Подготовительная группа

23.11.2018

Список игр, игровых упражнений

для подготовки к обучению грамоте

Все игры направлены на развитие у детей фонематического слуха.

Подготовительная группа

1. «Звуковые деревья», «Волшебные деревья». Рисуются или изготавливаются три дерева: с красными, синими и зелёными листьями. Приготавливаются примерно по 8 картинок, название которых начинаются на гласный звук (акула, ива, укроп, экскаватор, окна, усы, апельсин …), твёрдый согласный (дом, шапка, сыр, рыба, тапочки, зонтик, кукла …), мягкий согласный (тигр, бегемот, лимон, вилка, вишня, пирожок, редиска). На волшебных деревьях растут не фрукты, а разные предметы: на красном дереве растут предметы, название которых начинается на гласный звук, на синем – на твёрдый согласный, на зелёном – на мягкий согласный звук.

Задача: закреплять у детей умение различать между собой гласные – твёрдые согласные – мягкие согласные звуки.

2. «Сосчитай звуки». Педагог называет 1, 2 или 3 звука вместе (как слог) и просит ответить: « АИ - сколько звуков я произнесла? Назови первый звук, назови второй звук». На первом этапе предлагаются примерно такие звукосочетания – И, УА, О, ИАО, Э, АИ … . На втором – АТ, ИК, ОМ, УЛ, ЭШ, ЫМ … . На третьем – ТА, КО, СЫ, МО, ША, ЛУ … .

Задача: учить анализировать слог по звуковому составу. Или – учить детей определять количество и порядок звуков в слове.

3. «Звуки на ладошках». Дети показывают свои ладошки, а педагог «бросает» рукой, то есть называет по одному звуку в каждую ладошку. Например: «а» на правую ладошку, «с» на левую ладошку. Соедини ладошки и звуки. Что получилось? Ребёнок соединяет ладошки и звуки и, отвечает «ам».

Задача: учить детей сливать гласный и согласный звук в слог.

4.«Подними флажок». Аналог игры «сигнальщики», только поднимают флажок (красный на гласный звук, синий на твёрдый согласный, зелёный на мягкий согласный).

Задача: учить детей запоминать символику гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

5. «Сигнальщики». Перед детьми лежат фишки, обозначающие звуки (красные – гласные звуки, синие – твёрдые согласные звуки, зелёные – мягкие согласные звуки). Или схемы, обозначающие количество слогов в слове, слово, предложение. Педагог произносит слово или звук, гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, слово или предложение и т. д. Дети поднимают соответствующую схему или фишку.

Задача: закреплять у детей запоминать символику … (звуков, слова, предложения).

6. «Соедини фишки». Педагог называет звук, например «С», а дети кладут перед собой синюю фишку. Затем педагог произносит звук «А»,а дети кладут красную фишку. Ещё раз показывают фишки и называют звуки отдельно – «С», «А». Затем соединяют фишки и говорят,

что получилось – «СА».

Задача: закреплять у детей умение соединять звуки в слог.

7. «Звуки подружились». Для игры нужны два нарисованных домика, один с красной, а другой с синей крышей. Два вырезанных человечка, один в красной одежде, а другой в синей. Домики кладутся на столе на некотором расстоянии. В домике с синей крышей живёт согласный звук, например «Л», а в домике с красной крышей гласный звук, например «А». Им стало скучно, и они решили подружиться, пошли на встречу друг другу в гости. Подружились звуки (человечки стоят рядом) и получилось «ЛА».

Задача: закреплять у детей умение соединять звуки в слог.

8. «Угадай слово по звукам». Педагог говорит: «Я произнесу звуки, а вы соедините их и, скажите, какое слово я загадала: Д. О. М.» Дети отвечают – «дом». Так можно соединять разное количество звуков и получать разные слова.

Задача: закреплять навык соединять звуки в определённом порядке. Или – дать представление о том, что слова состоят из звуков

9. «Живое слово». Педагог предлагает детям «превратиться» в звук и встать перед детьми: «Сейчас вы будете превращаться в звуки, встанете в ряд и назовётесь. А другие дети соединят звуки и догадаются, какое слово ожило перед нами: 1 ребёнок – «З», 2 ребёнок – «А», 3 ребёнок – «Б», 4 ребёнок – «О», 5 ребёнок – «Р». Получается слово «забор».

