Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка"

Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание дополнительной образовательной программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.2. Направленность дополнительной образовательной программы,
актуальность, педагогическая целесообразность
1.1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы
а) Особенностью программы
б) Основные компоненты
в) Методы обучения
1.1.5. Возрастные особенности психического развития детей 5-7 лет
II. Содержательный раздел
2.1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
2.2. Формы и режим занятий
2.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки
а) Ожидаемый результат
б) Мониторинг
2.4. Учебно–тематический план
2.5. Содержание дополнительной образовательной программы
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
3.2. Схема организации занятия
3.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей
среды
3.4. Материально-техническое обеспечение
3.5. Методические материалы и средства обучения
а) Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса
б) Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.1.2.

Направленность

дополнительной

образовательной

программы,

актуальность,

педагогическая целесообразность.
Дополнительная

образовательная

программа

имеет

социально-педагогическую

направленность и направлена на развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству,
обеспечение его эмоционального благополучия и комфортного пребывания в мире.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период
становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования
богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый
период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо
вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на
овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение,
обобщение, мыслить логически.
Ребёнок, поступающий в школу и не умеющий читать, испытывает затруднения при
освоении программы начальных классов. Кроме того, букварный период в первом классе
совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Умеющий читать
ребёнок, легче входит в процесс обучения, ему комфортнее на новой ступени образования. Школа
и родители заинтересована в том, чтобы дети,

поступающие в первый класс, были хорошо

подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух,
хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе
предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. С
этим связана актуальность выбранного направления работы.
«АБВГДейка» – это модифицированная программа по подготовке к овладению письмом и
чтением детей старшей и подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности.
Новизна программы основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию
ребёнка.

Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями,

умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом и чтением.
Данная программа педагогически целесообразна, так как методики, приемы и технологии и
формы работы

с детьми, используемые педагогом

в процессе реализации

Программы,

подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка
уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в
повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.).
3

Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет
ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении
чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать
произносительные возможности ребенка.
1.1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: обеспечение комплексной подготовки детей к

школе, включающей речевое развитие,

обучение чтению и графическим навыкам
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с единицами родного языка: звук, слог, слово, предложение;
- учить проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу;
- формировать навыки чтения и печатания букв;
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- развивать фонематическое восприятие звука;
- развивать интерес и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих, к чтению и
родному языку;
- развивать графические навыки, умение грамотного письма без пропусков букв;
- развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, память, внимание, речь,
воображение);
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- воспитывать интерес к чтению
1.1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа по обучению чтению «АБВГДейка» рассчитана
на

детей

старшей

направленности.

и

подготовительной

Учебный план

к

школе

группы

(5-7лет)

общеразвивающей

программы составлен на основе авторского пособия О.Г.

Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». В основу пособия положены
фонологический (фонетический), складовый методы обучения, а так же позиционный принцип
чтения, позволяющий ребёнку понять механизм процесса чтения. Сущность этого принципа
состоит в том, что ребёнок при чтении должен ориентироваться на последующую букву.

В
4

процессе обучения значительное место отводится формированию умения проводить звуковой
анализ слова. Под этим понимается умение обследовать звуковую структуру слова и
устанавливать порядок следования звуков в слове. В дальнейшем это умение оказывает
существенное влияние на формирование навыка чтения и особенно - правописания.
а) Особенностью программы является так же использование элементов

различных

современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в
чтении и письме, развитие

у детей интеллектуальных и коммуникативных

способностей,

эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка

плавно и

грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого
ребенка. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить
оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно
строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают
грамотность ребенка.
Реализация программы «АБВГДейка» » позволяет организовать
работу по нескольким

направлениям: подготовка к обучению грамоты, подготовка к

обучению чтению, подготовка к обучению письму.
б) В программу включены несколько основных компонентов, которые входят в процесс
обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным,
чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
-

формирование

фонематических

процессов,

т.е.

умение

слышать,

различать

и

дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
- знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные,
согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;
- формирование умения работать со схемой слова, предложения.
Учитывая постепенное усложнение программы, понятия усваиваются детьми в определенной
последовательности:
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласные звуки;
- согласные звуки (без классификации);
- согласные твёрдые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- звук;

- слово;

- слог; - вопросительное и восклицательное предложения.

- предложение;

- заглавная буква;

- ударение;
5

В рамках знакомства с единицами родного языка (звук, слог, слово, предложение) решаются
следующие задачи:
- звук, слог: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать
фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию,
отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало
слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
- слово: уточнять, обогащать активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова –
названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по
существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия;
учить определять и называть местоположение слова в предложении.
- работа над предложением и устной речью: обучать детей правильному согласованию слов в
предложении; обучать составлению предложений по заданной конструкции; совершенствовать
диалогическую речь детей; формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.
в) Методы обучения:
 наглядный;
 словесный;
 практический.
На занятиях детям дается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления
усвоенных знаний. В завершение каждого занятия предлагается материал для работы дома.
Содержание программы не дублирует основную общеобразовательную программу группы.
Материал, предлагаемый детям, имеет занимательный характер, не содержит сложных и
непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия
введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на
общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции,
правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные
способности, при этом у детей

развивается умение адекватно оценивать деятельность,

направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
1.1.5. Возрастные особенности психического развития детей 5-7 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет
При обучении учитываются психологические особенности детей данного возраста.
Детям 5-7 лет по-прежнему нравится и хочется играть. В играх дети 5-7 лет способны
отражать достаточно сложные социальные события – праздники, война, переезд в новый дом и др.
Поведение их

начинает регулироваться представлениями, что хорошо и что плохо.

