Занимательная-мтематика

Содержание
Паспорт ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1
1.1
2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Адресат программы
Учебный план

3.
4.

Содержание программы

5.
Планируемые результаты освоения программы.

6.

Список литературы

Паспорт программы
Наименование
Программы
Основания для
разработки

Программнометодическое
обеспечение

Заказчик
Программы
Исполнитель
Программы
Составитель
Программы

Программа по познавательно – речевому развитию «Занимательная
математика»
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от
31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской
Федерации»;
- СанПиН
«Федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,
Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции
РФ);
«Федеральными государственными требованиями к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. №
2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства
юстиции РФ);
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
1. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология
интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного
возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб:
Гириконт, 2000.
2. Михайлова З.А. Носова Е.А. «Логико-математическое развитие
дошкольников 3-7 лет: Игры с логическими блоками Дьенеша и
цветными палочками Кюизенера.
3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с
палочками Кюизенера для работы с детьми 3–7 лет: МОЗАИКАСИНТЕЗ; Москва; 2011
4. .Волосовец Т.В., Маркова, С.А. Аверин «STEM-образование детей
дошкольного и младшего школьного возраста».Парциальная
модульная программа развития интеллектуальных способностей в
процессе познавательной деятельности и вовлечения в
научнотехническое творчество.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
Родители, педагоги ДОУ
Педагог ДООП «Занимательная математика»
Творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка»
присмотра и оздоровления»

Адрес
образовательного
учреждения –
исполнителя
Программы
Целевая группа
Срок реализации
Программы

Свердловская область, город Лесной, ул. Свердлова 34а.,
тел. 8(34342) 42105

Программа рассчитана на работу с детьми среднего, старшего
дошкольного возраста
1 год

Количество детей в
группе

До 15 человек

Цель Программы

формирование интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством математики и моделирования.
• раскрывать основные направления математического развития детей
5-8 лет;
• создавать
благоприятные
условия
для
формирования
математических представлений, теоретического мышления,
развития математических способностей;
• вводить ребенка в мир математики через решение проблемно
поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую
деятельность, художественное слово с помощью моделирования;
формировать основы математической культуры (систематический и
целенаправленный процесс освоения ребенком математической
культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
• формировать предпосылки к учебной деятельности, которые
позволят успешно освоить школьную программу;
• способствовать умственному развитию ребенка, развивать
психические процессы (внимание, память, мышление), потребность
активно мыслить;
• развивать логические формы мышления, приемы умственной
деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, моделирование);
• учить применять полученные знания в разных видах деятельности
(игре, общении и др.);
• формировать графические и конструктивные умения и навыки
(плоскостное моделирование);
• воспитывать инициативность, самостоятельность.

Задачи Программы

Формы
организации и
продолжительность
мероприятий

Подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит от
возрастных особенностей.
5-6 лет – до 20 минут,
6-8 лет – до 25 – 30 минут.

Система
организации
контроля за
исполнением
ДООП

Отчет о реализации ДООП заслушивается один раз в год на итоговом
педагогическом совете ДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа
«Занимательная математика» имеет естественнонаучную направленность.
Программа «Занимательная математика» ориентирована на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление
знаний по формированию элементарных математических представлений, способствует
развитию логического мышления и способности к моделированию, что является
опережающим фактором для детей дошкольного возраста.
Программа разработана на основе методических разработок Воскобовича В.В., Харько
Г.Г., Балацкой Т.И. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей
дошкольного возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», Новиковой В. П.,
Тихоновой Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с
детьми 3–7 лет», Финкельштейна Б.Б. «Игры с логическими блоками Дьенеша
«Давайте вместе поиграем» и программы Т. В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин
«STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»
(парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в
процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество)
и включает новые для детей знания, не содержащиеся в базовых компонентах
основной образовательной программы ДОУ.
Актуальность программы.
На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент
переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии:
любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности,
креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения,
повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и
государства.
В основу разработки программы в образовательном процессе ДОУ положен научный
подход Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста:
-

эффективность процесса переработки информации (способность к обобщению,

осуществлять умозаключения и нахождению закономерностей);
-

креативность (беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным

деталям);

-

обучаемость (общая способность к усвоению новых знаний).

