ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ»

2

Содержание
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ»
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1

Значимые

для

разработки

и

реализации

кружка

характеристики
1.1.2 Цели и задачи реализации кружка
1.1.3 Основные принципы отбора содержания материала программыкружка
«Песочные истории»
1.2. Планируемые результаты освоения
1.3. Мониторинг
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательно-воспитательной деятельности по
достижению планируемых результатов
2.2. Учебно-тематический план
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методика проведения занятий
3.2. Методическое обеспечение реализации кружка
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации кружка
3.4. Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

3

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ»
Цель

Развивать

познавательные,

конструктивные,

творческие

и

художественные способности, всестороннее развитие личности
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе
создания образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачи

1. Обучение детей различным приемам конструирования на песке с
использованием природного и бросового материалов, игрушекминиатюр.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных
предметах, развитие художественно-творческих способностей и
творчества.
3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить
начатое дело до конца.

Образовательные
области

Познавательное развитие (математические представления, мир
природы

и

человека),

социально-коммуникативное

развитие,

речевое развитие.
Вид

Платная образовательная программа

Срок
реализации
Возраст

1 год

Количество детей
в группе
Форма
организации и
продолжитель
ность
итоговых
мероприятий
Форма
организации
итоговых
мероприятий
Методическое
обеспечение

До 10

4-5 лет

Подгрупповая.
Продолжительность совместной деятельности зависит от
возрастных особенностей до 20 минут.
Открытое занятие

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке.
Песочная

игротерапия.

–

СПб.:

Институт

специальной

педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

4

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. – СПб , 1998.
3. Грабенко Т. М. , Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по
песочной терапии, - СПб , «Речь», 2002.
4. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная
терапия. – СПб, «Речь», 2007.
5. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с
дошкольниками - СПб, Детство-пресс,2017.
6. Интернет-ресурсы.

5

Ведение
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является
приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.
В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях
много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно
применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно
раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным
языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих
видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой
высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс,
работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и
переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Податливость песка будит желание создать из него
миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель
— один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все
приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При
многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния
душевного равновесия.
Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со
стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка
чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.
У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они
агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть
терпимее и доброжелательнее.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать
человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы,
6

быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и
пластичным.
Концептуальные подходы к содержанию кружка песочной терапии
основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития
образования детей.
Проведение мероприятий кружка реализуют потребности детей в
творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении,
радости. Реализация кружка обеспечит удовлетворение одной из важнейших
потребностей

каждого

ребенка

-

быть

здоровым,

эмоционально

благополучным.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью
игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок
освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный
опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в
настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами,
неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели,
горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у
малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в
то же время, учится работать и добиваться цели. Дети любят играть с песком
и лепить из пластилина.
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух
материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.
Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не
содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может
использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в
условиях детского сада.

7

Программа

кружка

взаимосвязана

с

основными

документами,

определяющими развитие образовательной и воспитательной системы
МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»:
 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. От
31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской
Федерации»;
 «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»
(Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562);
 СанПиН 
 «Федеральными

государственными

требованиями

к

структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(утв.

приказом

Минобрнауки

России

от

23.11.2009

№

655,

Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства
юстиции РФ);
 «Федеральными

государственными

требованиями

к

условиям

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г.
№ 2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства
юстиции РФ).
 Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и
оздоровления».
Программа

кружка

включает

три

основных

раздела:

целевой,

содержательный и организационный.

8

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский

сад

«Алёнушка»

присмотра

и

оздоровления

оказывает

образовательные услуги в соответствие с федеральным государственным
образовательным

стандартом

дошкольного

образования,

обеспечивает

содержание воспитанников в образовательном учреждении, присмотр и уход
(комплекс

мер

по

организации

питания

и

хозяйственно-бытового

обслуживания, обеспечению соблюдения личной гигиены и режима дня).
Основными участниками реализации Программы являются: дети 4-5 лет,
родители (законные представители), педагоги.
Программа кружка «Песочные истории» направлена на разностороннее
развитие

детей

дошкольного

возраста

с

учетом

их

возрастных и

индивидуальных особенностей, специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности [Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, глава 7,
статья 64].
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей дошкольного возраста
Возрастные характеристики детей 4 - 5 лет
В

игровой

деятельности

появляются

ролевые

взаимодействия.

Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети
могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,
наклеивать

изображения

на

бумагу

и

т.д.