Дети

стремятся качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если
что-то не получилось они начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно
6

влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только
отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное
задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п.
к концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены.
Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для
него.

Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает

развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребёнка
выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию
способности сравнения, обобщения, классификации.
В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать
достаточно большой объём информации. Воображение детей данного возраста становится, с
одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным. К
окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно
используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложнограмматическими способностями в активной речи.

7

II. Содержательный раздел
2.1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс обучения рассчитан на 32 недели, 64 учебных часа.
2.2. Формы и режим занятий
Основной формой работы является образовательная деятельность
Оптимальная наполняемость группы не должна превышать 6-8

детей.

по подгруппам.
Набор в группу

производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей посещающих МБДОУ.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут. Продолжительность занятий не превышает
время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами».
2.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
а) Ожидаемый результат
После курса обучения по дополнительной образовательной программе по обучению чтению
«АБВГДейка» ребенок:
- Различает понятия «звук» - «буква».
- Может дать характеристику звуку.
- Знает и называет все буквы русского алфавита.
- Способен делить слова на слоги.
- Способен находить слова с определенным звуком.
- Умеет членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами и составлять слова из
слогов.
- Может делать звуко-буквенный анализ слов.
- Ребенок способен устанавливать порядок звуков в слове.
- Умеет пользоваться слоговыми таблицами и указывать местонахождение гласных и согласных
звуков в прямом и открытом слогах и словах.
- Умеет составлять предложения из двух-четырех слов.
- Умеет членить простые предложения на слова и определять место звука в слове.
- Способен самостоятельно составлять предложение.
- Умет пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация,
паузация и др.). Умет работать с кассой букв.
- Ориентируется на листе бумаги. Может рисовать простые росчерки «петли», «ленты», «волн» и
т. д.). Вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков.
- Умеет печатать буквы разных размеров (крупные и мелкие).
- Овладел сознательным, плавным чтением.
- Умеет разгадывать ребусы, кроссворды.
- Умеет при печатании букв соблюдать пробел между словами.
8

- Умеет определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и
восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.
- Владеет позой пишущего человека.
б) Мониторинг
Эффективность предложенной программы отслеживается через мониторинг усвоения
программного материала детьми. Система мониторинга организуется 2 раза за курс обучения:
входная диагностика – на первом занятии и итоговая – на последнем занятии.
Цель мониторинга: дать качественную характеристику сформированности навыка чтения у
ребенка.
Мониторинг проходит в виде наблюдения за детьми в процессе занятия, а так же детям
предлагаются диагностические задания на индивидуальных карточках. На основе наблюдений и
анализа результатов выполнения заданий заполняется диагностическая таблица (Приложение 1).
Для удобства заполнения диагностической таблицы

используется бальная система оценки

сформированности навыков.
Система оценки предполагает бальную систему оценки:
2 балла – ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы;
1,5 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к
педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку;
1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен
исправить после указания педагога;
0,5 балла – ребенок не справляется с большинством диагностических заданий.
По результатам мониторинга суммируется общий балл. Исходя из набранных баллов,
определяется I, II, III группа успешности овладения навыком чтения. На основании этого
делается вывод о том, на сколько успешно ребенок освоил навык чтения, даются рекомендации
родителям.
10 – 8 баллов

7-5 баллов

4 балла и ниже

I группа

II группа

III группа

- Точно и правильно
воспроизводит
в
темпе
предъявления
слоговые
ряды.
- Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с первой попытки
(определяет место звука в
слове, последовательность
звука в слове, количество
звуков в слове, делит слова
на слоги). - Правильно и

- Первый член слогового
ряда
воспроизводит
правильно,
второй
уподобляет первому.
- Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез со второй попытки.
- Показывает замедленное
послоговое
воспроизведение.
Показывает
заторможенность
и
не

Ребёнок
неточно
воспроизводит оба члена
пары слогового ряда с
перестановкой слогов, их
заменой и пропусками или
не воспроизводит.
- Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с третьей попытки
или не выполняет.
-Искажает звуко-слоговую
структуру слова (пропуски
9

точно
воспроизводит
в
темпе предъявления звукослоговую структуру слова.
- Выполняет движения в
полном
объёме
в
нормальном темпе.
Точно
повторяет
расположение точек
на
листе бумаги, повторяет и
сохраняет масштаб рисунка.
Графические
навыки
достаточно сформированы.
- Читает целыми словами.

скоординированность
движении при выполнении
задания.
Допускает
небольшое
нарушение
расстояний
между
точками
при
сохранении
формы или
точно
копирует
формы
рисунка при нарушении
масштаба.
- Испытывает некоторые
трудности в выполнении
графических движении.
- Пользуется послоговым
способом чтения.

и перестановки звуков и
слогов внутри слова) или не
воспроизводит вовсе.
- Наблюдаются трудности в
переключении
движении
или ребёнок отказывается
от выполнения задания.
Графические
навыки
развиты слабо, возможны
трудности.
- Пользуется побуквенным
способом чтения.

На основании результатов мониторинга делаются выводы об эффективности предложенной
системы занятий.