Попытка развития интеллектуальных практик на регламентированных занятиях в
детском саду малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют
самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо
достижимо в рамках традиционной модели обучения. Для этого необходимо
принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой
является интерактивная предметно-пространственная среда и программа
дополнительного образования «Занимательная математика».
Использование занимательных логических игр и заданий, элементов робототехники
позволяет сделать этот процесс увлекательным и стать мотивационным стержнем
сохранения интереса к техническому творчеству, быть основой получения
специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что
математика является одним из наиболее сложных предметов в школьном цикле.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления
ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать
различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку
ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире,
но и способствует его общему интеллектуальному развитию.
Реализация данной программы направлена на формирование произвольности
психических процессов, развитие логического мышления, что в дальнейшем поможет
дошкольнику быть успешным в школьном обучении.
Основными принципами обучения детей дошкольного возраста являются:
дифференцированный подход, доступность, преемственность содержания с учетом
возрастных особенностей. Для формирования и сохранения мотивационной
направленности дошкольников к умственному и познавательному процессу
подбираются занимательные формы и методы обучения в деятельности, поэтому
изучаемый материал запрограммирован с помощью занимательных игр и заданий,
которые помогают ребенку осваивать математические знания.
Игровые формы организации, такие как занятия-игры, занятия-путешествия,
викторины, конкурсы позволяют ненавязчиво подводить дошкольников к освоению
знаний и умений, облегчают процесс восприятия материала.

Практический метод является одним из основных в освоение курса данной программы,
поскольку только на практике происходит развитие памяти, мышления, логики.
Средства обучения: логороботы «Пчелка», интерактивное оборудование, наглядные
пособия (коврограф, игровизор и др.), занимательные игры и упражнения, карточкизадания, индивидуальный раздаточный материал способствуют самостоятельному
выполнению заданий и более глубокому освоению знаний, и вынуждает ребёнка к
целенаправленному сосредоточению и запоминанию. На занятиях у дошкольников
формируется произвольность психических процессов (способность к обобщению,
осуществление умозаключений и нахождение закономерностей, креативность и др.);
развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственное восприятие.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что освоение материала в основном
происходит в процессе практической игровой деятельности. Дошкольники осваивают
математические знания с помощью занимательного материала (мобильных цифровых
технологий, логороботов «Пчелка», интерактивных игр и заданий, блоков Дьенеша,
палочек Кюизенера, игр Воскобовича), который маскирует ту математику, которую
многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Порядок подачи материала в программе выстроен, исходя из инновационной
деятельности педагога: использования мобильных цифровых технологий, применения
прикладного подхода, а также на интеграции всех образовательных модулей в единую
систему данной программы.

Адресат программы
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8
лет.
В старшем дошкольном возрасте познавательные интересы претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с
нагляднообразным мышлением появляются элементы словесно-логического
мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие
дошкольники проявляют большой интерес к математическим отношениям.
Дети 5 – 6лет:
-

Они с удовольствием овладевают счетом и пересчетом отдельных предметов;

-

Осваивают основные пространственные и временные ориентировки;

-

Углубляют понятие единицы, понимание отношений между целым и его

частью;
-

Учатся сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один к

одному.
Дети 6 – 8лет:
-

Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному

решению творческих задач;
-

Определяют местоположение предметов, их количество, удалённость друг от

друга;
-

Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия

других детей и оценивают чужие результаты;
-

Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения,

результат, к обобщению.
Группа детей, с которыми работает педагог по дополнительному образованию,
показывает свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно
опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой
интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети,
которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Однако всегда в
группе есть дети, которые имеют затруднение в обучении.
Задача данной программы состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не
в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а
прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного
раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Для успешной реализации данной программы, в основу формирования групп
положены следующие принципы:
-

возрастной принцип;

-

уровень развития интеллектуальных способностей ребенка.