Формируются

навыки

планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить
группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить
9

такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться
произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15 –20 минут. Он способен
удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении
со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого
ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость
представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками
характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по
играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель

программы:

развивать

познавательные,

конструктивные,

творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания
образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачами программы являются:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с
помощью совместной игровой деятельности.
2. Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения
сознания детей.
3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление) речь.
4. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его
любознательность.

10

Занятия проводится 1 раз в неделю, продолжительностью не более 20
минут.
1.1.3. Основные принципы отбора содержания материала
программы кружка «Песочные истории»
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится
систематически, в определённый день недели.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы
ребёнка,

создание для

каждого

ситуации

успеха и

эмоциональной

вовлечённости в процессе занятий.
Личностно - ориентированное взаимодействие: создание условий для
раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность
ребёнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач:
формирование

таких

знаний,

умений

и

навыков,

которые

имеют

непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры
как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Работа по кружковой деятельности позволяет достичь следующих
результатов:


игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей:
снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического
напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует
возникновению положительных эмоций;



дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее
адаптируются к новым условиям жизни;

11



песочные

игры

позволяют

получить

опыт

самостоятельного

разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети
учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);


игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный
интерес,

способность

к

логическому

мышлению,

формировать

элементарные математические представления;


в игре с песком у детей формируются психические процессы:
мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;



в песочнице

создаются дополнительные

возможности

развития

сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности;


игровые

упражнения

с

песком

успешно

используются

в

диагностических целях.


Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
выставки, проведение мастер-классов, открытые мероприятия.



Предложенная

программа

является

вариативной,

то

есть

при

возникновении необходимости допускается корректировка содержания
и форм занятий, времени прохождения материала.
1.3. МОНИТОРИНГ
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется
с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа,
наблюдение, исследовательские методы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А,
О. М. Дьяченко, В. Мытацина, содержащие инструментарий измерения
результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия,
моторики руки.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№

Ф.И.
ребенка

Возраст

Уровни развития
Развитие
Развития
Развитие
воображения восприятия моторики
руки

Речевое
развитие

12

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
1.Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные
фигуры, например двойной круг, десяти конечная звезда, буква «Х»). Они
должны придумать названия к картинкам и объяснить их.
Как можно использовать этот предмет?
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования
какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для
цветов, опрыскивателя и др.
Рисование «Чего на свете не бывает?»
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба
плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами
ходят и пр.
«Что не дорисовано?»
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник
забыл нарисовать.
Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?» В. Мытацин
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну
руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой
рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его
вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Ребенок 4-5 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для
семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой
руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест «Дорисуй предметы»
Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие
предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя
фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 4-5 лет: называет 7-6 предметов - высокий
уровень; 5-4 предметов - средний; меньше 3 предметов – низкий
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них
фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с
одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д.), простые
геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные
карандаши, бумага.
13

Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из
фигур так, чтобы получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится
подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не
повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки
в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент
рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из
шести типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием заданного
элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное
фантазирование).
1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,
лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными
деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой
- либо воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому
сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 14 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал
ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из
второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник
уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности
творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения
задач на воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения
задач на воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач
на воображение.
Задания:

14

У солнышка в гостях. Расширяем кругозор, закрепляем знания об
окружающем мире. Развиваем мелкую моторику. Развиваем творческое
воображение.
Чувствительные ладошки. Развиваем мелкую моторику, тактильные
ощущения. Закрепляем полученные знания. Развиваем воображение и
словарный запас. Создаем положительный эмоциональный настрой.
Сказочная страна. Говорим о своих впечатлениях и чувствах. Создаем
положительный эмоциональный настрой.
Мы рисуем, что хотим. Совершенствуем умения и навыки в свободном
экспериментировании с песком. Развиваем воображение, интерес. Снимаем
эмоциональное напряжение. Учим анализировать свои творческие работ
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ДОСТИЖЕНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


игра, которая является основным видом деятельности детей;



сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие
либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо
«волшебную» цель;



музыкальное сопровождение занятий кружка;



эмоционально объяснять детям способы действий и показывать
приёмы конструирования из кинетического песка



необычное начало работы;



красивые и разнообразные материалы;



возможность выбора материала;



экспериментирование с дополнительными материалами (природные
материалы, пластмассовые детали)



мотивация образовательной деятельности.