10

2.4. Учебно–тематический план
Образ
овате
льная
Неделя
деяте
льнос
ть
октябрь

1-я

1

Первичная диагностика

2

Изучение развития фонематического
слуха и речевого внимания
Изучение самостоятельного проведения
детьми звукового анализа

3

Вычленение ударного слога и ударного
гласного звука
Знакомство с предложением

2-я
4
3-я
4-я

Тема образовательной деятельности

5
6
7
8

Количест
во часов
на
теорию

Количест
во часов
на
практику

1

Колво
часов

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Гласный звук О и буква О
Познакомить с гласной Ё
Буква Ё может обозначать звук «О»
Буква Ё может обозначать звук ЙО
Гласный звук и буква У
Гласный звук и буква Ю
Правила написания Ю после мягких
согласных звуков

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1

Гласный звук и буква Э
Учить детей словоизменению
Гласный звук и буква Е
Буква Е может обозначать два звука ЙЭ
Учить детей словоизменению
Гласный звук и буква И

0,5

0,5

0,5

0,5

Закрепление знаний о слове и
предложении
Знакомство со слогом
Закрепление знаний о слоге
Знакомство с односложными словами
Дифференциация гласных звуков от
согласных

1

1
1
1
1
1
1

ноябрь
9
5-я
10

6-я

11
12

7-я

13
14
15

8-я

16

Звуки гласные и согласные
(повторение)
Гласный звук А, буква А
Учить составлять предложения о
действиях игрушки из двух слов
Гласный звук Я, буква Я
Правила написания Я после мягких
согласных звуков

1

1

декабрь
17
9-я
18
10-я

19

1
1

0,5

0,5

1
11

20
11-я
12-я

Учить детей словоизменению
Гласный звук и буква Ы
Правила написания гласных букв
Закрепление знаний о гласных звуках и
буквах
Твёрдые и мягкие звуки [с] [с`]. Буква С
Звуки [с] [с`]. Буква С. Слог – слияние
Звуки [с] [с`]. Буква С

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

1

28
29
30

Звуки [м] [м`]. Буква М. Деление слов
на слоги
Звуки [х] [х`]. Буква Х. Ударение
Звуки [н] [н`]. Буква Н. Предложение.
Прописная буква
Звуки [р] [р`]. Буква Р
Звуки [л] [л`]. Буква Л. Предлоги
Звуки [з] [з`]. Буква З

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

1
1
1

31
32
33
34

Согласные буквы (закрепление)
Звуки [в] [в`]. Буква В
Звуки [ф] [ф`]. Буква Ф
Звуки [г] [г`]. Буква Г

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

35

Звуки [к] [к`]. Буква К

36
37

Звуки [б] [б`]. Буква Б
Звуки [п] [п`]. Буква П

38

Звуки [д] [д`]. Буква Д

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

39
40
41

Звуки [т] [т`]. Буква Т
Звук [ж]. Буква Ж
Звук [ш]. Буква Ш

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

42
43

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

44

Парные согласные звуки (закрепление)
Звуки [ш] [ж]. Буквы Ш, Ж. Сочетания
жи, ши, же, ше
Звук [ц]. Буква Ц

0,5

0,5

1

45

Звук [й]. Буква Й

0,5

0,5

1

46

Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу

0,5

0,5

1

47

Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу

0,5

0,5

1

48

Буквы,
обозначающие
твердые
согласные звуки.
Буквы,
обозначающие
мягкие
согласные звуки (закрепление)
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё,
обозначающие два звука

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

21
22
23
24

январь
13-я

25
26

14-я
15-я

27

1
1

февраль
16-я
17-я
18-я
19-я

1
1
1
1
1
1
1
1

март
20-я
21 -я
22-я

23-я
апрель
24-я

49
25-я
50

12

51
52

Буква Ь – показатель
согласных звуков
Разделительный мягкий знак

53

Разделительный твёрдый знак

0,5

0,5

1

54

Закрепление знаний об изученных
гласных и согласных звуках

0,5

0,5

1

55

Работа с известными детскими книгами
Классификация
известных
и
неизвестных букв на стеллажах с
книгами
Чтение названий известных детских
авторов
Работа по сюжетным картинкам

0,5

0,5

1
1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

26-я
27-я

мягкости

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

май
28-я

56

29-я

57
58

30-я

59

31-я

61

Закрепление. Совершенствовать навык
чтения.
Закрепление. Совершенствовать навык
чтения.
Итоговая диагностика

июнь
32-я

62

Алфавит. Открытое занятие.

60

13

2.5. Содержание дополнительной образовательной программы
Неде
ля

Образо
ватель
ная
деятель
ность

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

октябрь
1-я

1
2

2-я

3

4

5
3-я

6

Первичная
диагностика
Изучение
развития
фонематического
слуха и речевого
внимания
Изучение
самостоятельного
проведения
детьми звукового
анализа
Вычленение
ударного слога и
ударного гласного
звука
Знакомство с
предложением

Закрепление
знаний о слове и
предложении

Знакомство со
слогом

Закрепление
знаний о слоге

«Звук»
«Буква»
«Слово»
«Слог»

Дать понятие «Буква»,
«Звук»; гласный,
согласный (твердый,
мягкий);
умение делить слова на
слоги; умение чисто
произносить звуки с
помощью артикуляции
Знакомство с понятием
«Предложение»
Деление предложения
на слова

Познакомить детей с
понятием «слог», а
также с разными
способами деления
слов на слоги, со
схемой слов и слогов.
Обучать детей навыку
составления слов из
слогов, умению
разбирать слова из 2-3
открытых слогов.
Звуковой анализ
слогов. Деление слов на
слоги, определение

Игра «Стучалочка». Выполнение
упражнений в индивидуальных
тетрадях: «Найди буквы»,
«Сколько букв спряталось»,
«Зачеркни неправильную букву».

