«Цепочка слов» Задача:Закрепить навыки детей выделять заданный звук в начале и в конце слова, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха и внимания. Ход игры:Педагог называет любое слово – существительное в единственном числе и именительном падеже, один ребенок – придумывает слово на его последний звук, другой – на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: ОсеНь – НиткИ – ИндюК – КоТ – ТроС – СобакА и т. д. «Переставь слоги или звуки». Задача: Закрепить умения детей переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширение словарного запаса. Ход игры: Педагог показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (нос –сон, тело – лето, луг – гул, лес – сел) или слоги (ложа – жало, лыко – колы, насос – сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв. «Выбери картинки». Задача:Закрепить навыки детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук. Расширение словарного запаса, развитие зрительного внимания. Ход игры:Педагог раскладывает картинки на столе, дает инструкцию детям, что они должны выбрать те картинки, на которых изображены слова с определенным звуком, например, звук [К]. Затем педагог четко называет все картинки, а дети выбирают из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла, и т.д. «Едем, летим, плывем». Задача: Закрепить навыки детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Ход игры: Педагог показывает картинки, изображающие транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. И просит детей: *Назовите все предметы одним словом. (Транспорт.) *Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) * Составьте предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). * Скажите, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) *Угадайте по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси) «Разложи на кучки». Задача:Закрепить навыки детей выделять начальный звук в слове. Ход игры:Педагог раскладывает предметные картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию детям, что они должны объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку. Например: [Л] – луна, лошадь, лампа и т. д.; [А] – автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д.; [У] – утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д.; [М] – мак, муха, малина, машина, мост и т. д.; [К] – кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д.; [Н] – нос, нога, нож, ножницы, носорог и т. д.; [И] – ива, индюк, иголка, игрушки, иволга и т. д. «Звуковое лото». Задача:Тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце. Ход игры: Дети рассматривают и называют картинку с заданным звуком, затем определяет месторасположение заданного звука. Начало слова – когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова – другие звуки стоят до и после заданного звука, конец слова – остальные звуки стоят перед заданным звуком. «Телеграф». Задача:Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги (части) с помощью отстукивания карандашом по столу. Ход игры:Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько частей они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. «Звенит – жужжит». Задача: Закрепить навыки детей в дифференциации заданных звуков. Ход игры:Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук [З] или [Ж]. водящий, вернувшись подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З]. то он говорит «Звенит». Если слышит звук [Ж], то говорит «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова. В дальнейшем заданный звук можно поменять. «Вставь звук вторым в слово». Задача:Совершенствоватьу детей навыки звукового анализа. Ход игры: Педагог подбирает слова и предлагает детям вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово. например, нужно вставить звук [Л] : пан – план, бок – блок, газ - глаз, сон – слон, пот – плот или звук [Р]: кот – крот, тон – трон, кошка – крошка, пятки – прятки, битва - бритва, тяпка - тряпка и т. д. | «Скажи нужное слово». Задача: Закрепить у детей обобщающие понятия, расширить словарный запас. Ход игры:Педагог предлагает детям перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города и т. д. проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться. «Один – много». Задача: закрепить навыки детей образовывать и употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми пары картинок. Он называет предмет по картинке в единственном числе, а дети – во множественном. При необходимости педагог исправляет ошибки детей в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок. «Один – Одна – Одно». Задача: Закрепить навыки детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два, пять. Ход игры: Педагог вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем дети раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде. «Доскажи слово». Задача:Совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов – глаголов, образованных путем изменения приставки. Ход игры:Педагог произносит начало слова - приставку, а дети договаривают недостающую, заранее условленную часть слова – корень – и повторяют слово целиком. Предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.. Например: принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, объехать, отъехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д. «Замени слово». Задача:Закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах. Ход игры: Педагог показывает детям пары картинок и называет одно слово, а дети должны произнести слово, противоположное по смыслу. На начальном этапе лучше называть слова – глаголы-действия (открыть – закрыть, встать – сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий – низкий, день – ночь, веселый – грустный, горячо – холодно и т. д.). По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению. «Это правда или нет?» Задача: Закрепить навыки детейнаходить неточности в стихотворном тексте. Ход игры: Послушайте стихотворение Л.Станчева«Это правда или нет? Если внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? *Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали? «Мой – моя – мое». Задача:Закрепить навыки детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями. Ход игры:Педагог незаметно раскладывает несколько предметов каждого из детей в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья кепка (кукла, машина)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье (кольцо, зеркало)? «Плавает, бегает, летает». Задача: Тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Ход игры: Играющие стоят по кругу. Педагог или один из детей бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет. Например: летает – птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет. «Сосчитай предметы» Задача: Тренировать детей в количественном счете предметов правильно употребляя окончания в словах и соотнеся существительное с прилагательным и числительным. Ход игры: Педагог называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а дети должны правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например: один зеленый огурец, два зеленых огурца, пять зеленых огурцов; одно красное яблоко, три красных яблока, пять красных яблок и т. д. «Назови ласково». Задача:закрепить навыки детей в образовании и употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным значением. Ход игры: Педагог показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет. Затем начинает называть большой предмет, а дети должны образовать слово для маленького предмета с уменьшительно – ласкательным значением. Например: стол – столик, стул – стульчик, кольцо – колечко, шапка – шапочка и т. д. по мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч. «Доскажи словечко». Задача:Закрепить навыки детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова. Ход игры:Педагог четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому дети должны подобрать рифму-отгадку: 1.Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко. Ведь правда вкусная … (КАРТОШКА) 2.Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча песнь поёт, Только мышь его боится. Угадали? Это … (КОТ) 3.В реках Африки живёт Злой зелёный пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит … (КРОКОДИЛ) 4.Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно … (КАРАНДАШ) 5.На скамейке у ворот Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ) 6.Серый волк в густом лесу Встретил рыжую … (ЛИСУ) 7.У себя в саду Андрейка Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ) 8.Заставил плакать всё вокруг, Хоть он и не драчун, а … (ЛУК) 9.Лейся дождь весёлый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по … (ЛУЖАМ) 10.Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ) «Что кому нужно?». Задача: закрепить навыки детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. Ход игры:Педагог показывает картинку с изображением человека какой–либо профессии, а дети выбирают из разложенных на столе картинок для нее предметы и инструменты. Например: врач – фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель – указка, доска, мел, ручка; парикмахер – ножницы, зеркало, расческа и т. д. «Чей – Чья – Чье – Чьи». Задача:закрепить навыки детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных. Ход игры:Педагог показывает детям предметную картинку с изображением животного, называет его, затем задает вопрос о какой-либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? – коровий; следы чьи? – коровьи и т. д. | «Профессии». Задача:Закрепить навыки детей составлять предложения о людях знакомых им профессий. Ход игры: Дети должны составить предложение по картинке с изображением людей определенной профессий, об обязанностях человека данной профессии. Например: «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе». «Составь описание». Задача: Закрепить навыки детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Ход игры:Педагог предлагает одному ребенку: «Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. «Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт...гранат». «Придумай рассказ». Задача:Закрепить умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Ход игры:1.Педагог предлагает детям закончить фразу: * Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). *Пластилин мягкий, а камень... (твердый). * Ручей мелкий, а речка... (глубокая). *Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные). * Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий). *После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). *Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный). *Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). *Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный). 2. Объясните, как вы понимаете эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. 3. Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? *Где вы встречали выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) * Придумайте складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». *Придумайте рассказ про двух медвежат. «Скажи точнее». Задача: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать рассказ. Там, где будет остановка, вы будете помогать: подбирать слова и составлять предложения. *Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.) *Придумайте сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать. «Почини предложение». Задача:Тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развивать языковое чутье. Ход игры: Педагог читает слова, а дети должны так их переставить и изменить, чтобы получилось правильное предложение. Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу». «Закончи предложение». Задача: закрепить навыки детей составлять предложения по картинкам. Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми предметные картинки и начинает произносить предложение, а дети должны его закончить подходящим словом, опираясь на картинки. Например: «Кошка ловит …»; «Девочка бросает…»; «Собака грызет…»; «Мама испекла…». «Моя семья». Задача: Закрепить навыки детей составлять предложения о членах семьи по сюжетным картинкам. Ход игры:Педагог показывает картинку и спрашивает детей: «Кто это? Что делает?» дети должны отвечать полным предложением. Например: «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)». «Короткие слова». Задача: закрепление навыков детей в использовании простых предлогов. Ход игры:Педагог дает детям небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Они должны по смыслу догадаться, какого короткого слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу …коляску. Книга лежит … ящике. Кошка спряталась…кровать». Затем предложить детям самим составить предложения с короткими словами по картинке. «Составь рассказ». Задача:Педагог предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе педагог может задавать детям наводящие вопросы, начинать предложения, а дети будут его заканчивать. Также педагог помогает детям с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки дети могут быть более самостоятельными: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев. «Путаница». Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу. Ход игры:Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба. Газета читает папу. И т. д. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого « Умная галка». Задача:Закрепить умение детей пересказывать текст. Ход:Педагог читает детям рассказ, а после задает вопросы по тексту: - О ком говориться в рассказе? - Что она хотела сделать? - Что она увидела во дворе? - Какой кувшин был? - Что стала галка делать дальше? - Почему ей не удалось напиться? - Что галка придумала и стала делать? - Что произошло потом? - Какая была галка? | Продолжаем ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику: один комплекс выполняется ежедневно в течение одной недели; далее выполняем следующий комплекс, таким образом, в течение месяца дети успевают выполнить 4 комплекса артикуляционной гимнастики (для свистящих, шипящих звуков, для звуков Р и Л). |