Задача: дать представление о том, что звуки в слове стоят в определённом порядке.

10. «Сосчитай звуки в слове». Педагог чётко, но, не выделяя каждый звук голосом, произносит слово, а дети считают количество звуков в этом слове: «лук» - 3 звука, «зубы» - 4 звука и т. д.

Задача: учить детей определять на слух количество звуков в слове.

11. «Хлопни в ладоши».По сути то же, что «сосчитай звуки», только ребёнок не называет количество звуков в слове, а сначала хлопает в ладоши столько раз, сколько звуков в слове. А потом объясняет, почему хлопнул столько раз.

Задача: закреплять умение определять количество звуков в слове на слух.

12. «Ребусы». На бумаге приклеены картинки с некоторым расстоянием друг от друга. Например: "самолёт» «облако» «матрёшка». Детям предлагается назвать каждую картинку, назвать первый звук в названии картинок, соединить первые звуки, отгадать зашифрованное слово. «С», «О», «М». Дети отгадывают слово «сом» и объясняют лексическое значение. Эта игра будет интереснее, если отгадка будет обозначена картинкой.

Задача: формировать у детей умение соединять звуки в слове. Или – закреплять у детей представление о звуковом составе слова. Или развивать у детей умение звукового синтеза.

13.«Угадай слово по гласным звукам». Педагогом выставляются, а детьми называются предметные картинки, в названии которых 3 звука: рак, сом, лук, бык.

Затем взрослый говорит:

- «О» - угадайте, какое слово я хочу произнести?

Ребёнок, рассматривая выставленные на доске картинки, ищет и называет:

- «сом» и т.д. В нескольких словах можно спросить ребёнка, почему он догадался, какое слово хотел произнести взрослый. Ответ ребёнка: « В слове «сом» в середине слышится звук «О»

Эта же игра подойдёт и к длинным словам, из 4-6 звуков

Задача: учить детей выделять на слух гласный звук из середины слова.

14. «Звук убежал». Ребёнок выкладывает звуковую схему слова из фишек. Например, «слон». Затем один звук «убегает» (фишка убирается), а ребёнок соединяет оставшиеся звуки и говорит, что получилось. Например:

«…лон» - такого слова нет; «с…он» - «сон», это человек спит; «сл…н» - такого слова тоже не бывает».

Задача: учить детей осознанно определять порядок и количество звуков в слове. Или формировать у детей навык не пропускать звук в слове.

15. «Звуковые бусы». По типу игры «Ребус». На картонных кружочках наклеиваются или рисуются картинки, в них делаются отверстия. Называется картинка на кружочке и первый звук, затем эта «бусинка» нанизывается на леску. Например: «кролик – К», «ослик – О», «шоколад – Ш», «конфета – К», «арбуз – А». Ребёнок соединяет звуки – «кошка» и надевает бусы.

Задача: учить детей звуковому синтезу слов.

16. «Раскрась схему». На карточке картинка, под ней нарисовано столько пустых квадратиков, сколько звуков в названии этой картинки. Ребёнку предлагается раскрасить квадратики с учётом цветового обозначения звуков: гласные – красным цветом, согласные твёрдые – синим цветом, согласные мягкие – зелёным цветом.

Задача: закреплять умение детей анализировать слово по звуковому составу с наглядной опорой (из определённого количества звуков).

17. «Заполни схему». Аналогично игровому упражнению «раскрась схему». Только пустые квадратики не закрашиваются, а заполняются готовыми цветными фишками.

Задача: продолжать закреплять умение детей анализировать слово по звуковому составу с наглядной опорой (из определённого количества звуков).

18. «Звуковая лестница». Каждая ступенька начерчена в виде полоски, поделенной на квадратики: первая ступенька – 6 квадратиков, вторая – 5, третья – 4, четвёртая – 3. Ребёнку дают картинки или игрушки, которые надо распределить по ступенькам. На первую ступеньку, состоящую из 6 квадратиков – картинку или игрушку, в названии которой 6 звуков; на вторую - картинку или игрушку, в названии которой 5 звуков и т.д.

Задача: закреплять навык определять количество звуков в слове.

