речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность воспитанников;
•
зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, а также развитие графических умений посредством рисования линий и
закрашивания.
•
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
•
возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.
15
Игры и игровые пособия:
•
А. С. Галанов «Логопедическое лото»
•
Л.Ф.Фирсанова, Е.В.Маслова Учебно-игровые комплекты «Гласные
звуки»,
«Твёрдые согласные звуки», «Мягкие согласные звуки»
•
М.А.Панова, О.А. Гусева Учебно-игровой комплект «Сложные слова»
•
А.А.Штец Наглядное пособие. «Жук», «Кошка», «Собака». Читаем по слогам.
Обучение грамоте.: - М., 2011.
•
Н.В.Нищева «Играйка» (8 игр для развития речи дошкольников:
«Разноцветные листья», «Весёлый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие
художники»,
«Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум»)
•
Н.В.Нищева «Играйка-Различайка» (12 игр для развития фонетико-
фонематической стороны речи:«Мы едем, едем, едем…», «Весёлые
путешественники», «Буратино и Мальвина», «Разноцветная мозайка», «поможем
кукле Кате», «Кто полетит на Луну?», «Парочки», «Разноцветные круги», «Кто
скорее?», «Помоги Мишке», «Закрой картинку»)
•
О.Е.Громова «Логопедическое лото» (на все изучаемые звуки)
•
М.Лукашкина «Слоговое лото». («В зоопарке», «Цветы») Учимся читать,
играя
•
О.А.Крюкова «Весёлые буквята»: Обучение чтению малышей. –
Екатеринбург: Литур-К, 2016.
•
Игра «Речевой твистер»
Оборудование:
•
игрушки;
•
магнитно-маркерная доска;
•
зеркало;
•
наборное полотно;
•
стенка для пособий и игр;
16
•
стол тумбовый;
•
2 детских стола;
•
6 детских стульев;
•
2 стула для взрослых;
•
набор цветных карандашей (на каждого ребёнка).
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1. Учебный план программы
Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе
«АБВГДейка» проводится по следующему учебному плану:
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), иные
компоненты программы
Объем учебной нагрузки по программе
Количество
Количество часов
занятий
34
34*30 минут
=
1020 минут
Всего в год:
34
1020 минут
( 17 часов)
17
3.4.2Календарно-тематическое планирование
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), иные
компоненты
Количество
Месяц
Тема занятий
занятий
программы
Раздел 1.
Тема 1. «Путешествие в страну звуков и букв».
Подгрупповые
Звук и буква А
занятия
Тема 2. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
сентябрь Звук и буква У
Тема 3. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
1
Звук и буква О
Тема 4. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква М
Тема 5. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква С
Тема 6. «Путешествие в страну звуков и букв».
октябрь
1
Звук и буква Х
Тема 7. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Р
Тема 8. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ш
Тема 9. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ы
Тема 10. «Путешествие в страну звуков и букв».
ноябрь
1
Звук и буква Л
Тема 11. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Н
Тема 12. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква К
18
Тема 13. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Т
Тема 14. «Путешествие в страну звуков и букв».
декабрь
1
Звук и буква И
Тема 15. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква П
Тема 16. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква З
Тема 17. «Путешествие в страну звуков и букв».
январь
1
Звук и буква Й
Тема 18. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Г
февраль
Тема 19. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква В
Тема 20. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Д
Тема 21. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Б
Тема 22. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ж
март
Тема 23. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Е
Тема 24. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Буква Ь
Тема 25. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Я
Тема 26. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ю
апрель
Тема 27. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ё
19
Тема 28. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ч
Тема 29. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Э
Тема 30. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ц
май
Тема 31. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Ф
Тема 32. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Звук и буква Щ
Тема33. «Путешествие в страну звуков и букв».
