Связная речь

23.11.2018

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА»

ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА – это итоговое занятие, на котором систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определенную тему.

Не забывайте, что результативность обобщающей беседы обеспечивается предварительным ознакомлением с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор.

В процессе планирования обобщающей беседы четко определите задачи занятия в целом и каждого его этапа в отдельности. Определите, какие приемы эффективнее (целесообразнее) всего можно использовать для решения данных задач.

Планируя занятие, определите следующие основные блоки задач:

Образовательный блок:

- познавательные задачи (углубить…, уточнить…, обобщить…, формировать…, систематизировать представления…, знания, умения и навыки…)

- речевые задачи (словарная работа, формирование грамматических навыков, развитие диалогической и монологической речи, совершенствование произносительных навыков)

Коррекционно-развивающий блок:

- задачи коррекции и развития внимания, памяти, мышления, коррекции эмоционально-личностных особенностей

Воспитательный блок:

- задачи, связанные с воспитанием личностных характеристик, установок, умений и навыков

Контрольно-учетный блок:

- задачи выявления детей, не усвоивших программный материал или испытывающих трудности в его усвоении, определение причин отставания

Все задачи одинаково важны, только при их комплексной реализации возможно успешное обучение и развитие детей.

Соблюдайте определенную структуру занятия:

Организационный момент: можно включить упражнения на развитие высших психических функций.

Введение в тему: оживление в памяти представлений, впечатлений, формулировка темы беседы, цели, обоснование ее важности. Приемы: выстраивание вокруг материала приключенческого сюжета, использование проблемной ситуации, загадывание загадки, чтение стихотворения, показ картины, фотографий, предметов и т.д.

Основная часть (развитие темы): заранее определите основные вопросы, позволяющие осветить тему с различных точек зрения.

Разбейте тему на микротемы. Ведущую роль играют вопросы поискового и проблемного характера (почему? чем похожи? как узнать? зачем? для чего?). Меньшее место занимают репродуктивные (констатирующие) вопросы (что? где? сколько? какой?).

В каждой микротеме вопросы расположите примерно в такой последовательности: сначала репродуктивные, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления и в заключение 1-2 обобщающих.

Словесные приемы нужно сочетать с наглядными, практическими: рассматривание демонстрационного и раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, пение, логические выводы, словесные игры, чтение художественной и познавательной литературы, составление рассказа, панно и т.д.

Итог: формулирование выводов, оценка деятельности детей на занятии.

Во время беседы каждый ребенок должен упражняться не только в слушании, но и в говорении. Помните о соотношении речевой активности воспитателя и детей (1/4 – 1/3).

Поощряйте попытки детей уяснить материал путем личных вопросов, учите их самих задавать вопросы.

Беседа – это диалог двух равноправных партнеров по общению. Помогите детям чувствовать себя комфортно, свободно. Организуйте взаимоотношение с позиции «глаза на одном уровне», продумайте посадку детей на занятии.

Учите детей использовать при общении не только вербальные (интонация, свойства голоса), но и невербальные средства (мимика, жесты, поза).

Характер беседы должен быть непринужденным, естественным. Допускаются краткие ответы, если они логически и грамматически верны. Возможны указания: «Ответьте кратко, ответьте подробно».

Во время беседы тактично исправляйте грамматические и орфоэпические ошибки в высказываниях детей. Обращайте внимание детей на точное употребление слов, на использование образных выражений. Оценивайте высказывания детей с точки зрения их логичности, поощряйте доказательные, аргументированные ответы.

Обеспечьте на занятии смену видов деятельности с целью предупреждения утомления. Используйте различные приемы привлечения внимания и активизации детей.

Во время беседы осуществляйте индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывайте их возрастные особенности.

Используйте методы стимулирования познавательной деятельности (ситуации успеха, поощрение, игровые формы организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, проблемные ситуации, творческие задания, составление ребусов, рисунки, дискуссии).