Количественный состав группы: 5-6 лет – 10 человек, 6 - 8 лет – 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной программы:
Продолжительность 32 занятия в год, 64 занятия за курс обучения.

Формы обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю: 5-6 лет – 20-25 минут; 6-8 лет – 25-30 минут.
Особенности организации образовательного процесса: Состав группы:
постоянный Занятия: групповые.
Виды занятия:
-

интегрированные;

-

занятие - путешествия;

-

занятие – игра;

-

викторины, конкурсы; - обобщающие.

Структура занятий:
Организационная часть – обеспечивает наличие всех необходимых для занятия
пособий, иллюстраций, раздаточного материала.
Теоретическая часть – должна быть максимально компактной и включает в себя
необходимую информацию о теме и содержании занятий.
Практическая часть – направлена на закрепление материала в ходе работы с
занимательным материалом.
Цель программы: комплексное развитие интеллектуальных способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи 1 –го года обучения:
Образовательные:
-

Учить элементарным математическим представлениям в объёме выше уровня

основной образовательной программы ДОУ.
-

Развивать логическое мышление, память, внимание, общую и мелкую моторику

дошкольника.
Личностные:
-

Формировать познавательную активность и мотивацию к обучению.

Метапредметные:
-

Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт

обучения приёмам умственных действий (сравнение, обобщение, группировка,
установление причинноследственных связей и др.).

Задачи 2 –го года обучения:
Образовательные:
-

Расширить элементарные математические представления в объёме выше уровня

основной образовательной программы ДОУ.
-

Ввести в активную речь детей математические термины.

Личностные:
-

Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на

активизацию познавательных интересов.
-

Совершенствовать способность к саморазвитию и личностному

самоопределению.
Метапредметные:
-

Совершенствовать умение строить логическое рассуждения, делать выводы.

-

Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность, работать индивидуально и в группе.

Учебный план
1

год обучения
Количество часов
№
пп

1.

Раздел, тема

Введение в образовательную программу,

Всего

Теорет.
занятия

Практи
ч.занят
ия

Форма
контроля

2

1

1

Викторина

итоговое задание
2.

Работа с блоками Дьенеша

5

1

4

Д/и

3.

Работа с палочками Кьюзинера

5

1

4

Игровые

упражнени
4.

Игры Воскобовича («Игровизор»)

3

-

3

Листызадания

5.

Игры Воскобовича («Коврограф»)

3

-

3

Игровое
поле

6.

Игры Воскобовича («Прозрачный квадрат»)

4

1

3

Схемызадания

7.

Игры Воскобовича («Двухцветный квадрат»)

3

1

2

Схемызадания

8.

Игры в движении «Медовое сражение»

3

1

2

Напольная
игра

9.

Интерактивные игры

4

-

4

Интеракти
ная игра

ИТОГО

2

32

6

26

год обучения
№

Раздел, тема

пп

1.

Количество часов
Всего

Введение в образовательную программу,

2

Теорет.

Практ..

Форма

занятия

занятия

контроля

1

1

Викторин

итоговое занятие
2.

Работа с блоками Дьенеша

3

3

Д/и

3.

Работа с палочками Кьюзинера

6

6

Игровые

упражнени

4.

Игры Воскобовича («Игровизор»)

4

4

Листы-

задания
5.

Игры Воскобовича («Коврограф»)

2

2

Игровое
поле

6.

Игры Воскобовича («Прозрачный квадрат»)

2

2

Схемы-

задания
7.

Игры Воскобовича («Геоконт»)

2

1

1

Схемы-

задания

8.

Игры в движении «Медовое сражение»

2

2

Напольна
игра

9.

Интерактивные игры

2

2

Интеракт

ная игра
10.

Логоробот «Пчелка»

7

4

3

Игровы
поля

ИТОГО

32

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура программы. Программа состоит из 2-х учебно-тематических блоков,
которые предусматривают реализацию конкретных целей и задач на каждом уровне
обучения:
Содержание программы
1 год обучения

26

Время
№
п/п

Тема занятия

Цели занятия

Содержание занятия

проведени

Форма

я (месяц,

контроля

неделя)
1

Введение в

Знакомство детей с

Игра – знакомство с

образовательну

педагогом, программой

мячиком «Как тебя

октябрь, 1

ю программу

кружка.