Беседа об осени, её признаках.
Работа с условно-графической
схемой слова
Звуковой диктант.
Игра «Угадай слово по первым
звукам»
Работа над предложением

Вспоминаем правила чтения
слогов: первую букву тянуть, не
разрывать дорожку. Повторяем
графический образ изученных
букв (загадки про буквы).
Понятие «предложение».
Игровое задание « Угадайте
слово по его описанию»).
Пособие «Разрезные картинки слова»
Сказка «Маша и три медведя»
«Волшебный мешочек»

Упражнение «Части и целое»
Игра: «Рассели животных по
домам»
14

4-я

7

Знакомство с
односложными
словами

8

Дифференциация
гласных звуков от
согласных

9

Звуки гласные и
согласные
(повторение)

слогов в словах.
Формировать умение
слышать, четко и ясно
произносить
чистоговорку.
Помочь детям осознать
рифму и подбирать
рифму (текст по рифме
должен быть
согласован со слогами)
Познакомить детей с
односложными
словами
Учить детей
анализировать гласные
звуки от согласных.
Дать понятие основных
характеристик звуков
по степени участия
голоса, преград, по
длительности и
краткости
произношения. Учить
производить звуковой
анализ слова. Развивать
слуховое внимание,
фонематический звук.

Игровое упражнение «Послушай
и скажи»
Игровое упражнение «Подели
слова на части» (хлопками,
шагами, поднеся руку к
подбородку)
Игра с мячом «Доскажи
словечко»
Знакомство с односложными
словами (самостоятельная работа
детей с картинками)
Грамматическая сказка
Звуковые схемы.
Игра «Светофор»
Работа в тетради
Графический диктант
«Шифровка»
Игра «Волшебный мешочек»

ноябрь
5-я

10

6-я

11

12

Гласный звук А,
буква А
Учить составлять
предложения о
действиях
игрушки из двух
слов
Гласный звук Я,
буква Я
Правила
написания Я
после мягких
согласных звуков
Гласный звук О и

Деление звуков на
гласные и согласные;
распознавание звуков
на слух Классификация
птиц (дикие –
домашние)
Понятие «буква».
Знакомство с буквой А
Звуковой диктант с
помощью символов и
букв

Д/и «Загадки и отгадки», «Найди
и обведи», «Кто внимательный»,
«Звуковая цепочка». «Определи
место звука в слове», «Чей
голосок?»

Понятие «буква».
Знакомство с буквами
Я
Звуковой диктант с
помощью символов и
букв

Д/и «Загадки и отгадки», «Найди
и обведи», «Кто внимательный»,
;Волшебный мешочек»,
«Определи место звука в слове»

Знакомство с буквами
О

Д/и « Найди и обведи, «Кто
внимательный», «Определи

Д/и «Загадки и отгадки», «Найди
и обведи», «Кто внимательный»,
«Волшебный мешочек»,
«Определи место звука в слове»

15

Звуковой диктант с
помощью символов и
букв
Слитное чтение
гласных
Знакомство с буквой Ё
Звуковой диктант с
помощью символов и
букв
Слитное чтение
гласных
Буква Ё И её
обозначение
Звуковой диктант с
помощью символов и
букв
Слитное чтение
гласных
Знакомство с буквами
У
Зрительное узнавание
изученных букв.
Определение места
звуков О,А в слове.
Печатание букв У.
Знакомство с буквами
Ю
Зрительное узнавание
изученных букв.
Печатание буквы Ю.
Составление рассказа
по сюжетной картинке
«На рыбалке»

место звука в слове»

Гласный звук и
буква Э
Учить детей
словоизменению

Знакомство с буквой Э.
Печатание букв Э
Выборочный диктант.

Д/и «Подскажи словечко», «Нука, буква, отзовись», «Загадки,
предметы», «Чего не стало?»
Упражнение «Пишем букву Э»

Гласный звук и
буква Е
Буква Е может
обозначать два
звука ЙЭ
Учить детей
словоизменению

Знакомство с буквой Е.
Печатание букв Е.
Выборочный диктант.
Беседа о насекомых.

Д/и «Подскажи словечко», «Нука, буква, отзовись», «Загадки,
предметы», «Чего не стало?»
Упражнение «Пишем буквы Е»

Знакомство с буквой И
и её условным
обозначением –
красный квадрат.
Место звуков И в
слове.

Д/и «Подскажи словечко», «Нука, буква, отзовись», «Закончи
предложение», «Кто как
двигается?» «У кого что?»

буква О

7-я

13

14

8-я

Познакомить с
гласной Ё
Буква Ё может
обозначать звук
«О»

Буква Ё может
обозначать звук
ЙО

15
Гласный звук и
буква У

16

Гласный звук и
буква Ю
Правила
написания Ю
после мягких
согласных звуков

Д/и « Найди и обведи, «Кто
внимательный», «Определи
место звука в слове»

Д/и « Найди и обведи, «Кто
внимательный», «Определи
место звука в слове»

Д/и « Найди и обведи, «Кто
внимательный», «Определи
место звука в слове», «Соедини
правильно».