1
Буква Ъ
Тема 34. Игровое итоговое занятие
Всего в год:
1
34
3.4.3Комплексно-тематическое планирование
Месяц
Тема занятий
Кол-
Задачи
Навыки чтения
Повторить правильную
Читать букву А в строчку и в
страну звуков и
артикуляцию звука А.
столбик.
букв». Звук и буква
Определять начальный
Игра «Копилка слов»:
А
звук в названиях
придумывание слов со звуком
картинок. Учить
А.
узнавать букву А.
Печатание буквы А.
Повторить правильную
Читать букву У в строчку и в
страну звуков и
артикуляцию звука У.
столбик.
букв». Звук и буква
Определять начальный
Игра «Копилка слов»:
У
звук в названиях
придумывание слов со звуком
картинок. Учить
У. Учить слиянию букв в
узнавать букву У.
один слог (АУ, УА).
во
заня
тий
Сентябрь «Путешествие в
«Путешествие в
1
1
20
Печатание буквы У.
«Путешествие в
Повторить правильную
Читать знакомые буквы в
страну звуков и
артикуляцию звука О.
строчку и в столбик.
букв». Звук и буква
Определять начальный
Чтение слогов: ау, уа, оа, ао.
О
звук в названиях
Учить анализировать
картинок. Учить
прочитанные слоги, учить
узнавать букву О.
узнавать на слух сколько
1
звуков услышали .
Штриховка буквы О.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов: ма, му, ам, ум.
страну звуков и
артикуляцию звука М.
Чтение слов: мама, ау.
букв». Звук и буква
Определять место звука Составление слов из
М
в названиях картинок.
1
знакомых слогов.
Учить узнавать букву М. Звуковой анализ слогов АМ,
УМ.
Печатание и штриховка
буквы М.
Октябрь «Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов: ас, ус, ос, са,
страну звуков и
артикуляцию звука С.
со, су.
букв». Звук и буква
Определять место звука Учить слиянию букв в один
С
в названиях картинок.
1
слог. Звуковой анализ слогов
Учить узнавать букву С. СА, СУ, АС, УС, ОС.
Лепка буквы С из
пластилина.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов.
страну звуков и
артикуляцию звука Х.
Учить слиянию букв в один
букв». Звук и буква
Определять место звука слог. Звуковой анализ слогов
Х
в названиях картинок.
1
ХА, ХУ, АХ, УХ, ОХ.
Учить узнавать букву Х. Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.
21
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов и слов.
страну звуков и
артикуляцию звука Р.
Игра «Сложи слог, слово из
букв». Звук и
Определять место звука букв магнитной азбуки».
буква Р
В
1
названиях картинок.
Звуковой анализ слогов АР,
Учить узнавать букву
ОР, УР, РА, РО, РУ.
Р.
Лепка буквы Р из
пластилина.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов и слов.
страну звуков и
артикуляцию звука Ш.
Составление и чтение слогов
букв». Звук и буква
Определять место звука и слов из знакомых букв.
Ш
в названиях картинок.
1
Выкладывание знакомых
Учить узнавать букву Ш. букв с помощью палочек.
Ноябрь
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов и слов.
страну звуков и
артикуляцию звука Ы.
Составление и чтение слогов
букв». Звук и буква
Определять место звука и слов из знакомых букв.
Ы
в названиях картинок.
1
Учить узнавать букву Ы.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение предложений из
страну звуков и
артикуляцию звука Л.
двух- трёх слов. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Л
в названиях картинок.
1
предложения. Игра «Сложи
Учить узнавать букву Л. слог, слово из букв
магнитной азбуки».
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение предложений из
страну звуков и
артикуляцию звука Н.
двух- трёх слов. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Н
в названиях картинок.
1
предложения. Игра «Сложи
Учить узнавать букву Н. слог, слово из букв
магнитной азбуки».
«Путешествие в
Повторить правильную
Составление слов из
страну звуков и
артикуляцию звука К.
знакомых слогов. Чтение
букв». Звук и буква
Определять место звука предложений из двух-трёх
К
в названиях картинок.