19. «Подбери картинку к схеме 2». Детям раздают 3 звуковых схемы; для слова из трёх звуков, из четырёх звуков, из пяти звуков. Дети называют картинки, называют и считают звуки в слове, и кладут подходящую картинку к соответствующей схеме.

Задача: закреплять умение определять порядок и количество звуков в слове с наглядной опорой.

20. «Подбери схему к картинке 2». Аналогично предыдущему игровому упражнению. Только сначала раздают картинки, дети называют картинки словом, в слове называют и считают звуки. А затем подбирают готовую звуковую схему.

Задача:закреплять умение определять порядок и количество звуков в слове с наглядной опорой.

Хочу такой сайт

21. «Живое - неживое». Дети встают в круг, педагог в центр круга с мячом. Педагог: «Я буду произносить слово, и бросать вам мяч. Если я назову что-то живое, вы ловите и держите мяч в руках. Если назову неживое, вы ловите мяч и кладёте его на пол».

Задача: дать представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах.22. «Что делает?». Подбираются картинки, на которых один персонаж производит разные действия. Например, зайчик бегает, сидит, ест, прыгает, пьёт, читает, рисует, поёт. Ребёнку предлагается глядя на картинки отвечать на вопрос «Что делает?» одним словом.

Задача: дать представление о словах-действиях (глаголах).

23. «Угадай действие». Кто-то из детей имитирует действие, а остальные догадывается, что делает ребёнок: поёт, танцует … .

Задача: закреплять представление о том, что слова-действия отвечают на вопрос «что делает?».

24.«Загадки». В этой серии игр дети по прилагательным должны узнать предмет. Например: «Отгадай, какой овощ повар хочет положить в суп?»

Педагог:

- Круглый, красный, сочный.

Дети:

- Помидор и т.д.

Затем педагог и дети меняются ролями – ребёнок спрашивает, а педагог или другой ребёнок отвечает.

Задача: формировать представление о словах-признаках (прилагательных).

25. «Предложение ожило». Педагог вызывает, например три человека, выстраивает их в ряд и каждому придумывает слово, в которое «превращается» ребёнок. Дети по очереди называют своё слово: «собака», «догоняет», «кошку». Остальные участники игры произносят получившееся предложение: «Собака догоняет кошку».

Задача: формировать представление о том, что предложение состоит из слов.

26.«Составь предложение к схеме». Детям предлагаются готовые схемы предложения (из двух и трёх слов), сюжетная картинка. Дети по сюжетной картинке придумывают такие предложения, чтобы они подходили к схемам. Для этого каждое предложение надо проверять, показывая полоску на схеме и называть слово, которое она обозначает.

Задача: развивать умение составлять предложение (из определённого количества слов) с наглядной опорой.

27.«Правильное предложение». Педагог произносит слова следующим образом: существительные в И.п., а глаголы в неопределённой форме. Объясняя, что это неправильное предложение, предлагает: «Произнесите эти же слова так, чтобы получилось правильное предложение». Например:

«девочка, есть, суп, ложка»

«Девочка ест суп ложкой»

Задача: дать представление о том, что слова в предложении стоят в определённой грамматической форме.

28.«Слова перепутались». Прибежал шаловливый Незнайка (Буратино, Баба Яга) и перепутал все слова в предложении. Произнеси слова так, чтобы предложение снова было правильное. Например:

«Халат надел маму»

«Мама надела халат»

Задача: дать представление о том, что слова в предложении стоят в определённом порядке.

29.«Закончи предложение». Педагог начинает произносить предложение, а дети каждое услышанное слово обозначают полоской-схемой. Последнее слово педагог не договаривает, его придумывают дети и обозначают полоской-схемой, ставя после неё точку. Например: «Катя собирает … (листья, цветы, пирамидку). Затем некоторые дети произносят получившееся предложение по схеме: «Катя собирает листья». «Катя собирает пирамидку».

Задача: закреплять представление о порядке и количестве слов в предложении.

30. «Сколько слов я сказала?». По макету из предметов или по сюжетным картинкам, на которых предмет где-то лежит, педагог произносит словосочетание «предлог + существительное». Спрашивает: «Сколько слов я сказала?». Например, по картинкам с мячом и шкафом:

(предлоги разные, а существительное одно)

«на шкафе» - Сколько слов я сказала? (два).