Д/и « Найди и обведи, «Кто
внимательный», «Определи
место звука в слове», «Соедини
правильно». Рассказ по
сюжетной картинке «На
рыбалке»

декабрь
9-я

17

18

10-я

19

Гласный звук и
буква И
Учить детей
словоизменению

16

11-я

20

Гласный звук и
буква Ы

21

Правила
написания
гласных букв
Закрепление
знаний о гласных
звуках и буквах

22
Твёрдые и мягкие
звуки [с] [с`].
Буква С

12-я

23

24

Звуки [с] [с`].
Буква С. Слог –
слияние

Звуки [с] [с`].
Буква С

Знакомство с буквой Ы
и её условным
обозначением –
красный квадрат.
Место звука Ы в слове.
Закрепление понятия
«гласные звуки»
Чтение гласных букв.
Заучивание
стихотворения,
запоминание парных
гласных. Печатание
букв
Знакомство со звуками
С, Сь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Условное обозначение
согласных звуков:
твёрдые согласные синий квадрат, мягкие
– зелёный квадрат.
Знакомство с буквой С.
Печатание буквы.
Знакомство с понятием
«слог-слияние», схемой
слога-слияния.
составление звуковых
схем слов.
Классификация «овощи
– фрукты»
Слоги с буквами
Я,Ё,Ю,Е,И.
Смягчающая роль
гласных.

Д/и «Подскажи словечко», «Нука, буква, отзовись», «Закончи
предложение», «Кто как
двигается?» «У кого что?»

Знакомство со звуками
М, Мь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой М.
Слоги буквами
А,О,У,Ы,Э. Чтение
слогов.
Классификация
животных (дикиедомашние).
Знакомство со звуками
Х, Хь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Х.
Деление слов на слоги.
Ударение, ударный
слог, ударная гласная.

Д/и «Определи место звука в
слове», «Подбери к слову
схему», «Звуковички». Чтение
слогов.
«Кто где живёт?» (дикие и
домашние животные)

Д/И «Кто в каком домике
живёт?», «Кто больше», «Закрась
правильно», «Подскажи
словечко»

Д/и «Назови детей ласково»,
«Определи место звука в слове»,
«Съедобное – несъедобное».
Упражнение «Пишем букву С»

Д/и «Четвёртый лишний», «Чего
не стало?» «Соедини правильно»,
«Допиши нужную букву»,
«Сигнальщики»

Д/и «Слоговые домики» ,
«Соедини правильно»,
«Допиши гласные буквы

январь
13-я

25
Звуки [м] [м`].
Буква М. Деление
слов на слоги

26

Звуки [х] [х`].
Буква Х.
Ударение

Д/и «Скажи наоборот»,
«Определи место звука в слове»,
«Повтори, не ошибись!»
Упражнение «Пишем букву Х»

17

14-я

27

Звуки [н] [н`].
Буква Н.
Предложение.
Прописная буква

28

Звуки [р] [р`].
Буква Р

15-я

Печатание буквы,
чтение слов
Знакомство со звуками
Н, Нь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Н.
Печатание буквы,
чтение слов.
Знакомство с
предложением.
Знакомство с условным
обозначением
предложения.
Ударение, ударный
слог, ударная гласная.
Знакомство со звуками
Р, Рь как твёрдыми и
мягкими
согласными.Знакомство
с буквой Р. Печатание
буквы, чтение слов.
Ударение, ударный
слог, ударная гласная.
Схема предложени

Д/и «Животные-великаны»,
«Подскажи словечко», «Слова и
слог», «Определи место звука в
слове».
Упражнение «Пишем букву Н»

Д/и «Огород», «Подскажи
словечко», «Слова и слог»,
«Определи место звука в слове»,
«Звук заблудился»
Упражнение «Пишем букву Р»,
слоговой диктант

Д/и «Четвёртый лишний»»,
«Бывает-не бывает», «Подскажи
словечко», «Слова и слог»,
«Определи место звука в слове».
Упражнение «Пишем букву Л»,
«Составь схему предложения»

Звуки [л] [л`].
Буква Л.
Предлоги

Знакомство со звуками
Л, Ль как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Л.
Печатание буквы,
чтение слов. Ударение,
ударный слог, ударная
гласная. Схема
предложения.
Пополнение словаря по
теме «Птицы».
Предлог, условное
обозначение в схеме
предложения.

Звуки [з] [з`].
Буква З

Знакомство со звуками
З, Зь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой З.
Печатание буквы, слов.
Предлог, условное
обозначение в схеме
предложения

Д/и «Загадки и отгадки», «Слова
и слог», «Определи место звука в
слове», «Повтори, не ошибись!»
Упражнение «Пишем букву З»,
«Составь схему предложения»,
«Найди маленькое слово»

29

30

18

февраль
16-я

31

Согласные буквы
(закрепление)

Согласные буквы С, М,
X, Н, Р, Л, 3. Звуковой
анализ слов, деление
слов на слоги,
постановка ударения

Упражнения «Подбери слово к
схеме», «Волшебный мешочек»,
«Определи место звука в слове»,
«Составь схему», слоговой
диктант

Звуки [в] [в`].
Буква В

Знакомство со звуками
В, Вь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой В.
Печатание буквы, слов.
Пересказ рассказа по
сюжетным картинкам