зовут».

неделя

Беседа с детьми о
предмете
«Математика» (что
изучает, применение
знаний в жизни).
2
Блоки

Знакомство детей с блоками Рассматривание и

октябрь, 2

Д/и «Найд

Дьенеша

неделя

фигуру как

Дьенеша.

обследование фигур
(цвет, форма, величина,

у меня».

толщина).
3

Блоки

Учить детей находить

Выкладывание дорожек октябрь, 3

Д/и

Дьенеша

фигуру по заданным

(чередование фигур по

«Волшебн

признакам (цвету, форме,

форме и цвету).

неделя

ый

величине)

4

мешочек»

Рассматривание и

октябрь, 4

Д/ и

неделя

«Строим

Палочки

Знакомство детей с

обследование палочек

Кюизенера.

палочками Кюизенера

(цвет, длина)

Учить различать палочки

Работа с палочками,

ноябрь, 1

Игровое

Палочки

по цвету и длине,

конструирование

неделя

упражнени

Кюизенера.

составлять из них

домиков (размер домика

е «Домик

геометрические фигуры

зависит от длины

для

(квадрат, треугольник,

палочек).

собачки»

5

прямоугольник):

дорожки».

6

«Игровизор»

Учить соотносить предметы Приложение к

ноябрь, 2

с геометрическими

игровизору «Катя,

неделя

фигурами.

Рыжик и рыбка»

Листызадан

(нахождение предмета в
пространстве,
соотнесение его с
геометрической
фигурой)
7

«Квадрат

Знакомство с квадратом

Работа с квадратом

ноябрь, 3

Игровое

Воскобовича»

-

гибкость, цвет;

(освоение приемов

неделя

упражнени

(двухцветный).

-

развитие

сгибания и сложение

«Дом,

плоскостных фигур).

конфета»

пространственного
мышления и воображения.
8

«Квадрат

Развивать умение

Работа со схемами

ноябрь, 4

Схемы -

Воскобовича»

складывать предметные

(умение ее читать,

неделя

задания

(двухцветный).

формы по схемам, по

конструировать по ней.

декабрь, 1

Игровое

собственному замыслу

9

Игра

Знакомство детей с игрой

Рассматривание

Воскобовича

«Прозрачный квадрат» -

геометрических фигур на неделя

упражнени

«Прозрачный

учить находить

пластинках, объединение

е

квадрат».

геометрические фигуры на

их в группы

пластинках.

(треугольники, квадраты
и т.д.)

10

Игра

Учить детей конструировать Складывание из льдинок декабрь, 2

Игровое

Воскобовича

квадрат из двух-трех

с большими

упражнени

«Прозрачный

геометрических фигур;

треугольниками

квадрат».

развивать логическое

квадрата; складывание

мышление.

квадрата из других

неделя

е

геометрических фигур.
11

Интерактивные Учить детей конструировать Создание предметов из

декабрь, 3

Интеракти

игры

неделя

вная игра

предметы из геометрических геометрических фигур,
фигур, развитие

используя прием

пространственной

«перемещение».

ориентации.

12

«Игровизор»

Учить соотносить

Приложение к

декабрь, 4

количество предметов с

игровизору «Лабиринты неделя

цифрой.

цифр» (нахождение цифр

Листызадан

и соотнесение их с
соответствующим им
количеством предметов).
13

«Коврограф»

Знакомство детей с игровым Рассматривание

январь, 1

Игровое

полем «Коврограф»;

неделя

задание

игрового поля

развитие пространственных (поделено на клетки),

14

«Коврограф»

представлений.

углы, стороны, центр.

Обучение детей составлять

Составление

январь,

Схемы-

узор по схеме, умения

«звездочки» на

2 неделя

задания

ориентироваться в

коврографе, используя

пространстве.

набор «Разноцветные
кружки».