15

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В соответствии с п. 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ, на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
Устава МБДОУ «Детский сад № 15 «Аленушка» присмотра и
оздоровления» и по запросу родителей (законных представителей)
реализуются платные образовательные услуги на основе учебного плана и
расписания.
Детский сад оказывает платные образовательные услуги за счет средств
физических (или) юридических лиц, не предусмотренные установленным
муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на
возмещение затрат, а также Образовательной программой, финансовое
обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Платные образовательные услуги предоставляются для детей 4-5 лет 1
раза в неделю во 2-й половине дня.
Платные образовательные услуги для детей учитывают возрастные и
индивидуальные особенности, обеспечивают формирование и развитие
творческих
способностей
воспитанников,
удовлетворение
их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их
свободного времени (N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ст.75, п.1).
месяц
сентябрь

Октябрь

Название занятия
Песочная страна (диагностическое)
Дать
возможность ребенку раскрыться эмоционально,
избавится от отрицательных эмоций.

Знакомство с мокрым песком развитие
тактильных чувств, внимания, воображения,
навыков расслабления.

Количест
во
занятий

4

1

оборудование
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница

16

Ноябрь

«Рассказы дядюшки Песка «Познакомить детей с
песочницей (лоток). Познакомить с правилами
работы
с
песком.
Закрепить,
уточнить,
систематизировать знания о природном материале
- песке. О различных видах песка. Развивать
интерес к играм с песком. Создать у детей
радостное настроение. Наладить отношения в
команде детей
«Здравствуй, песок!» Закрепить с детьми правила
поведения в песочнице. Создать положительный
эмоциональный настрой. Развивать мелкую
моторику.
Упражнение «Что спрятано?» Учить находить
на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть
их, ориентироваться на «песочном листе».
Развивать
тактильно-кинетическую
чувствительность. Способствовать повышению
самооценки у детей. Развивать речь.
«Необыкновенные следы» «Идут медвежата» ребенок кулачками и ладошками с силой
надавливает на кинетический песок. «Прыгают
зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по
поверхности
песка,
двигаясь
в
разных
направлениях. «Ползут змейки» - ребенок
расслабленными (или напряженными) пальцами
рук делает поверхность кинетического песка
волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок
двигает всеми пальцами, имитируя движение
насекомых.
“Говори!” Выразить с помощью кинетического
песка эмоции и чувства, которые ребенок
испытывает в настоящий момент, развивать
пространственное мышление, развивать навыки
общения, мелкую моторику рук
Такие разные домики развитие умения
концентрировать
внимание
на
деталях.
Способствовать развитию стойкого интереса к
работе с песком.

“Кричалки – шепталки - молчалки” развитие
наблюдательности,
умения
действовать
по
правилу, волевой регуляции.

1

1

1

Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница

Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница
Песочница,
набор
различных игрушек,
предметов,
салфетки,
кинетический песок
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница

1

1

1

1

Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
пластмассовые
детали
(из
конструктора ЛЕГО)
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
17

декабрь

«Волшебные
зимние
узоры»
Развивать
ассоциативное
мышление,
воображение.
Воспитывать желание создавать интересные
оригинальные композиции из песка.
«Звездочки на небе» Вызвать эмоциональный
отклик в душе ребенка. Развивать воображение,
художественное восприятие. Развивать стойкий
интерес к процессу рисования на кинетическом
песке.
«Волшебные
снежинки»
Развивать
эмоционально-чувствительный
опыт
детей,
творческое воображение. Воспитывать умение
всем вместе находить решение проблемной
ситуации. Развивать коммуникативные навыки,
мелкую моторику рук.
«Новогодние игрушки» Развивать воображение,
фантазию. Развивать навыки работы в команде.
Развивать стойкий интерес к процессу рисования
на кинетическом песке

январь

Весёлый снеговик научить концентрировать
внимание, способствовать осознанию ребенком
своего тела, научить управлять движениями и
контролировать свое поведение. Формировать
знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об
изменчивости его формы в зависимости от
формочки. Учить способам обследования.

«Сыпем – лепим» Формировать знания детей о
свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости
его формы в зависимости от формочки. Учить
способам обследования. Воспитывать интерес к
экспериментальной деятельности. Развивать
мелкую моторику рук.

1

1

1

1

1

1

песочница
Кинетический песок,
лоток, деревянные
палочки,
кисти,
простые карандаши
Кинетический песок,
декоративные камни,
специальные
формочки, салфетки,
цветная упаковочная
бумага
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
Бросовый материал,
специальные
формочки,
кинетический песок,
специальные
инструменты,
новогодние
атрибуты
Картинки
снеговиков,
кинетический песок,
круглые формочки,
специальные
инструменты,
декоративные
фигурки моркови и
другого инвентаря
снеговика
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты

18

Вымышленные животные и птицы. Развивать
эмоционально-чувствительный
опыт
детей,
творческое воображение. Воспитывать умение
всем вместе находить решение проблемной
ситуации. Развивать коммуникативные навыки,
мелкую моторику рук.
Сказка на песке «Жадный мышонок».
Открытое занятие с родителями (по запросу)
Профилактика детской жадности. Сплочение
детско-родительских отношений.