Упражнения «Подбери слово к
схеме», «Определи место звука в
слове», «Составь схему»,
«Подбери нужный предлог»,
«Перескажи», слоговой диктант

Звуки [ф] [ф`].
Буква Ф

Знакомство со звуками
Ф, Фь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Ф.
Печатание буквы, слов.
Деление слов на слоги.
Ударение. Уточнение
знаний о профессиях

Д/и «Кем быть?», «Хорошоплохо», «Подскажи словечко»,
«Слова и слог», «Определи место
звука в слове». Чтение текста
«Армия»
Упражнение «Пишем букву Ф»,
«Составь схему предложения»

Звуки [г] [г`].
Буква Г

Знакомство со звуками
Г, Гь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Г.
Печатание буквы, слов.
Звуковой анализ слов,
деление слов на слоги,
постановка ударения.
Схема предложения.

Д/и «Подскажи словечко»,
«Слова и слог», «Звуковая
цепочка», «Определи место звука
в слове», «Один – много»
Упражнение «Пишем букву Г»,
чтение рассказа «Гуси», «Запиши
предложение знаками»

Звуки [к] [к`].
Буква К

Знакомство со звуками
К, Кь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой К.
Печатание буквы, слов.
Обобщение знаний о
космосе

Д/и «Что ты знаешь о космосе?»,
«Бывает-не бывает», «Подскажи
словечко», «Определи место
звука в слове», «Новое слово».
Чтение текста «В сквере»
Упражнение «Пишем букву К»,
«Составь схему предложения»

Звуки [б] [б`].
Буква Б

Знакомство со звуками
Б, Бь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой З.
Слоговой способ
чтения. Образование

Д/и «Магазин», «Отгадай по
описанию», «Новое слово»,
«Определи место звука в слове»,
«Новое слово». Чтение текста
«Белка»
Упражнение «Пишем букву Б»,
«Составь схему предложения»

32

17-я

33

34

18-я

35

36

19

слов при помощи
приставок. Печатание
буквы, слов.
Расширение знаний о
хлебобулочных
изделиях.
19-я

37
Звуки [п] [п`].
Буква П

38
Звуки [д] [д`].
Буква Д

Знакомство со звуками
П, Пь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой П.
Печатание буквы, слов.
Звуковой анализ слов.
Пересказ текста по
вопросам
Знакомство со звуками
Д, Дь как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Д.
Печатание буквы, слов.
Схема предложения.
Знак вопроса в конце
предложения. Словаантонимы.

Д/и «Загадки и отгадки», ,
«Определи место звуков в
слове», «Синий-зелёный»
Упражнение «Пишем букву П»,
чтение и пересказ рассказа
«Кнопка и Полкан
Д/и «Узнай, кто где живёт»,
«Определи место звуков в
слове», «Скажи наоборот»,
«Дополни слово»
Упражнение «Пишем букву Д»,
чтение и пересказ рассказа
«Мама и Дима»

март
20-я

39

40

21-я

41

Знакомство со звуками
Т, Ть как твёрдыми и
мягкими согласными.
Знакомство с буквой Т.
Деление слов на слоги.
Звуки [т] [т`].
Ударение. Слова,
Буква Т
отличающиеся одним
звуком. Чтение текста
по ролям. Печатание
буквы, слов. Уточнение
знаний по теме
«Мебель».
Знакомство со звуком
Ж как твёрдым
согласным. Знакомство
с буквой Ж. . Схема
предложения с двумя
Звук [ж]. Буква Ж предлогами. Чтение
текста по цепочке.
Правописание
географических
названий. Печатание
буквы, слов.
Знакомство со звуком
Звук [ш]. Буква Ш Ш как твёрдым
согласным. Знакомство
с буквой Ш. Деление

Д/и «Четвёртый лишний»,
«Звуковая корзинка », «Слова и
слог», «Слоговые домики»,
«Определи место звука в слове».
Упражнение «Пишем букву Т»,
«Составь схему предложения».
Чтение по ролям рассказа
«Комнатные растения»

Д/и «Подскажи словечко»,
«Предмет, слово и схема»,
«Слоговые домики», «Определи
место звука в слове». Чтение
текста «На море».
Упражнение «Пишем букву Ж»,
«Составь схему предложения».

Д/и «Четвёртый лишний»,
«Загадки и отгадки», «Слушай
хлопки», «Определи место
звуков в слове», «Слоговые
20

42

Парные
согласные звуки
(закрепление)

22-я

43

Звуки [ш] [ж].
Буквы Ш, Ж.
Сочетания жи,
ши, же, ше

44

Звук [ц]. Буква Ц

23-я

45
Звук [й]. Буква Й

46
Звук [ч]. Буква Ч.
Сочетания ча, чу

слов на слоги.
Ударение. Звуковой
анализ слов. Печатание
буквы, слов. Чтение
текста «На горке».
Уточнение знаний по
теме «Одежда».
Парные согласные.
Звонкие и глухие
согласные. Деление
слов на слоги.
Ударение. . Слова,
отличающиеся одним
звуком. Звуковой
анализ слов. Слоговой
диктант. Схема
предложения.
Выразительное чтение
текста. Уточнение
знаний по теме
«Домашние животные»
Правописание слогов
ШИ, ЖИ, ШЕ, ЖЕ.
Выразительное и
осознанное чтение
текста.
Знакомство со звуком
Ц как твёрдым
согласным. Знакомство
с буквой Ц. Печатание
буквы, слов. Звуковой
анализ слов.
Составление схемы
предложения.
Выразительное и
осознанное чтение
текста, его пересказ по
частям.
Знакомство со звуком
Й как мягким
согласным. Знакомство
с буквой Й. Печатание
буквы, слов.