1
слов. Учить анализировать
Учить узнавать букву К. прочитанные предложения.
22
Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.
Декабрь
«Путешествие в
Повторить правильную
Учить выполнять звуковой
страну звуков и
артикуляцию звука Т.
анализ слогов и коротких
букв». Звук и буква
Определять место звука слов. Игра «Сложи слово из
Т
в названиях картинок.
букв магнитной азбуки».
Учить узнавать букву
Звуковой анализ слов.
Т.
Выкладывание знакомых
1
букв с помощью палочек.
«Путешествие в
Повторить правильную
Учить выполнять звуковой
страну звуков и
артикуляцию звука И.
анализ слогов, слов с
букв». Звук и буква
Определять место звука буквами И, Ы, слов из 2-3
И
в названиях картинок.
1
звуков. Читать слоги и слова,
Учить узнавать букву И. предложения из 2- 3 слов.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение предложений из
страну звуков и
артикуляцию звука П.
двух- трёх слов. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
П
в названиях картинок.
предложения. Игры «Сложи
Учить узнавать букву
слово из букв магнитной
1
азбуки»,
П.
«Найди слово»
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука З.
коротких предложений.
букв». Звук и буква
Определять место звука Учить анализировать
З
в названиях картинок.
«Путешествие в
1
прочитанные предложения.
Учить узнавать букву З. Звуковой анализ слов.
Лепка букв из пластилина.
январь
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение предложений из
страну звуков и
артикуляцию звука Й.
двух- трёх слов. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Й
в названиях картинок.
1
предложения. Игры «Сложи
23
Учить узнавать букву Й. слово из букв магнитной
азбуки»,
«Найди слово»
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Г.
коротких предложений.
букв». Звук и буква
Определять место звука Учить анализировать
Г
в названиях картинок.
прочитанные предложения.
Учить узнавать букву
Звуковой анализ слов.
Г.
Выкладывание знакомых
1
букв с помощью палочек.
февраль
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука В.
коротких предложений.
букв». Звук и буква
Определять место звука Учить анализировать
В
в названиях картинок.
1
прочитанные предложения.
Учить узнавать букву В. Звуковой анализ слов.
Лепка букв из пластилина.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Д.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Д
в названиях картинок.
1
предложения. Разгадывание
Учить узнавать букву Д. ребусов (расшифруй слово
по первым звукам)
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Б.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Б
в названиях картинок.
предложения. Разгадывание
Учить узнавать букву
ребусов (расшифруй слово
Б.
по первым звукам)
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Ж.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука анализировать прочитанные
Ж
в названиях картинок.
«Путешествие в
1
1
предложения. Разгадывание
Учить узнавать букву Ж. ребусов (расшифруй слово
по последним звукам)
24
март
«Путешествие в
1
Познакомить с буквой Е. Чтение слогов, слов и
страну звуков и
Дать понятие о том, что
предложений. Учить
букв». Звук и буква
данная буква может
анализировать прочитанные
Е
иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в
Находить знакомые буквы в
словах. Учить
крупно написанном
распознавать
предложении.
графическое
изображение буквы.
«Путешествие в
1
Познакомить с буквой Ь. Чтение слов и предложений.
страну звуков и
Дать понятие о том, что
Учить анализировать
букв». Буква Ь
данная буква не имеет
прочитанные предложения.
звука. Учить
Игры «Сложи слово из букв
распознавать
магнитной азбуки», «Найди
графическое
слово», «Составь
изображение буквы.
предложение»
«Путешествие в
1
Познакомить с буквой Я. Чтение слогов, слов и
страну звуков и
Дать понятие о том, что
предложений. Учить
букв». Звук и буква
данная буква может
анализировать прочитанные
Я
иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в
Находить знакомые буквы в
словах. Учить
крупно написанном
распознавать
предложении.
графическое
Звуковой анализ слов.
изображение буквы.