февраль

март

Сказка на песке «Репка»
Развивать умение импровизировать в образе
действий
знакомых
персонажей.
Развивать
творческое воображение, связную речь, навык
следования игровому правилу, мелкую моторику
рук. Воспитывать умение взаимодействовать в
игре.
«Поможем
кузнечику
Кузе»
Развивать
эмоционально-чувствительный
опыт
детей,
творческое воображение. Воспитывать умение
всем вместе находить решение проблемной
ситуации.Развивать коммуникативные навыки,
мелкую моторику рук. Способствовать
возникновению эмпатии, чувства сопереживания.
«Весёлые человечки» развитие произвольных
движений и самоконтроля. Обращение внимания
детей на тактильные, кинетические ощущения;
развитие способности детей концентрироваться на
них, различать их, обозначать словами.
'Какой я?'' Учить разным способам выражать
эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к
себе. Обращение внимания на тактильные
ощущения;
развитие
способности
концентрироваться на них, различать, обозначать
словами.
' Возьмемся за руки, друзья!'' Обращение
внимания
на
тактильные,
кинестические
ощущения;
развитие
способности
детей
концентрироваться на них, различать их,
обозначать словами.

1

1

2

1

1

1

1

Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
Песочница, фигурки
театра игрушек по
сказке

Песочница, фигурки
театра игрушек по
сказке
«Репка»,
дополнительный
материал
для
декораций, салфетки
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты
19

апрель

Сказка на песке «Колобок «Учить детей
моделировать ситуацию сказки в песочнице,
располагать материалы по всей поверхности песка.
Способствовать
возникновению
игровых
взаимодействий
между
детьми.
Развивать
творческие способности, диалогическую речь,
коммуникативные навыки.
Упражнение «Что спрятано?» Учить находить
на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть
их, ориентироваться на «песочном листе».
Развивать
тактильно-кинетическую
чувствительность. Способствовать повышению
самооценки у детей. Развивать речь.
Игра с песком «Строим космодром» Расширять
представления детей об окружающем мире.
Развивать воображение, творческое мышление,
умение гармонично общаться друг с другом,
взаимодействовать. Совершенствовать развитие
пальцевой моторики
Исследовательская деятельность «Угощение
для кукол»
Подвести детей к пониманию того, что формуется
только сырой песок. Развивать мыслительную
активность, пальцевую моторику. Воспитывать
интерес к исследовательской деятельности,
любознательность,
аккуратность,
коммуникативные навыки.

май

Упражнение «Что спрятано?» Учить находить на
ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их,
ориентироваться на «песочном листе». Развивать
тактильно-кинетическую
чувствительность.
Способствовать повышению самооценки у детей.
Развивать речь.
Сказка на песке «Заюшкина избушка» Учить
детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.
Рассказывать
сказку,
перемещая
игровые
материалы по плоскости песочного ящика.
Развивать творческие способности, воображение,
речь, умение работать в коллективе.
Упражнение «Портрет на песке» Расширять
представления детей об эмоциях. Упражнять в
рисовании пальчиком на песке выражений лиц с

2

1

1

1

1

1

1

Песочница, фигурки
театра игрушек по
сказке
«Колобок»,
дополнительный
материал, салфетки.

Песочница,
набор
различных игрушек,
предметов,
салфетки,
кинетический песок
Песочница, наборы
«Лего»,
фигурки,
пульверизаторы,
дополнительный
материал, салфетки

Песочница,
набор
формочек, лопатки,
сита,
игрушечная
посуда,
кинетический песок,
цветной песок.

Песочница,
набор
различных игрушек,
предметов,
салфетки,
кинетический песок
Песочница, фигурки
сказочных
персонажей, деревья,
дом,
дополнительные
материалы,
салфетки.
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
20

различными
эмоциями.
Развивать
мелкую
моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу
детей.
«Упражнения
для
самостоятельного
выполнения
1

«Песочные сказки» открытое занятие
С помощью сказки заинтересовать и привлечь
дошкольников к исследовательской работе по
изучению свойств и видов песка. Сплочение
детско-родительских отношений.

Итого
3.