При подготовке к беседе продумайте организацию учебно-пространственной среды, наглядно-техническое оснащение занятия – наглядные пособия, раздаточный материал, календари наблюдений, рисунки детей, аудио- и видеоаппаратуру, использование приборов, моделей.

Ваша речь на занятии должна быть доступна, логична, эмоциональна, информативна.


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«ПЕРЕСКАЗ»

ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста.

Вы можете планировать такие структурные части занятия: вводная беседа, чтение ху- дожественного произведения, беседа, повторное чтение текста детьми, оценка детских рассказов.

Во вводной беседе настройте детей на восприятие произведения, уточните представления детей, разберите значение отдельных слов и словосочетаний, которые встретятся в тексте. Используйте вопросы, загадки, иллюстрации.

Не забывайте, что выразительное чтение (или рассказывание) текста, интонационное выделение диалогов действующих лиц помогает детям определить свое отношение к героям, осознать главную мысль произведения.

Заранее продумайте вопросы, которые зададите детям после чтения произведения. Это могут быть вопросы:

- по содержанию (они формулируются так, чтобы отразить ведущие моменты сюжетного действия, определить действующие лица и основные черты главных героев)

- по композиции (как начинается произведение, какое событие главное, чем заканчивается)

- вопросы, связанные с языковым оформлением текста (объяснение значения трудных слов, выделение ярких оборотов речи, определений, сравнений, слов, обозначающих действия героев)

Во время беседы по прочитанному с целью активизации речи детей и более полного усвоения ими содержания текста Вы можете использовать следующую наглядность:

- картины, иллюстрации, серии предметных картин, совпадающие с содержанием текста

- аппликации, меловые рисунки на доске

- диафильмы, видеофильм (используйте для показа детям те отрывки из них, которые несут основную смысловую нагрузку в тексте)

- во время беседы можно использовать прием словесного рисования

Детей с низким уровнем речевого развития специально учите действиям планирования при пересказе. Для этого:

- используйте иллюстративное панно с красочным изображением общей обстановки и отдельных деталей. Опорные объекты на панно располагайте в линейном ряду, в соответствии с последовательностью эпизодов. Иллюстрирование проводите с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Это пособие является как бы материализованным планом для пересказа текста.

- используйте моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы (блоки – квадраты последовательно заполняются черно-белыми силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов)

- деление текста на части с опорой на предметные картинки или рисунки

- расположение предметных картинок в порядке развития сюжета (например, сначала медведь, потом ветка, белка, шишка и т.д.)

- составление плана пересказа с опорой на вопросы педагога

С детьми, имеющими низкий уровень речевого развития, необходима углубленная кропотливая работа по усвоению ими языкового материала текста, поэтому возможно на начальном этапе обучения пересказу планировать не одно, а два занятия по одному произведению. В этом случае на чтение и разбор текста отведите отдельное занятие, а второе занятие начните с повторного чтения с установкой на пересказ. На вводном занятии Вы можете планировать:

- упражнения в словоизменении

- подбор определений к данному слову при характеристике героев произведения

- упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом

- воспроизведение определенного лексического материала текста в форме игры «Кто лучше запомнил?»

- акцентирование внимания детей на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и т.д.)

- выделение из текста слов с обозначением действий и характера действия (скоро, медленно, долго, громко)

- упражнения на усвоение грамматических категорий (например, согласование прилагательных с существительными, употребление падежных окончаний существительных и т.п.)

- упражнения на отработку различных синтаксических структур (например, построение простых распространенных предложений, сложносочиненных предложений с союзами «и», «а», сложноподчиненных предложений с придаточными места, времени и т.д.)

