02.09.2024
Описание методики работы с детьми «Хамелеон
history», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности
1. Информация
о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса
1.1. Возрастной диапазон группы детей - вторая
младшая группа (3-4 года).
·
Образовательные
технологии, с применением которых реализуется основная образовательная
программа дошкольного образования детского сада, в рамках которой работает
педагог: игровые технологии, личностно-ориентированные, технология «Ситуация», здоровьесберегающие
технологии выбор обусловлен тем, что наш детский сад посещают и особенные дети:
с аллергическими реакциями и различными заболеваниями.
1.3.
Количество детей в группе (по списочному составу) -12 человек.
2.
Краткое
описание методик работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в
игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.
Методику
«Хамелеон history» можно назвать развивающим сериалом, в котором с
героями происходят разные истории.
Почему ХАМЕЛЕОН? Данная методика стимулирует развитие игровой активности,
воображения, фантазии, поэтому ни одна история не будет похожа на другую и
заранее невозможно написать сценарий истории, так как «ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР» движется
по своим законам и одна из ВОЛШЕБНЫХ СИЛ
играющего педагога - корректно вплетать когнитивные задачи в «Хамелеон
history».
В этом нам помогает «ИГРОПОЛЕ_Сы» - игровые поля с
предметами – мотиваторами (МИМИКРИШИ),
на котором зарождается игра. В
данном случае предмет следует за смыслом. Это как фигура коня в шахматах. Сама
фигура может быть чем или кем угодно, но ходить ею можно будет только по
правилам ВОЛШЕБНИКОВ.
Виды «ИГРОПОЛЕ_Сов»:
·
СЮРПРИЗ - это
коробка из отдельных граней куба, соединенных шнурками, которые могут
трансформировать дети по своему замыслу
и желанию: индивидуально или Совместно. На каждой грани есть файл, по замыслу
«Хамелеон history» они заполняются готовыми изображениями, но всегда есть и
пустые файлы, которые мотивируют юных волшебников на создание своих полей). В
коробке играющий педагог приносит МИМИКРИШЕЙ – это материал, который может
менять свою форму и возможно цвет, как в реальности, так и в воображаемом мире
играющих детей.
·
ПИЦЦА – это два круга из прозрачного полиэтилена.
Волшебники прокладывают начинку между кругами и на поверхности, что будоражит
их фантазию и мотивирует на решение когнитивных задач.
·
ЗОНТ – можно играть как на поверхности, используя
как ГОВОРЯЩУЮ СТЕНУ, на которой зарождается «Хамелеон history», так и внутри,
где прячутся МИМИКРИШИ, ЗАКАЛЯКИ, ОЖИВШИЕ КАРТИНКИ – мотиваторы для решения
когнитивных задач. Всё в замыслах юных ВОЛШЕБНИКОВ.
·
ЧЕМОДАН – «ИГРОПОЛЕ_С» с наполнением: песок, крупы,
камушки Марблс и т.д. всё зависит от задач, которые мы будем решать в игре
вместе с девочками и мальчиками, разыскивая МИМИКРИШЕЙ и создавая "Хамелеон history".
Появление в группе «ИГРОПОЛЕ_Са» всегда сопровождается одним
вопросом: «Что там? или восклицанием: «Будем играть! Ура!».
Благодаря юным ВОЛШЕБНИКАМ появилась традиция дарить
эмоции или подарки «ИГРОПОЛЕ_Су», то есть его
украшать. Предметы, неожиданно появившиеся в групповом помещении:
игровые поля, нитки, синельная
проволока, незнакомые игрушки, неструктурированный
материал в качестве предметов-заместителей, размещаются на открытых, доступных для детей
поверхностях: полках, столах, табуретках, полу, под столом, где малыши спокойно
могут подойти и реализовать СВОЙ игровой замысел.