песочница,
специальные
инструменты
Кинетический песок,
лопаточки,
формочки, салфетки,
песочница,
специальные
инструменты

1

36 занятий
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным
содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю
эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал
приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В
нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и
упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие
навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника
чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от
работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Наглядные методы:
наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
21

наглядно - зрительные (дидактический материал);
сенсорно - моторные (обследование);
тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей,
совместное выполнение, подражательное выполнение);
формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее обнимание).
Словесные методы:
объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены
как ко всем детям, так и индивидуально);
вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он
активизирует внимание, развивает мышление и память);
Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей
музыки.
Практические методы:
метод упражнений (связан с многократным выполнением практических
действий; выбором дидактического материала);
игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и
активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться
в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать
положительные эмоции).
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются
прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться
друг с другом, взаимодействовать.
3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

1.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.:

Вид образовательного и
информационного
ресурса (печатный/
электронный)

Печатный
22

Институт специальной педагогики и психологии,
1998 г, – 50 с.
2.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к
волшебству. –СПб , 1998.
3.
Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь",
2002.
4.
Эль Г. Человек, играющий в песок.
Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь",
2007.
5.
Андреенко Т.А. Использование
кинетического песка в работе с дошкольникамиСПб , Детство-пресс,2017.
6.
Интернет-ресурсы.
7. Макарова Е.А. «Путешествие по Песочной
стране», 2013.
– 84 с.

печатный
электронный

электронный

электронный

электронный

3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
* Два набора кинетического песка
* Песочница
* формочки
* Лопатки
* Миниатюрные игрушки ( люди , животные, растения, насекомые)
* Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
* Камешки
* Бусинки
* Пуговки
* Кисточки
* Набор мелкой посуды
* Палочки
* Веточки
* наборы сказок
* салфетки

23

Список используемой литературы
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,
1998 г, – 50 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб , 1998.
3. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной
терапии, - СПб, «Речь», 2002.
4. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. –
СПб, «Речь», 2007.
5. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с
дошкольниками - СПб, Детство-пресс,2017.
6. Интернет-ресурсы.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ
«Правила Песочной страны»
Знакомство с правилами поведения в песочнице. Песочная королева.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих
силах.
Инструкция: «Сегодня ты будешь волшебником. Ты очень долго ходил
по свету и искал, то место, где не ступала нога человека. И вот ты пришел в
пустыню, где один только песок. И сейчас, тебе надо превратить эту
пустыню в сказочную страну. Смелее, ты уже видел, как я делала горы, море,
луга, леса.
Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно
обратить внимание ребенка на это факт.
Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки
потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит
тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно
песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно
в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в
других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с
песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
25

Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
Конспекты игр-занятий и упражнений с песком
Занятие №1
Тема: Знакомство с песком
Цель: Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
Развития:
 Развивать творческое воображение;
 Развитие познавательных процессов;
 Тренировка мелкой моторики рук.
Образования:
 Дать знания о свойствах песка;
 Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком.
Воспитания:
 Обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном
обмене мнениями;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята сегодня я приглашаю вас в песочную сказку.
Смотрите, какой у нас необычный стол. Как вы думаете, а можно с ним
поиграть? (высказывания детей) Давайте попробуем?
Основная часть:
Под мелодичную музыку воспитатель предлагает детям поиграть в
песочек, потрогать его руками.
Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки кистей: внутренней и
внешней стороной ладони. Важно задержать руку в песке, слегка пошевелив
пальцами и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Я ощущаю
маленькие песчинки. А ты что чувствуешь?» (ответы детей)
Ребенок, по полученному образцу проговаривания, рассказывает о своих
ощущениях.
Далее проводится упражнение «поскользить» ладонями по поверхности
песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (машинки, змейка,
санки и др.) Воспитатель предлагает детям выполнить те же движения,