Используйте следующие приемыпри пересказе текста детьми:

- постепенный переход от коллективного пересказа текста (по цепочке) к пересказу одним ребенком нескольких фрагментов или произведения в целом

- постепенный переход от пересказа с опорой на наглядный материал к пересказу без опоры на него

- использование различных видов планов (вопросный, картинный, схематичный)

- применение ТСО (пересказ по диафильмам)

- использование детских рисунков на сюжет произведения. Этот прием делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным и информативным

- образец пересказа педагога

- творческое преобразование сюжета – замена персонажей, нескольких существенных деталей обстановки, включение новых действующих лиц, придумывание продолжения к прочитанному тексту, сочинение рассказа по аналогии, рассказ о событиях в прошедшем времени, замена повествования от первого лица рассказом от третьего лица по образцу, данному педагогом

- драматизация литературного произведения

При анализе детских рассказов оценивайте:

- полноту, последовательность передачи содержания

- смысловое соответствие тексту

- использование авторских слов и выражений или своих точных словозамен

- правильное построение предложений

- умение использовать сложные предложения

- плавность речи (наличие или отсутствие длительных пауз)

- самостоятельность (наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа)

- выразительность пересказа (интонация, темп, громкость, наличие смысловых ударений)

Используйте при анализе детских рассказов ТСО (магнитофон, видеомагнитофон). В старшем дошкольном возрасте привлекайте детей к оценке рассказов товарищей.

Если ребенок неверно воспроизводит текст, нарушает его структуру, рассказ изобилует многочисленными паузами, в его высказывании преобладают простые предложения, отмечается бедность лексики, то с таким ребенком Вам необходимо планировать индивидуальную работу по развитию речи.

При проведении занятий по пересказу умейте анализировать свою речь с точки зрения ее влияния на качество монологической речи детей.

Продумайте взаимосвязь занятий по пересказу с работой по развитию речи в разных видах деятельности (изобразительная деятельность, сюжетно-ролевые игры и т.д.).


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ПО ИГРУШКАМ»

Заранее определите подбор описываемых игрушек на основе возрастных особенностей детей Вашей группы, учитывая зону актуального и зону ближайшего развития детей.

Обязательно используйте мотивацию занятия как условие повышения интереса детей к предстоящей деятельности.

Вопросы, предлагаемые Вами, должны побуждать детей вычленять основные признаки и качества игрушек в строгой последовательности, подводя детей к осознанию общего плана описания любой игрушки.

Пользуйтесь схемой при составлении рассказов – описаний:

1

2

3

4

5

6

1 – цвет

2 – формаХочу такой сайт

3 – величина

4 – материал

5 – части игрушек

6 – действия с игрушкой

Широко используйте свой речевой образец как наиболее эффективный прием обучения. Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора игрушек, их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Требования к рассказу – образцу:

- содержательность

- лаконичность

- эмоциональность

- выразительность

- разнообразие речевых конструкций

При составлении детьми рассказов – описаний решайте не только задачу активизации словаря, но и его обогащения.

Оценивайте положительные стороны рассказов детей эмоционально, кратко, содержательно; оценка должна влиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на других ребят.

Основываясь на результатах проведенного занятия, планируйте индивидуальную последующую и предварительную работу с детьми.


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

(младший и средний дошкольный возраст)

При подготовке и проведению данного вида занятий учтите, пожалуйста, следующие положения методики:

Параметры оценки занятия

Младшая группа

Средняя группа

1. Цели обучения

Учим с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине, последовательно и осмысленно воспринимать изображенное, выделять главное.

Учим детей описывать изображенное на картине, готовим их к составлению небольших связных повествований.Рассказы детей в начале года могут состоять из 2-3 предложений и 5-8 – к концу года.

2. Требования к картинам

Начинаем обучение по картинам, изображающим отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные).

Затем переходим к работе по картинам, имеющим несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

Используем сюжетные картины с небольшим количеством персонажей (1-3). Это позволяет ребенку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять намерения и мотивы действий персонажей, их отношение к окружающему. Картины должны быть просты по композиции и доступны по содержанию.

3. Основные приемы

1. В предварительной беседе используется личный опыт детей.