15

16

Интерактивные

Учить детей работать над

Дорисовывание

январь, 3

Интеракти

игры

симметрией; развитие

предмета по клеточкам,

неделя

вная игра

графических навыков.

симметрично его части.

Игры в

Знакомство с напольной

Ознакомление с

январь, 4

Напольная

движении

игрой по

математике

игровым полем,

неделя

ига

«Медовое

сражение»

правилами игры.

(устный счет, ориентации в
пространстве, меткости и
ловкости).
17

Игры в

Учить детей устному счету,

Используя игровое

февраль, 1

Игра «Кто

движении

ориентировке в

поле, дети кидают

неделя

больше

пространстве.

мешочки и считают

наберет

количество очков за 2

очков».

броска (устный счет в

пределах 10).

18

19

20

Палочки

Учить детей

Выстраивание числовой февраль,

Игровое

Кюизенера.

количественному и

лесенки из палочек от

упражнени

порядковому счету в

самой низкой до самой

е

пределах 10.

высокой. Прямой и

«Числовая

обратный счет до 10.

лесенка»

2 неделя

Блоки

Учить детей выкладывать

Рассматривание схем.

февраль, 3

Игровое

Дьенеша.

цепочку из фигур по схеме.

Учить детей «читать»

неделя

упражнени

схемы, опираясь на них

е

правильно выкладывать

«Поможем

цепочку из фигур.

Незнайке»

Игра

Учить детей складывать из

Уметь находить

февраль, 4

Схемы-

Воскобовича

пластинок простые

нужную пластинку и

неделя

задания

«Прозрачный

плоскостные фигур,

конструировать из них

квадрат».

развитие мелкой моторики

простые плоскостные

руки.

предметы (ваза,

март,

Схемы-

1 неделя

задания

лошадка).
21

Блоки

Учить детей составлять из

Опираясь на схему

Дьенеша.

фигур различные предметы; конструирование из
развивать воображение,

геометрических фигур

мелкую моторику рук.

предметов (домик,
елочка, цветок).

22

«Коврограф»

Формировать навыки

Используя «стрелочки»

март,

Игровое

ориентировки в

учить выкладывать

2 неделя

упражнени

пространстве, развитие

дорожку по клеточкам в

внимания.

разных направлениях,

е «Гномы»

согласно инструкции
педагога.
23

Интерактивные

Развивать пространственное Используя стилус, как

март,

Интеракти

игры

воображение, мышление;

карандаш, проводить

3 неделя

вная игра

мелкую моторику руки.

линии в заданном

направление, согласно

инструкции педагога.

24

25

Палочки

Учить детей устанавливать

Подбирая палочки

март, 4

Д/и

Кюизенера.

соответствие между числом

одного цвета, дети

неделя

«Дом и

и цветом, развитие

делают выводы, что у

мебель для

мышления.

них есть свое число.

матрешки»

Блоки

Развитие математического

Сравнивая количество

Дьенеша.

мышления, логики; развитие фигур, дети используют неделя

«Сравни»,

мелкой моторики рук.

«Незнайка

апрель, 1

количественный счет.

Игра

и фигуры»
26

27

Игра

Развитие логического

Конструирование фигур апрель, 2

Игровое

Воскобовича

мышления, памяти.

по памяти после чтения

упражнени

«Прозрачный

сказки «Нетающие

квадрат».

льдинки озера Айс».

неделя

е

«Квадрат

Развитие пространственного В процессе выполнения

апрель, 3

Схемы-

Воскобовича»

мышления, воображения;

игровых заданий, дети

неделя

задания

(двухцветный).

мелкой моторики рук.

учатся складывать
одноцветные фигуры.

28

«Игровизор».

Развитие пространственного Дети на листахзаданиях апрель, 4

Листы-

мышления, внимания;

проводят дорожки,

неделя

задания

мелкой моторики рук.

используя
количественный счет.

29

Игры в

Учить детей устному счету,

Используя игровое

май,

Командная

движении

ориентировке в

поле, дети делятся на 2

1 неделя

игра

пространстве.