26

поставив ладонь на ребро. (дети, проговаривая, выполняют предложенное
упражнение, рассказывают о своих ощущениях)
Воспитатель: Ребята, а что будет если намочить песочек? (ответы
детей) А, бывает ли дождик без воды? (обсуждение детей)
Упражнение «дождик», при этом двигаются не только пальцы, но и
кисти рук, совершая мягкие движения «вверх- вниз».
Воспитатель: Ребята, вы уже большие и, наверное, знаете букву на
которое начинается ваше имя или имя мамы (папы)? (ответы детей) А, умеете
её рисовать? (ответы детей)
Упражнение «нарисуй свою букву».
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с песочком? (ответы
детей) А, как вы сегодня научились играть с песком? (рисовать, ездить на
машине, санках, оставлять следы и др. высказывания детей)
Ребята, но, чтобы снова вернуться в песочную сказку нам нужно сказать
какие-то волшебные слова. Вы не знаете какие? (дети высказываются)
придумывают ритуал прощания с песком: поглаживание
песка,
похлопывание ручек друг о друга, поговариваем придуманные слова
прощания.
Занятие№ 2
Тема: Песочная страна (диагностическое)
Цель: Дать возможность ребенку раскрыться эмоционально, избавится
от отрицательных эмоций.
Задачи:
Развития:
 Развитие пространственного воображения;
 Развитие творческой индивидуальности ребенка;
 Развитие речи, мелкой моторики;
Образования:
 Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
песком.
Воспитания:
 Закреплять коммуникативные навыки.
 Воспитывать умение выражать свою индивидуальность посредством
творческой работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
27

Воспитатель: Ребята сегодня каждый из вас сам станет настоящим
сказочником. Вы хотите стать сказочниками? (ответы детей)
Звучит волшебная музыка
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова и отправимся в сказку:
Вокруг три раза обернись в сказочника ты превратись! (дети повторяют)
Основная часть:
Воспитатель: Вот вы и стали настоящими сказочниками, давайте
нарисуем свою сказку. Ребята давайте представим, что внутри каждого из нас
есть своя сказочная страна. Там есть горы, водоемы, леса, может быть
болота, вулканы и т.д. Что еще будет в вашей сказочной стране? (ответы
детей)
Какое название вы дадите своей стране? (ответы детей)
Кого вы пригласите к себе в гости? (ответы детей)
Давайте нарисуем эту сказочную страну и поиграем в ней. (дети
самостоятельно под спокойную музыку рисуют песком)
Давайте дадим названия рекам, горам, озерам и т.д. (дети рассказывают
какие они дали названия горам, озерам и т.д.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в сказочной стране (где
они находятся). Затем просит нарисовать стрелочками-куда бы они хотели
отправится в своей стране. А кого вы пригласили бы в свою страну? (ответы
детей)
Воспитатель: Ребята ваша сказочная страна-это место где вы можете
отдохнуть, спрятаться, пригласить друзей и, наверное, вам не хочется, что бы
сюда проникло сказочное зло. Я права? (дети обсуждают, кто может
проникнуть в их сказочную страну, что может сделать…)
Давайте заметем дорожки к вашей стране, что бы этого не произошло.
Игровое упражнение «Метель», «Буря»
Заключительная часть:
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться
в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: Вокруг три раза обернись и
в ребяток превратись! (под волшебную музыку превращения)
Ребята вам понравилось быть сказочниками? Хотелось бы вам снова
вернуться в вашу сказку? А придумать другую? (высказывания детей)
На прошлом занятии мы придумали, как прощаться с песочной сказкой,
давайте попрощаемся: дети поглаживают песок, похлопывают ручки друг о
друга, поговаривают придуманные слова прощания. (слова каждый придумал
свои)
Сказка на песке «Жадный мышонок».
28

Открытое занятие с родителями (по запросу)
Цель: Профилактика детской жадности. Сплочение детскородительских отношений.
Ход занятия:
Сказка «Жадный мышонок» проигрывается в песочнице при участии
родителей и ребенка.
Родители и педагог озвучивают героев этой сказки, а ребенок
проигрывает сказку на песке.
Сказочные герои (мышонок, пчела, божья коровка, бабочка, лягушка) —
маленькие пластмассовые или резиновые игрушки.
Жадина — воздушный шарик.
Жадный мышонок
(Взрослый надувает воздушный шар небольшого объема).
ЖАДИНА: Вот какая неприятность!
Позабыли меня – Жадность.
Где же жадину найти,
Чтоб расти, расти, расти…
Если жадину найду,
Я с ним не пропаду.
(В песочнице появляется мышонок).
Однажды летом под кустом
В тени листвы прохладной
Лежал, мечтал о сем, о том
Мышонок очень жадный.
МЫШОНОК: Эх, если б мне по морю плыть
Почти до края мира,
И остров чудный бы открыть,
Чтоб был он весь из сыра!
Я съем весь этот остров сам!
Ни крошки, ни кусочка,
Ни дырки сырной не отдам!
Весь остров мой, и точка!
ЖАДИНА: Ха-ха-ха!!! Неужели нашла?
Мой, мой, мой!
Сокровище мое!
МЫШОНОК: Ты кто? Волшебница?
ЖАДИНА: Я – самая добрая волшебница на свете.
Хочешь, я найду для тебя твой сырный остров?
29