2. При рассматривании картины основной методический прием –

вопросы воспитателя.

Требования к вопросам:

- Должны быть лаконичными и четкими.

- Вопросы должны побуждать детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, устанавливать связи между объектами, персонажами, т.е. делать простейшие умозаключения.

- Вопросы должны быть продуманы таким образом, чтобы переход от анализа одной группы факторов к анализу другой, не нарушал целостности восприятия картины.

- Вопросы должны мобилизовать личный опыт ребенка

- Используйте вопросы, требующие ответа-предположения (не только о настоящем, но и о прошедшем и будущем).

+

+

+

+

+

- Вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения, поэтому вопросы с самого начала должны выделять то, что является существенно важным и эмоционально привлекательным.

- Вопросы должны быть сформулированы так, что отвечая на них, ребенок учился бы строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался 1 – 2 словами (развернутый ответ может состоять из нескольких предложений).

- Появляются вопросы, которые помогают детям понять мотивы действий персонажей, их настроения и взаимоотношения.

3. Высказывания педагога, которые обобщают ответы детей и служат образцом построения предложений. Педагог вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает процесс словообразования (листья желтые – желтеют).

3. Прием совместных действий – педагог начинает описание одного объекта, ребенок заканчивает его.

4. Обобщающий рассказ воспитателя– в него должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1 –2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному. Если позволяет содержание картины, заканчивать рассказ следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям.

4. Речевой образец является ведущим приемом. Рассказ воспитателя должен состоять из 7-10 предложений (в конце года из 10-13) и отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным. Можно использовать такой прием обучения составлению связных высказываний: в ходе рассматривания картины выделяется объект для описания, его описывает педагог, затем по вопросам и указаниям воспитателя дети описывают следующий объект картины.

5. Игровые приемы (с помощью педагога дети рассказывают о картине пришедшей в гости кукле, собачке).

5. Обобщающий рассказ воспитателя

6. В конце занятия можно использовать чтение художественных произведений, стихов или потешек по теме, загадать загадку, спеть песенку по теме.

6. В конце года используется рассказывание по плану, предложенному воспитателем.

7. Игровые приемы используются в разных частях занятия (введение игрового персонажа, пальчиковые игры, пантомимические этюды и т.д.).


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

(старший дошкольный возраст)

При подготовке и проведению данного вида занятий учтите, пожалуйста, следующие положения методики:

Параметры оценки занятия

Старшая и подготовительная к школе группы

1. Цели обучения

- Учим детей точно передавать сюжет картины, используя разнообразные языковые средства.

- Учим составлять описательные рассказы по пейзажным картинам.

- Воспитываем умение оценивать рассказы (по содержанию и форме), подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

- Учим детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.

- Приучаем детей задавать вопросы по содержанию картины.

- Упражняем детей в передаче динамики и цветового своеобразия картин (соблюдая принцип доступности).

- Учим замечать в картине детали: время, особенности пейзажа, состояние погоды, и т.п.

- Сочетаем работу по формированию связной речи с другими речевыми задачами: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

2. Требования к картинам

Используйте разнообразные картины (многофигурные, сюжетные, пейзажные, мелкие картинки, фотографии, рисунки, аппликации детей, слайды, портреты).

3. Основные приемы

1. Вопросы(см. требования к вопросам для младшего и среднего дошкольного возраста).

Новое: используйте вопросы, которые побуждают выражать личное отношение к изображенному на картине («На что вам хочется подольше посмотреть? Чем можно полюбоваться?»)

2. Рассказ-образец давайте для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения.

Можно использовать литературные образцы.

3. План рассказывания (педагог может подсказать возможный сюжет или напомнить основные этапы его развития).

Со второй половины подготовительной к школе группы воспитатель учит детей самим отбирать речевой материал для высказываний с помощью указаний и вопросов: «О чем нужно сказать в первую очередь? О чем следует рассказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?».