Возможно, что появление в группе новых игровых
атрибутов не провоцирует малышей на игровую деятельность. Тогда на помощь
приходит еще одно ВОЛШЕБСТВО играющего педагога - «ПЛАЩ-ХАМЕЛЕОН»! Это яркая
провокация, которую подхватывают большинство детей группы. Необычный атрибут у
педагога (который может также стать игровым полем) мгновенно привлекает
внимание детей к играющему взрослому.
В игре у ребенка есть возможность реализовать и
творчески воспроизвести свой субъектный опыт, проявить активность, которая
позволяет ощутить свою внутреннюю свободу, самостоятельность и взаимодействие с
окружающими на равных условиях. Поэтому
младший дошкольный возраст – время формирования игровых навыков детей. Однако,
жизненный и игровой опыт ребенка еще не богат, а сюжеты игр сравнительно не
сложны. Чаще всего это цепочки знакомых ребенку действий (машины едут в гараж,
кукла обедает, спит), а за игрушками закреплены постоянные роли, которые
обусловлены внешним видом (кошка, собака). Поэтому методика «Хамелеон history»
– это история, которая создается в игре
имеет определенную структуру, которая на мой взгляд поможет в ребенке
разбудить ВОЛШЕБНИКА.
1 шаг: играем в «Хамелеон history» с МИМИКРИШИ - волшебные предметы
(перенос функций с одного предмета на другой)
2 шаг: играем в «Хамелеон history»
с «ОЖИВШИМИ» картинками
3 шаг: играем в «Хамелеон history»
от ЗАКАЛЯКИ
4 шаг: играем в «Хамелеон history» и плащ – хамелеон (перевоплощение
взрослого)
5 шаг играем в «Хамелеон history» на
"ИГРОПОЛЕ_С"
На всех этапах
используются «ИГРОПОЛЕ_С»,
где разное наполнение из развивающей предметно-пространственной
среды, но всегда есть МИМИКРИШИ – предмет, который приобретает роль, значение,
форму, цвет по замыслу детей.
Существует два вида «Хамелеон history», где развитие игровой деятельности младших
дошкольников зависит от роли в ней
играющего педагога.
«Хамелеон history» это история, инициированная
взрослым, в который решает поставленные когнитивные задачи (педагог-демонстратор).
1 этап –
ИГРОПОЛЕ_С…(наполнение зависит от когнитивных задач)
2 этап – «Хамелеон
history», где воплощаются различные
варианты игрового поведения, способствующих накоплению игровых историй - опыта
младших дошкольников.
3 этап – МИМИКРИШИ (вовлечение детей в игровую
деятельность: пассивную или активную и решения когнитивных задач).
4 этап – хамелеонский выход из игры взрослого.
«Хамелеон history», спровоцированная ребенком («маленьким наставником», который помогает товарищам
разобраться с многообразием предметов, смыслов, учит разворачивать
игровой сюжет истории), а педагог подстраивает когнитивные задачи в замысел
детей (педагог в роли ХАМЕЛЕОНА).
1 этап – МИМИКРИШИ, как мотиваторы.
2 этап – «Хамелеон history» с применением ИГРОПОЛЕ_С, как инициирование и поддержка
режиссерской игры младших дошкольников, встраивание в нее когнитивных
задач.
3 этап – хамелеонский выход из игры - постепенный
выход из игры взрослого, наблюдение за самостоятельной игрой детей.
«Хамелеон history» - это история, которая зарождается в игре!
Структура "Хамелеон
history":
1. Вступление: оно должно быть коротким, здесь дети входят в
ситуацию и знакомятся с героем(и) (когда-то давным-давно, однажды, жили-были,
это произошло и т.д.)
2. Развитие событий (здесь выявляются сюжетные направления. Эта
часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему, о которой
рассказывается во вступлении);
3. Кульминация (это тот момент, где находятся ответы на вопросы, появляется
решение поставленной задачи);
4. Играют ВОЛШЕБНИКИ! (всемогущие, маленькие и не очень сильные)
3. Ссылка на видеоролик в RuTube
https://rutube.ru/video/private/ad2db3c72c61212622f5690a4c15ecf8/?p=kjkhuxMs-FHF4usm9rfhSw