МЫШОНОК: Хочу! А ты можешь?
ЖАДИНА: Могу, могу. Только ты мне должен дать клятву верности.
Запомни ее: Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
МЫШОНОК:
Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
Ребенок проводит полосу в песочнице, разделяя песочницу на две части:
сырный остров – для мышонка, полянка – для героев сказки).
И остался Мышонок на сырном острове.
И кто б играть его не звал,
Не мог он согласиться.
Он всех подряд подозревал
И не хотел делиться.
Вот пчелки начали жужжать:
(В песочнице появляются пчелки).
ПЧЕЛКИ: Пойдем играть в пятнашки!
Мышонок принялся кричать:
МЫШОНОК: Эй, прочь пошли, букашки!
Вы набиваетесь в друзья,
Чтоб сыром угоститься!
Но догадался сразу я
И не хочу делиться!
Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
ЖАДИНА: Ха – ха – ха!
(«Растет» – надувается шарик).
(В песочнице появляется бабочка).
На кашке бабочка сидит, нектаром угощает.
Сердито жадина пищит:
МЫШОНОК: Твои уловки знаю!
Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
ЖАДИНА: Ха – ха – ха!
(«Растет» – надувается шарик).
(В песочнице появляется божья коровка)
Коровка Божья приползла:
КОРОВКА БОЖЬЯ: Чего один скучаешь?
30

Мышонок побелел со зла:
МЫШОНОК: И ты про сыр мечтаешь?
Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
ЖАДИНА: Ха – ха – ха!
(«Растет» – надувается шарик)
( В песочнице появляется лягушка).
Лягушка прыгает вокруг.
ЛЯГУШКА: Давай сыграем в прятки!
МЫШОНОК: Ты мне, зеленая, не друг!
Скачи-ка без оглядки!
Ничего, никому,
Все себе лишь одному.
ЖАДИНА: Ха – ха – ха!
(«Растет» – надувается шарик)
Пока он жадничал, мечтал,
Как съест весь остров вкусный.
Друзей мышонок растерял.
И стало ему грустно!
МЫШОНОК: Зачем мне сыр, подумал он
С друзьями веселее!
Ведь этот остров – просто сон,
А дружба- то важнее!
За жадность и за злобный нрав
Мышонок повинился:
МЫШОНОК: Простите все, я был неправ.
Что с вами не делился!
ЖАДИНА: Замолчи, замолчи немедленно.
Зачем тебе друзья?
С ними нужно делиться.
МЫШОНОК: Мне очень, очень нужны друзья.
(Жадина становится все меньше и меньше. Шарик выпускают из рук.
Сдаваясь, он исчезает.)
Не будет с жадиной играть
Никто на целом свете!
Делиться надо, отдавать!
Не жадничайте, дети!
Этап обсуждения сказки.
31

Открытое занятие с родителями «Песочные сказки»
Цель: С помощью сказки заинтересовать и привлечь дошкольников к
исследовательской работе по изучению свойств и видов песка. Сплочение
детско-родительских отношений.
Задачи:
Развития:
 Развивать творческое воображение;
 Развитие познавательных процессов;
 Тренировка мелкой моторики рук.
Образования:
 Дать знания о свойствах песка;
 Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком.
Воспитания:
 Обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном
обмене мнениями;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята и родители сегодня я приглашаю вас в песочную
сказку. Смотрите, какой у нас необычный стол. Как вы думаете, а можно с
ним поиграть? (высказывания детей) Давайте попробуем?
Основная часть:
Под мелодичную музыку воспитатель предлагает детям поиграть в
песочек, потрогать его руками.
Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки кистей: внутренней и
внешней стороной ладони. Важно задержать руку в песке, слегка пошевелив
пальцами и прислушаться к своим ощущениям.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Я расскажу вам
сказку, а вы попробуйте ее нарисовать вместе с мамой (папой).
В далекой-далекой стране, среди гор и холмов родился мальчик. Он был
очень любознательный. Но родители никак не могли придумать ему имя. Так
и рос мальчик без имени.
Однажды, гуляя в долине цветов, мальчик нашел палочку. Она ему
очень понравилась. Он стал с ней играть. Играя, мальчик произнес
волшебные слова: ку-кум-ба, и взмахнул палочкой. В этот же миг, ползущая
по цветку гусеница превратилась в бабочку. Это так понравилось мальчику,
что он стал целыми днями твердить волшебные слова: ку-кум-ба, ку-кум-ба,
играя со своей палочкой.