домики».
Упражнение «Пишем букву Ш»,
чтение рассказа «На горке».

Упражнения «Составь словечко»,
«Парочки», «Определи место
звуков в слове», «Как тебя
зовут?», «Что общего?»,
«Слоговые домики», «Допиши
парную согласную букву»,
чтение предложений с разной
интонацией. Составление
предложений по заданной схеме.

Д/и «Один - много», «Слова и
слоги», «Слоговые домики»,
«Определи место звука в слове»,
«Соедини слово и букву».
Чтение рассказа
Д/и «Измени слово», «Напиши
кружочками»,
««Слоговые домики», «Определи
место звука в слове». Чтение
рассказа «В зоопарке» и его
пересказ по частям

Д/и ««Слоговые домики»,
«Определи место звука в слове»,
«Раскрась нужным цветом»,
«Буква потерялась», «Кто в
домике живёт?» Выразительное
чтение стихотворения
«Светофор» .
Знакомство со звуком Ч Д/и «Подскажи словечко»,
как мягким
«Соедини правильно»,
согласным. Знакомство «Слоговые домики» «Определи
с буквой Ч.
место звука в слове»», «Подбери
Правописание слогов
схему к слову». Выразительное
ЧА, ЧУ. Печатание
чтение стихотворения «Азбука»
буквы, слов.
Выразительное и
21

осознанное чтение
текста
апрель
24-я

47

48

25-я

49

50

26-я

51

52

Звук [щ]. Буква
Щ. Сочетания ща,
щу

Знакомство со звуком
Щ как мягким
согласным. Знакомство
с буквой Щ.
Правописание слогов
ЩА, ЩУ. Печатание
буквы, слов.
Выразительное и
осознанное чтение
текста
Буквы,
Закрепление знаний об
обозначающие
изученных звуках
твердые
Ш,Ж,Ц , обозначающих
согласные звуки.
всегда твёрдые
согласные звуки
Деление слов на слоги.
Ударение. Звуковой
анализ слов. Границы
предложения.
Буквы,
Ч,Щ,Й, обозначающих
обозначающие
всегда мягкие
мягкие согласные согласные звуки.
звуки
Деление слов на слоги.
(закрепление)
Ударение. Звуковой
анализ слов. Границы
предложения.
Гласные буквы Я, Обозначение буквами
Ю, Е, Ё,
Я, Ю, Е, Ё двух звуков
обозначающие два в начале слова и после
звука
гласной.
Звукобуквенный
анализ.
Буква Ь –
Знакомство с буквой Ь,
показатель
не обозначающей
мягкости
звука, и её
согласных звуков смягчающей функцией.
Звукобуквенный
анализ. Печатание
буквы, слов
Разделительный
Знакомство с буквой Ь
мягкий знак
и её разделительной
функцией.
Звукобуквенный
анализ. Печатание
буквы, слов
Выразительное и
осознанное чтение
текста

Д/и «Подскажи словечко»,
«Соедини правильно»,
«Слоговые домики» «Определи
место звука в слове»», «Подбери
схему к слову». Выразительное
чтение стихотворения «Щука»

Разделительный

Упражнения «Слова, слоги»,

Знакомство с буквой Ъ,

Упражнения Д/и «Подскажи
словечко», «Соедини
правильно», «Слоговые домики»
«Определи звук в слове»»,
«Найди предложение», «Допиши
гласные», «Заколдованные
слова»
Упражнения Д/и «Подскажи
словечко», «Соедини
правильно», «Слоговые домики»
«Определи звук в слове»»,
«Найди предложение», «Допиши
гласные», «Заколдованные
слова»
Упражнения «Подчеркни первые
буквы в словах», «Сколько в
слове звуков и букв?»,
«Определи место звука в слове»,
«Найди правильный ответ»,
«Придумай слово»
Упражнения «Допиши нужную
гласную букву»,
«Буква потерялась», «Слово,
схема», «Сколько в слове звуков
и букв?», «Раздели слово на
слоги»
Упражнения «Сравни слова»,
«Буква потерялась», «Слово,
схема», «Сколько в слове звуков
и букв?», «Раздели слово на
слоги» Чтение рассказа «Весна».
Печатание буквы, слов

22

27-я

53

54

твёрдый знак

не обозначающей
звука.
Звукобуквенный
анализ. Печатание
буквы, слов
Выразительное и
осознанное чтение
текста

«Найди слово». Печатание
буквы, слов.
Чтение рассказа «На стройке».

Закрепление
знаний об
изученных
гласных и
согласных звуках

Закреплять знания о
гласных и согласных
звуках; поддерживать
умения детей
определять первый и
последний звук в
слове; закреплять умен
ие делить слова на
слоги.

Игра «Цепочка слов»
Отгадывание загадок. Составь
слово по первым звукам в слове.
Деление слов на слоги.
Игра: «Определи букву на
ощупь»

Работа детскими
книгами

Ознакомление
с историей развития
книги и письменности
Познакомить детей с
созданием книги, её
строением.
Познакомить детей с
понятиями «обложка»,
«страницы»,
«иллюстрация».
Подвести детей к
пониманию того, что
книга - основной
источник получения
знаний.