команды и кидая
мешочки, зарабатывают
очки (устный счет в
пределах 10).

30

Палочки

Развитие логического

Подбирая палочки

май, 2

Игровое

Кюизенера.

мышления, воображения:

одного цвета,

неделя

упражнени

мелкой моторики рук.

распределяя их в

е

пространстве, дети
создают заданный
образ.
31

Интерактивные

Развивать пространственное Используя стилус, как

май,

Интеракти

игры

воображение, мышление;

карандаш, проводить

3 неделя

вная игра

мелкую моторику руки.

линии в заданном

май,

Викторина

направление, согласно
инструкции педагога.
32

Итоговое

Обобщение ранее

Используя различный

занятие

полученных знаний

игровой материал(блоки 4 неделя
Дьенеша, палочки
Кюизенера, коврограф),
дети выполняя задания
используют ранее
полученные знания.

2 год обучения

8

Логоробот

Знакомство с логороботом

Освоение детьми записи ноябрь,

«Пчелка»

«Пчелка» - развитие

движения робота,

логического и

используя коврики со

пространственного

стрелочками.

4 неделя

мышления, внимания.
«Игровизор»
9

Учить детей графически

Дети, слушая и

декабрь, Игровое

изображать

выполняя инструкции

1

упражнение

пространственные

педагога, чертят линии

неделя

Рыбка, заяц».

отношения и моделировать

по клеточкам.

их в виде рисунка.
10

11

Игра

Продолжать учить детей

Дети, опираясь на схему, декабрь, Схемы-

Воскобовича

складывать из пластинок

отбирают нужные

2

«Прозрачный

плоскостные фигуры,

пластинки и создают

неделя

квадрат».

опираясь на схемы.

предмет.

Игры в

Развивать пространственное Используя стилус, как

декабрь, Интеракти

программе

воображение, мышление;

карандаш, проводить

3

Mimio Studio

мелкую моторику руки.

линии в заданном

неделя

задания

вная игра

направление, согласно
инструкции педагога.
12

Игра

Учить детей из резинок

Дети, опираясь на

декабрь, Схемы-

«Геоконт»

конструировать цифры,

схемы, растягивают

4

задания

развитие пространственного резинку и закрепляют ее неделя

13

воображения.

на нужные гвоздики.

Игры в

Учить детей устному счету,

Используя игровое поле, январь,

Командная

движении

ориентировке в

дети делятся на 2

1

игра

пространстве.

команды и кидая

неделя

мешочки, зарабатывают
очки (устный счет в
пределах 10).
14

Палочки

Учить детей составлять

Дети выкладывают

Кюизенера.

число из двух меньших,

палочками разной длины 2

формирование навыка

каждый этаж дома и

самоконтроля и самооценки. выясняют, какая цифра
должна быть на его

январь,
неделя

Д/и «Домики»

крыше(состав числа 7).
15

«Игровизор»

Учить детей графически

Дети, слушая и

январь,

Игровое

изображать

выполняя инструкции

3

упражнение

пространственные

педагога, чертят линии

неделя

«Змея».

отношения и моделировать

по клеточкам.

их в виде рисунка.
16

Блоки

Продолжать учить детей

Воспитатель

январь,

Игра

Дьенеша

выкладывать цепочку из

выкладывает схему

4

«Кодировщ

фигур по схеме, развитие

геометрической

неделя

ик»

логического мышления;

фигуры(кодирует ее), а

памяти.

ребенок должен ее
«расшифровать» и
показать.

17

«Коврограф»

Продолжать формировать

Используя «стрелочки»

февраль, Игровое

навыки ориентировки в

дети выкладывают

1 неделя упражнени е

дорожку по клеточкам

«Гномы».

пространстве, развитие

в разных направлениях,

внимания.

согласно инструкции
педагога.

18

19

Логоробот

Закрепление знаний о

Дети решают примеры

февраль, 2

Игровое

«Пчелка»

цифрах (в пределах 10).

(на карточках) и

неделя

поле

Формирование умения

программируют

решать примеры на

логоробота до той

сложение, учить основам

цифры, которая

программирования.