4. Включайте в занятие грамматические и лексические упражнения на придумывание сравнений и определений, подбор синонимов и антонимов, словесные игры по закреплению грамматических форм, введение в речь слов, обозначающих пространственное расположение предметов – наречий, предлогов.


3. Основные приемы

5. Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, Вы даете образец правильного употребления слова, построения фразы. В этом случае Вы можете преднамеренно ввести в свою речь данное слово в разных грамматических формах, поупражнять детей в составлении предложений с затруднившим их словом.

6. Оценка детских высказываний.

При составлении описательного рассказа по картине Вы оцениваете: полноту, структуру и последовательность описания, его связность, языковые средства (использование прилагательных, существительных, глаголов, образных средств языка), характер предложений (простые или сложные), плавность, наличие или отсутствие смысловых, грамматических, орфоэпических ошибок.

При составлении рассказа – повествования по картине Вы оцениваете: соблюдение структуры, количество и развернутость микротем, объем (информативность) высказывания, самостоятельность речи, языковые средства, наличие или отсутствие смысловых, лексических, орфоэпических ошибок, разнообразие синтаксических конструкций.


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК»

Занятия по составлению рассказов по серии сюжетных картинок проводятся, начиная со средней группы. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов. Необходимо, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки – просты по композиции, красочно оформлены.

На первых этапах обучения берется не более 2-3 картинок, в старших группах количество сюжетных картинок можно увеличить до 5-6 штук.

В процессе работы по серии картинок необходимо решать следующие задачи по развитию речи детей:

- развитие умения передавать содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей;

- формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий;

- обучение детей умению составлять завязку к изображенному сюжетному действию, дать представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и др.)

- в старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение соблюдать композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка), формируются элементарные представления о структуре повествования;

- формирование навыков словоизменения и словообразования;

- развитие фразовой речи (практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов предложений);

- обогащение, уточнение и активизация словаря, прежде всего за счет глагольной лексики, слов-определений, некоторых устойчивых словосочетаний (готовясь к занятию необходимо четко определить языковой материал, с которым будете работать на занятии);

- развитие восприятия, памяти, мышления.

Методика проведения занятия.

Картинки располагаются на наборном полотне обратной стороной и в процессе беседы поочередно открываются в нужной последовательности.

Вы можете использовать и другие варианты предъявления картинок, например, на доске выставляется набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью, дети находят ошибку, исправляют ее. Или – открыта только первая картина, остальные три закрыты, но рассказывают четверо детей (каждый ребенок встает перед своей картинкой; начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают свои). После этого последовательно открывается вторая картинка (снова рассказывают четверо, они уже видят развитие сюжета, но пока не знают его до конца), за ней – третья (как и в предыдущий раз, рассказывает новая «команда») и, наконец, четвертая (открыты все картинки, дети их видят и составляют новый рассказ (сказку). В следующей серии можно закрыть три первые картинки, а последняя картина открыта (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные. Могут быть открытыми первая и последняя картинки, тогда дети видят, как начиналось действие, чем оно заканчивается и придумывают среднюю часть сюжета.

Отвечая на вопросы педагога, дети определяют, кто и что изображено на каждой картинке, что делают герои, где и когда происходят события, каким образом действуют персонажи.

После рассматривания картинок дети составляют рассказ по плану, предложенному воспитателем, придумывают название рассказа. На начальных этапах обучения педагог может дать образец начала рассказа. Дети могут составлять рассказ по цепочке, либо один ребенок составляет рассказ по всей серии (или – см. выше). При затруднениях детям оказывается помощь в виде стимулирующих вопросов («Что было потом?»), указания на соответствующую деталь картинки, подсказки начала фразы («И вот тогда…», «В это время…» и т.п.).

Уже в средней группе необходимо учить детей включать в повествование элементы описания действующих лиц, природы, диалоги героев.

При анализе детских рассказов педагог обращает внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей, уместное и точное употребление слов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».