Отгадывание названий сказок
Правила обращения с книгой

май
28-я

55

56

29-я
57
58

Классификация
известных и
неизвестных букв
на стеллажах с
книгами
Чтение названий
известных
детских авторов
Работа
по Обучение связному,
сюжетным
последовательному
картинкам
изложению событий по
серии сюжетных
картинок.
Учить передавать
сюжет, заложенный в
серии картинок.
Развивать способность
самостоятельно
придумывать события

Игра «что было сначала, что
потом?» Чтение рассказов о
временах года.

23

30-я

59

60

31-я

61

Закрепление.
Закрепление навыка
Совершенствовать чтения слогов, слов,
навык чтения.
предложений с
пройденными буквами.
Совершенствование нав
ыков звукового и
слогового анализа и
синтеза предложений.

Закрепление.
Систематизировать
Совершенствовать знания детей по
навык чтения.
изученному материалу.
Работа с текстом

Упражнения на отчетливое
произнесение слов. Чтение
текстов. Задания на понимание
смысла прочитанного, умение
ориентироваться на странице
книги.
Вспоминаем правила чтения
слогов: первую букву тянуть, не
разрывать дорожку.
Игра: «Слоговая змейка»
Игра «Найди букву».
«Выложи букву»
Работа с «чудесным домиком».
Чтение текстов
Повторяем графический образ
изученных букв (загадки про
буквы).

Итоговая
диагностика

июнь
32-я

62

Алфавит.
Итоговое занятие.

Знакомство детей с
алфавитом. Различие
гласных и согласных
звуков. Деление слов
на слоги. Чтение
текстов. Графический
диктант

Д/и «Необычный дом»,
Подскажи словечко».
Упражнения «Допиши гласные и
прочитай слова», «Допиши
согласные и прочитай слова».
Чтение стихотворений. «Составь
и запиши предложение».
Графический диктант.

24

III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной
общеобразовательной программы МБДОУ. Деятельность проходит в помещении логопедического
кабинета.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько
программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго
продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый
материал

излагается

довольно

подробно,

составлен

в

игровой

форме.

Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и
расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Особое внимание уделяется

подбору материала для занятий, игровых приемов и

дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести-семи лет.
Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка
по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их
возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети

действуют с материалами самостоятельно, в

свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир.
Активной формой поощрения детей в организованной деятельности служит одобрение их
действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный
подход к ребенку и установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого
потенциала. В решении проблемной ситуации, педагог не навязывают своего мнения детям, а
участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого ребёнка к
самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих
мыслей и идей.
Одним из условий эффективности данной системы по обучению чтению детей пяти-семи
лет является активная помощь родителей.

25

3.2. Схема организации занятия
№

Структурный компонент

Время, отведенное на
данный вид деятельности
1
Организационный момент
1 мин
2
Введение в занятие, обозначение темы
1 мин
3
Знакомство с новым материалом или повторение 5 мин
пройденного
4
Речевые игры
5 мин
5
Физкультурная минутка
1 мин
6
Чтение, пересказ, работа со схемами
7 мин
7
Графические задания
5 мин
8
Игры на смекалку и сообразительность
3 мин
9
Подведение итогов
2 мин
Итоговое время занятия
30 мин
3.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей
дошкольного возраста.
3.4. Материально-техническое обеспечение
Перечень дидактических материалов:
1. Магнитная азбука;
2. Рабочие альбомы к пособию О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся
читать»;
3. Фланелеграф;
4. Наглядность: таблицы, схемы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
5. Картотека «На что похожа буква»;
6. Буквенный конструктор;
7. Материал, для закрепления образа буквы: счетные палочки, бусы, подносы с манкой;
8. Карточки для индивидуального чтения;
9. Настольные игры и упражнения: «Живая азбука», «Запоминалка», пазлы «Составь слово»,
ребусы.

26

3.5. Методические материалы и средства обучения
а) Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса
1. Климанова Л.Ф. Читалочка. Дидактический материал для 1 класса - М.: Просвещение, 2010
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и
конспекты занятий с детьми 5-7 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2011
3. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Звукарик: третья ступенька: закрепляем навыки чтения и
грамотного письма (для детей 5 – 7 лет) – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011
4. Фотекова Т.Д., Ахутина Т.В.Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. Методическое пособие – М.: Айрис –
пресс, 2007
5. Хамидулина Р.М.. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий – М:
Издательство «Экзамен», 2009
6. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение для дошкольников - Феникс-Премьер, 2012
7. Швайко Г. С.Игры и игровые упражнения для развития речи : Кн. для воспитателя дет.
сада: Из опыта работы; Под ред. В. В. Гербовой, 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988
8. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать!: Обучение дошкольников чтению: Программаконспект - СПб. Детство-пресс, 1999
б) Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для
5-7 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Звукарик: третья ступенька: закрепляем навыки чтения и
грамотного письма (для детей 5 – 7 лет) – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011
3. Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки в трёх частях
(для детей 5 – 7 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009
4. Киселёва Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и
графических навыков у детей 4-6 лет. выпуск 2. – М: Издательство «Книголюб», 2009
5. Аликина Т.Н., Буйко В.И. Серия «Звуковые раскраски с чистоговорками (для детей 3-7
лет). - Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».