является ответом.

Продолжать учить детей

Дети, слушая и

февраль, 3

Игровое

графически изображать

выполняя инструкции

неделя

упражнени

пространственные

педагога, чертят линии

е «Домик,

отношения и моделировать

по клеточкам.

утка».

«Игровизор»

«Цифры»

их в виде рисунка.
20

21

22

Игра

Продолжать учить детей

Дети, опираясь на

февраль, 4

Схемы-

Воскобовича

складывать из пластинок

схему, отбирают

неделя

задания

«Прозрачный

плоскостные фигуры,

нужные пластинки и

квадрат».

опираясь на схемы.

создают предмет.

Логоробот

Закрепление знаний о

Дети решают примеры

март,

Игровое

«Пчелка»

цифрах (в пределах 10).

(на карточках) и

1 неделя

поле

Формирование умения

программируют

решать примеры на

логоробота до той

вычитание, учить основам

цифры, которая

программирования.

является ответом.

Палочки

Учить детей составлять

Дети выкладывают

март,

Д/и

Кюизенера.

число из двух меньших,

палочками разной

2 неделя

«Домики»

формирование навыка

длины каждый этаж

самоконтроля и

дома и выясняют, какая

самооценки.

цифра должна быть на
его крыше(состав числа
8).

«Цифры»

23

Игра

Знакомство детей с

Дети с помощью

март,

Сказка

«Геоконт»

геометрией ( понятиями

резинок и гвоздиков

3 неделя

«Волшебна

«луч», «отрезок», «прямая», осваивают понятия
«кривая»), развитие

«луч», «отрезок»,

пространственной

«прямая», «кривая».

я линия»

ориентацией: мелкой
моторике руки.
24

Интерактивные Знакомство детей с
игры

Дети, выполняя ряд

понятием «задача», из каких заданий, используя
частей состоит. Решение

март,

Презентаци

4 неделя

я

стилус по клеточкам

простых задач на сложение. пишут цифры, знаки.
25

26

Логоробот

Формировать умения

Дети, расшифровывают апрель, 1

Игровое

«Пчелка»

планировать действия,

по схемам

поле

задавать

геометрические фигуры

«Геометри

последовательность команд

и программируют

ческие

для достижения желаемого

логоробота до этой

фигуры»

результата.

фигуры на поле.

Палочки

Учить детей составлять

Дети выкладывают

апрель, 2

Д/и

Кюизенера

число из двух меньших,

палочками разной

неделя

«Домики»

формирование навыка

длины каждый этаж

самоконтроля и

дома и выясняют, какая

неделя

Планируемые результаты освоения программы.
1 год обучения
Образовательные:
-

Воспитанник овладеет практическими действиями (способами познания) свойств и отношений, как

отдельных предметов, так и групп по величине, форме, количеству и др. (выше уровня основной
образовательной программы ДОУ), а так же в осуществлении поисковых действий.
-

Практическое использование игрового материала позволит воспитаннику овладеть первичными

элементами логического мышления (умение действовать и мыслить последовательно), развить общую и
мелкую моторику.
-

Сформируются новые математические представления детей через накопление и расширение

сенсорного опыта, увеличится объём внимания и памяти ребенка.
Личностные:
-

При решении поисково-игровых ситуаций воспитанник проявляет инициативу, степень

проявления самостоятельности в решении поставленных задач (приступает к выполнению; спрашивает,
ждет помощи; сомневается) и стремление к достижению цели.
Метапредметные:
-

Формируется у детей умение выделять наиболее значимые логические действия: группировка и

классификация, упорядочивание и сериация.
2 год обучения
Образовательные:
-

Воспитанник овладеет знаниями и практическими действиями выше уровня основной

образовательной программы ДОУ; научится устанавливать связи и зависимости; моделировать и
схематизировать материал.
-

Освоит умение выражать в своей речи сущность практических действий, используя

математические термины.
Личностные:
-

Сформирована мотивация к учебной деятельности, ориентированная на активизацию

познавательных интересов.
-

Проявление инициативности воспитанника в логико-математических видах деятельности