32

Смотрели родители на игру своего малыша, смотрели и решили назвать
его Кукумба. Так у мальчика появилось имя.
Прошло ни много ни мало времени, Кукумба вырос и стал добрым
волшебником. Однажды он отправился путешествовать. Бродя по свету,
Кукумба узнавал много нового и интересного. Путешествуя волшебник
очутился в необычном месте. Здесь ничего не было кроме песка. «Что это?» –
подумал Кукумба, глядя на песок. Он взял горсть песка и стал рассматривать
его в лупу. «Это же песок!» - воскликнул добрый волшебник. Он вспомнил
как в детстве, в одной книге, читал про песок и с интересом рассматривал
иллюстрации.
Смотрел Кукумба на песок и думал: «Интересно, а из чего же он
получается?»
И волшебник решил исследовать песок и построить в этом месте песочную
страну. Только как он ни старался все его постройки рассыпались. Тогда
Кукумба взмахнул своей палочкой, произнес волшебные слова: «Ку-кум-ба»,
и на песок полил веселый теплый дождик. Песок намок и добрый волшебник
построил дворцы, замки, деревья, животных. А чтобы они не рассыпались он
вызывал дождик и смачивал свои постройки. Так в пустыне появилась
песочная страна. Жили в этой стране песочные человечки. Но как ни старался
Кукумба, а солнце грело так сильно, что ему с каждым разом становилось все
сложнее и сложнее поддерживать песок в мокром стоянии.
Но Кукумба не привык сдаваться. Он построил большую исследовательскую
лабораторию, закрылся в ней и стал изучать песок. Каждый день он проводил
множество опытов, совершая новые открытия. Но что происходило в
секретной лаборатории доброго волшебника никто не знал, не знаем и мы…
Но вы, ребята, не отчаивайтесь, ведь мы знаем, что все тайное становится
явным. Ведь это еще не сказка, это присказка, а сказка будет впереди.
Заключительная часть:
Ребята, вам понравилось играть с песочком? (ответы детей и родителей)
А, как вы сегодня научились играть с песком? (рисовать, ездить на машине,
санках, оставлять следы и др. высказывания детей)
Ребята, но, чтобы снова вернуться в песочную сказку нам нужно сказать
какие-то волшебные слова. Вы не знаете какие? (дети высказываются,
родители помогают) придумывают ритуал прощания с песком: поглаживание
песка, похлопывание ручек друг о друга, поговариваем придуманные слова
прощания.
Ритуалы приветствия:
33

Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти
ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют
друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как
лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым
солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им
поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим
соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это
сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие «Злюка»
Цель: сплочение группы, навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети
называют прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка.
Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу,
увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие
мышечного напряжения
Дети начинают рисовать свое настроение на песочном столе.
Игры на развитие коммуникации:
«Интервью»
34

Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется
журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью
по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и
все остальные дети.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по
очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом
смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки
ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по
одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в
центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и
посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские
отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте
называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается
условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть
названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно
начинаться со слов: « А ты, ……, морковка!». Помните, что это игра, поэтому
обижаться друг на друга не будем.
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста,
В круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг
вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на
выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны
произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они не могут
не смеяться.
35

«Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных
мышечных ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке,
играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер
физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей
на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных
ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Рано –рано, два
барана , повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги,
склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.
Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места , как можно дольше.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых
приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг
друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит
комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно,
одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться
(отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Упражнения с использованием песка:
«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в
песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и
кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет

36

песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они
меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление
закономерностей
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части
песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен
нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и
неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных
живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем
в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по
инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на
«песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными
представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под»,
«центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками
«ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель:
развитие
тактильной
чувствительности,
расслабление,
активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными,
обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля
пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок,
использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке
можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие
животных, транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек
отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
37

«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и
зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется,
то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый
должен ему помочь.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям:
«Не злись, не капризничай, возьми себя в руки. Ребенок по примеру
взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями
или рисует глаза, нос, рот. Данный процесс временно переключает ребенка, а
также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и
вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением
последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все
доступные ребенку навыки самообслуживания.
«В гостях у Песочной феи»
Песочная фея: В моей стране может идти необычный песочный
дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить
такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в
песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными
пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет
этот палец. Затем они меняются ролями.
«Следы на песке»
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом
можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!»
Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может
оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый
медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
«Во саду ли в огороде»

38

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во
фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и
огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.
Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
«Песочный ветер»
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям
постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим
друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно
также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно
использовать одноразовые трубочки для коктейля.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».