- Назови первое слово. (оно обозначает, ГДЕ лежит мяч) (на).

- Назови второе слово. (оно обозначает, на ЧЁМ именно лежит мяч) (шкафе).

Аналогично со словосочетаниями: «в шкафу», «под шкафом», «над шкафом», «за шкафом», «перед шкафом».

(предлог один, а существительные разные)

«на столе», «на голове», «на полу», «на земле», «на крыше», «на дереве»

Задача: развивать умение не соединять предлог с зависимым словом в словосочетании.

31. «Подбери гласные звуки». Дети делят слово на слоги, выкладывают слоговую схему, а под ней фишки, обозначающие гласные звуки. Например, слово «работа»:

Задача:закреплять умение не пропускать гласные звуки в слове. Закреплять представление о важности гласного звука при делении слов на слоги.

32. «Подбери гласные буквы». Проводится, как предыдущее упражнение, только с буквами.

А О А

Задача:закреплять умение не пропускать гласные звуки в слове. Закреплять представление о важности гласного звука при делении слов на слоги.Или - дать представление о том, что звук обозначается буквой.

33. «Кому в какой вагон». Нарисован поезд с тремя вагонами. В одном вагоне одно окно, в другом – два окна, в третьем – три окна. Перед детьми несколько картинок, в названии которых разное количество слогов – 1,2 или 3. В первом вагоне едет тот персонаж, в названии которого 1 слог; во втором – два слога, в третьем – три слога. Ребёнку предлагается разделить слова на слоги и объяснить, кто в каком вагоне поедет. Примерные картинки: рыба, жук, гусь, акула, лиса, Марина

Задача: закреплять умение делить слова на слоги.

34. «Зоопарк». Нарисованы клетки, а под ними слоговые схемы для слов из 1, 2, 3, 4 слогов. Перед детьми раскладываются картинки разных животных и птиц. Детям предлагается разделить слово на слоги и расселить животных по соответствующим клеткам.

Задача: закреплять умение делить слова на слоги.

35. «Подбери схему к картинке». Перед детьми картинки и на отдельных карточках слоговые схемы. Ребёнок делит слово (на картинке) на слоги и кладёт под ней подходящую слоговую схему.

Задача: закреплять умение самостоятельно делить слова на слоги с наглядной опорой.

36. «Подбери картинку к схеме». Ребёнок раскладывает в ряд слоговые схемы. Берёт картинку, называет её, делит слово на слоги и кладёт под подходящей схемой.

Задача: закреплять умение самостоятельно делить слова на слоги с наглядной опорой.

37. «Что в сундучке?». Дети складывают в сундучок и называют игрушки, в названии которых 1, 2, 3 слога. Затем воспитатель или дети говорят: «Я назову гласные звуки, а вы угадайте, какую игрушку я достаю из сундучка, и произнесите название по слогам: «Ы», «А». Ребёнок называет игрушку: «Рыба - «ры – ба».

Задача: закреплять представление о важности гласного звука при делении слов на слоги.

38. «Что нарисовано на картинке?». Перед детьми перевёрнутые изображением к доске картинки. Педагог: «Я начну произносить слово, а вы добавьте слог «За» и узнаете, что нарисовано на картинке». Можно подобрать картинки: Ли(за), ва(за), ро(за), мимо(за), лу(за), гла(за), берё(за).

Задача: закреплять представление о слоговом составе слова.

39. «Слог потерялся». Выставляется несколько картинок. «Буратино произносит слова и теряет слог (часть слова). Догадайся, какой слог потерялся и произнеси слово, которое он хотел произнести». (Буратино) Педагог произносит слово без первого или последнего слога, а ребёнок «находит» слог и произносит слово. Например:

- «…баки» - ры-баки; - за… - за-бор» и т.д.

Задача: формировать умение выделять слог из состава слова.

40. «Назови подходящее слово». Перед детьми картинки, например: радио, руки, робот, рыбак, роза, ракета, румяна, раковина. Предлагается назвать слово, начинающееся на слог «РА», «РО», РУ», «РЫ».

Задача: закреплять умение выделять слог из состава слова.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».