способствует его саморазвитию, интересу к техническому творчеству, что может послужить основой
получения специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.
Метапредметные:

-

Сформированы умения делать выводы и строить логические рассуждения (соблюдать правила

последовательности действий, умение обнаруживать нарушения (ошибки) и предлагать варианты и их
исправления, обосновывая ход своих мыслей).
-

Формируется умение использовать освоенные знания, средства и действия с целью

самостоятельной и совместной деятельности, работая в группе или индивидуально.
Условия реализации программы:
Оборудование:
-

ноутбук с интернет источником;

-

магнитная доска с интерактивной проектором;

-

логороботы «Пчелка» (4 шт.);

-

магнитофон.

Дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки-задания, схемы, таблицы, палочки Кюизенера,
блоки

Дьенеша, игры Воскобовича («Игровизор», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Волшебные

фонарики» и др.), мини-коврографы для индивидуальной работы. Материалы: простые карандаши,
маркеры, числовые карточки.
Форма аттестации:
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов освоения программы проходит в
форме опроса; выполнения самостоятельных работ на листах-заданиях. Среди традиционных форм
контроля эффективности образовательного процесса программа предполагает использование викторин,
игровых моментов, логических игр. Предпочтение детей, позиции сформированности оценочных
суждений выявляются в ходе рефлексии, дидактических игр.
Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов.
В конце учебного года предполагается участие детей в дистанционных математических конкурсах,
проводятся открытые занятия для родителей и педагогов.
Оценочные материалы:
-

педагогическое наблюдение, беседа;

-

диагностические ситуации;

-

листы-задания;

-

тестовые задания;

-

анализ продуктов детской деятельности.

Методические материалы:
Образовательные и учебные форматы:

Для реализации программы используются игровые формы организации: занятия-игры, занятия
путешествия, викторины, конкурсы.
Методы и приемы:
-

наглядные (пособия, презентации, игровые поля, демонстрационный материал и др.);

-

словесные (беседы, объяснение, художественное слово и др.);

-

игровые (дидактические игры, игры в движении, интерактивные игры, игровые ситуации и др.); -

практические (карточки – задания, схемы – задания, индивидуальные коврографы и др.). Педагогические
технологии:
-

информационно-коммуникационные: интерактивное, презентации;

-

мобильные цифровые технологии: логороботы «Пчелка»;

-

технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: разноуровневые задания и

упражнения, учет запросов и желаний детей и др.;
-

здоровьесберегающие технологии: игры в движении, музыкальные физкультминутки и др.

Алгоритм учебного занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Структура занятий:
Организационная часть – обеспечивает наличие всех необходимых для занятия пособий, иллюстраций,
раздаточного материала.
Теоретическая часть – должна быть максимально компактной и включает в себя необходимую
информацию о теме и содержании занятий.
Практическая часть – направлена на закрепление материала в ходе работы с занимательным
материалом.

Список литературы

Литература для педагогов
Основная литература

1.

Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального

развития детей дошкольного возраста детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб:
Гириконт, 2000.

Михайлова З.А. Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников 3-7 лет: Игры

2.

с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.
Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы

3.

с детьми 3–7 лет: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2011
Волосовец Т.В., Маркова, С.А. Аверин «STEM-образование детей дошкольного и младшего

4.

школьного возраста».Парциальная модульная программа развития
интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения

в научно-

техническое творчество.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Дополнительная литература
Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. - ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург,

5.
2011
6.

Соловьева Е.В., Стрюкова О.Ю. Использование Логоробота Пчелка в образовательном процессе.
Методическое пособие.- М.:ИНТ, 2018.

7.

Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» - «Воронеж»: ООО «Метода», 2013.

Литература для родителей
8.

Лелявина

Н.О., Финкельштейн

Б.Б.

«Давайте

вместе

поиграем»

Комплект игр с блоками Дьенеша. - Санкт-Петербург. ООО «Корвет», 2001.
Литература для детей
9.

Финкельштейн Б.Б. Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». – СПб: ООО «Корвет», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».