Фольклор как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Актуальность этой темы всем
присутствующим понятна, исходя из известных событий последних двух лет.
Но не только… формирование у
молодежи ответственности за будущность страны – приоритетная задача
патриотического воспитания… а начинается
эта серьезная, значимая работа в дошкольном возрасте, через все доступные
формы, в том числе и через фольклор.
Патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс.
В
основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Патриотическое воспитание – это воспитание
любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание
трудиться на ее благо.
Приоритетной задачей по
формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение
родины».
Патриотизм
применительно к детям
дошкольного возраста определяется, как
потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей,
живой природы, наличие
у детей таких качеств,
как сострадание, сочувствие, (эмпатия) чувство собственного достоинства,
осознание себя частью окружающего мира.
В процессе воспитании нравственно-патриотического сознания у дошкольников значимая роль отводится фольклору.
Какие виды/жанры
фольклора мы знаем?
·
Словесный фольклор.
К нему относится поэтическое народное творчество: сказки, предания, малые жанры
(потешки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки и др.).
·
Музыкальный фольклор. Это вокальные, инструментальные или вокально-инструментальные
произведения.
·
Обрядовый фольклор.
(колядки, масленичные, веснянки, летние, осенние песни)
·
Малый (детский) фольклор. (потешки, колыбельные,
скороговорки, небылицы, считалки, загадки, сказки)
Именно в фольклоре тысячелетним народным
педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития
речи, музыкальных и поэтических способностей,
логического и образного
мышления, смекалки, юмора,
сатиры, трудовых и физических навыков.
Фольклор – понимается как народная мудрость,
народное знание, народное художественное творчество: песни, сказки, легенды,
былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения,
танцы, а также произведения изобразительного
и декоративно-прикладного искусства.
В более широком смысле
кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество,
проявления духовной и материальной культуры
народа — язык, верования, обряды,
ремёсла.
Главная особенность народного творчества –
это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение
существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми
рассказчиками.
Со временем литераторы заимствовали многие
сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем.
Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения.
Благодаря народным песням, сказкам и другим
жанрам фольклора ученые-историки могут узнать,
как жили предки,
какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время.
Именно через фольклор отражаются индивидуальные
особенности народа, его отличия от других.
При этом фольклор
постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.
Знакомство детей с образцами фольклора - поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями приобщает их к общечеловеческим
нравственно-эстетическим ценностям.
Простые потешки, прибаутки, заклички доступны и понятны детям. Пословицы и поговорки
метко оценивают различные жизненные ситуации, высмеивают и осуждают недостатки,
восхваляют положительные качества людей.
Особое место в
произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к
труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Образцы музыкального детского фольклора
(пение, пляски, игра на народных инструментах) доставляют детям удовольствие,
радость, положительные эмоции.
Разнообразие
форм и жанров музыкального фольклора дает
возможность ребенку всесторонне познавать мир. Пестушки, потешки, колыбельные,
игровые, плясовые песни, заклички, частушки играют огромную роль в духовном
становлении человека, в его социальном, духовном, нравственно-патриотическом
воспитании.
Разнообразные
средства фольклора
позволяют
решать такие задачи
как:
ü
Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
ü Развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
ü Расширение представлений детей о народных
праздниках, обычаях и традициях
русского народа.
ü Расширение диапазона детского голоса, развитие
вокально-хоровых навыков,
чистоты интонирования средствами народного фольклора.
ü
Воспитание эстетических чувств.
ü
Воспитание нравственных, патриотических чувств.
ü
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Следует сказать, что
воплотить как можно шире в
педагогическом процессе вышеперечисленные задачи возможно при создании необходимых
условий, сформированности развивающей среды.
И такие условия для занятий детским фольклором в нашем
детском саду созданы…
В наличии имеются детские народные костюмы, взрослые, в
том числе ростовые, различные музыкальные взрослые (гармошки, аккордеоны, балалайки) и детские шумовые инструменты, обширный реквизит и средства обеспечения
ауди-видео ряда (проектор, ТВ, цифровое
пианино, синтезатор).
С музыкальным фольклором наши дети знакомятся на музыкальных занятиях,
в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных календарных
праздниках, в процессе подготовки к
участию в фестивалях и конкурсах.
В нашем детском
саду нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом
участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного
комфорта.
Видеоряд недавних событий,
в котором отражены мероприятия с фольклорной компонентой.
Почему важно развивать чувство
патриотизма у детей?
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота
своей страны. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это
и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с
родной культурой, произведениями устного народного творчества, с образцами фольклора, то это будет
способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию
дошкольников.
И в будущем они сумеют сохранить все культурные
ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество
талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.