«Путешествие в
Познакомить с буквой
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
Ю. Дать понятие о том,
предложений. Учить
букв». Звук и буква
что данная буква может
анализировать прочитанные
Ю
иметь 2 звука, упражнять предложения.
1
в вычленении звуков в
Игры «Сложи слово из букв
словах. Учить
магнитной азбуки», «Найди
распознавать
слово», «Составь
графическое
предложение»
изображение буквы.
25
апрель
«Путешествие в
1
Познакомить с буквой Ё. Чтение слогов, слов и
страну звуков и
Дать понятие о том, что
предложений. Учить
букв». Звук и буква
данная буква может
анализировать прочитанные
Ё
иметь 2 звука, упражнять предложения.
в вычленении звуков в
Находить знакомые буквы в
словах. Учить
крупно написанном
распознавать
предложении.
графическое
изображение буквы.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Ч.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука в анализировать прочитанные
Ч
названиях картинок.
1
предложения. Разгадывание
Учить узнавать букву Ч. ребусов (расшифруй слово
по последним звукам)
Выкладывание знакомых
букв с помощью палочек.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Э.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука в анализировать прочитанные
Э
названиях картинок.
предложения. Разгадывание
Учить узнавать букву
ребусов.
1
Э.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Ц.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука в анализировать прочитанные
Ц
названиях картинок.
1
предложения.
Учить узнавать букву Ц. Игры «Сложи слово из букв
магнитной азбуки», «Найди
слово», «Составь
предложение»
май
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Ф.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука в анализировать прочитанные
Ф
названиях картинок.
1
предложения. Разгадывание
26
Учить узнавать букву Ф. ребусов.
Лепка буквы Ф из
пластилина.
«Путешествие в
Повторить правильную
Чтение слогов, слов и
страну звуков и
артикуляцию звука Щ.
предложений. Учить
букв». Звук и буква
Определять место звука в анализировать прочитанные
Щ
названиях картинок.
1
предложения.
Учить узнавать букву Щ. Находить знакомые буквы в
крупно написанном
предложении.
«Путешествие в
1
Познакомить с буквой Ъ. Чтение слов и предложений.
страну звуков и
Дать понятие о том, что
Учить анализировать
букв». Буква Ъ
данная буква не имеет
прочитанные предложения.
звука. Учить
Игры «Сложи слово из букв
распознавать
магнитной азбуки», «Найди
графическое
слово», «Составь
изображение буквы.
предложение»
Повторить и закрепить
Чтение слов и предложений.
пройденный материал.
Игра «Сложи слово из букв
Игровое итоговое
занятие
1
Познакомить родителей с магнитной азбуки».
формами и результатами Звуковой анализ слов.
деятельности детей.
Разгадывание ребусов.
27
Способы проверки достигнутых результатов
Игровое итоговое занятие «Путешествие в страну звуков и букв» совместно с
родителями воспитанников.
3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа по обучению чтению детей 5 - 8 лет
«АБВГДейка» разработана в соответствии с нормативными документами:
•
Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
•
Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
•
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования от
30.08.2013 №1014;
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и безвредности
для человека факторов среды обитания».
•
Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»
28
3.6. Перечень литературных источников
1. Артикуляционная азбука: Учебно-методическое пособие для родителей и
педагогов / Т.А.Куликовская. – г. Дмитров.: ИД Карапуз 2. Букварь: учебное
пособие / Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2013.
3.
Букварь / Г.В.Сапгир. – М.: Росмэн, 1998.
4.
Букварёнок / Г.П. Шалаева. – М.: Эксмо, 2007.
5.
Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк - М.:
Издательство ГНОМ, 2010 .
6.
Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков/ Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо.
2015.
7.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста /Г.Ф.Марцинкевич. –
Волгоград: изд. «Учитель», 2002.
8.
Слова и слоги: Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов /
И.А.Лыкова. – г. Дмитров.: ИД Карапуз
29