- Устав МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка». В ДОО применяется комплекснотематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает
объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой
темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события,
реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что
немаловажно, реализация комплексно-тематического принципа тесно взаимосвязана
с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей.
Образовательный процесс в ДОО организован в форме тематических недель и тематических
образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс
различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные
виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных
областей.
В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность
по четырем блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей
в процессе специально организованных занятий.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия
по направлениям:
«Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое
развитие»),
«Ребенок и социальный мир» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»),
«Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными
областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»),
«Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей
конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое
развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми
образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия
по направлениям:
«Развитие речи»,
«Воспитание любви и интереса к художественному слову».
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям:
«Музыка»,
«Рисование»,
«Лепка»,
«Аппликация»,
«Конструирование (творческое
конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги)».
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДОО проводятся занятия
по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации
иных образовательных областей включаются динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей
вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных
форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную,
дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную
деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми
художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы,
викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке.
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации
содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации
с семьей.
Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении
образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными
областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии
«Ребенок и окружающий мир».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная,
игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная,
восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую
реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как
в форме специально организованных занятий – по развитию речи, развитию элементарных
математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке
и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей
вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации,
мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании
и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок).
Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие,
воспитательные и развивающие. По каждой группе целей формируем сначала общие цели
в соответствии со Стандартом дошкольного образования), а затем дополняем их целями
дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий,
которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для
самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения
группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие
рекомендации воспитателю по организации детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы
(IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов
по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно
из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может
реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации»1. Именно учет
указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный
процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником
образовательного процесса.
1
Пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования.
В Учебном плане мы представляем названия тематических недель для всех возрастных групп
детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного
возраста (старшая и подготовительная к школе группы).
Группа раннего возраста (дети в возрасте от 1 до 2 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Детский сад
Наша группа
Наши игрушки
Наш участок
Октябрь
Осень. Наш участок осенью
Человек. Части тела
Взрослые в детском саду
Наши книги
Ноябрь
Опасные предметы
Мои любимые игры и
игрушки
Моя семья
Разноцветная неделя
Декабрь
Зима. Наш участок зимой
Зимняя погода
Елочка-красавица, детям
очень нравится
Новогодний праздник
Зимние игры и забавы
Народная игрушка
Дом и что есть в нем
Месяц
Январь
Февраль
Посуда. Накрываем на стол
Продукты питания
Предметы мебели
Предметы одежды
Март
Мамин день
Предметы обуви
Профессии
Неделя детской книги
Апрель
Весна. Наш участок весной
Животные
Птицы
Человек. Части тела
Май
Цветы
В гостях у сказки
Рыбы
Скоро лето
Июнь
Играем с водой и песком.
Мой дом
Неделя здоровья
Транспорт
Июль
Разноцветная неделя
Деревья
Ягоды и фрукты
Насекомые: В гостях у мухицокотухи
Август
Одежда и обувь
Овощи
Домашние животные
Любимые сказки
Группа раннего возраста (дети в возрасте от 2 до 3 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Детский сад
Наша группа
Наши игрушки
Наш участок
Октябрь
Осень. Наш участок осенью
Человек. Части тела
Взрослые в детском саду
Наши книги
Ноябрь
Опасные предметы
Мои любимые игры и
игрушки
Моя семья
Разноцветная неделя
Декабрь
Зима. Наш участок зимой
Зимняя погода
Елочка-красавица, детям
очень нравится
Новогодний праздник
Зимние игры и забавы
Народная игрушка
Дом и что есть в нем
Месяц
Январь
Февраль
Посуда. Накрываем на стол
Продукты питания
Предметы мебели
Предметы одежды
Март
Мамин день
Предметы обуви
Профессии
Неделя детской книги
Апрель
Весна. Наш участок весной
Животные
Птицы
Человек. Части тела
Май
Цветы
В гостях у сказки
Рыбы
Скоро лето
Июнь
Играем с водой и песком.
Мой дом
Неделя здоровья
Транспорт
Июль
Разноцветная неделя
Деревья
Ягоды и фрукты
Насекомые: В гостях у мухицокотухи
Август
Одежда и обувь
Овощи
Домашние животные
Любимые сказки
Младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Мы пришли в детский сад.
Давайте познакомимся
Наши игрушки в детском саду
Наша группа
Наш участок
Октябрь
Наши взрослые помощники в
детском саду
Малыши на осенней прогулке
Мы играем вместе: наши игры
и игрушки
Наша любимая еда: овощи и
фрукты
Ноябрь
Наша любимая еда: молоко и
молочные продукты
День и ночь – сутки прочь
Домашние животные
Кто живет в лесу
Декабрь
Зоопарк
Пришла зима
Кто как к зиме приготовился
(изготовление кормушек)
Скоро праздник - Новый год!
Зимние забавы
Предметы вокруг нас: посуда
Предметы вокруг нас: мебель
Месяц
Январь
Февраль
Наша одежда
Наша обувь
Профессии
Ай да Масленица!
Март
Мамин праздник
Домашний труд
Наш дом
Наша семья
Апрель
Весна
Город и село
Весной в деревне
Весна в городе. Подарки
весны
Май
Наш календарь: будни и
праздники
Наши книги
Опасные предметы
Скоро лето!
Июнь
Безопасное поведение в
природе
Безопасность на воде
Наблюдаем за насекомыми
Безопасность дорожного
движения
Июль
Собираемся в путешествие
Любимые сказки
Народные игрушки
Растения на участке детского
сада
Август
Неделя здоровья
Птицы в городе
Неделя экспериментирования
Мы любим спорт
Средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Здравствуй, детский сад!
Правила и безопасность
дорожного движения
Свойства воздуха
Сезонные изменения в
природе: Осень золотая
Октябрь
Овощи
Ягоды и фрукты
Деревья
Среда обитания: Кто где живет
Ноябрь
Дикие звери и птицы
Домашние животные и
питомцы
Дом, в котором я живу
Инфраструктура ближайшего
окружения: мой дом. Мебель
Декабрь
Сезонные изменения в
природе: Зимушка-зима
Растения и животные уголка
природы
Игрушки (из чего сделаны
новогодние игрушки)
Любимый праздник – Новый
год
Зимние забавы.
Неделя здоровья
Мебель
Транспорт
Инструменты
День защитника Отечества
Месяц
Январь
Февраль
Профессии
Март
Международный женский день Посуда
Бытовая техника
Неделя детской книги
Апрель
Сезонные изменения в
природе: Весна
Домашние животные
Инфраструктура ближайшего
окружения: В магазине (в
супермаркете)
Неделя пожарной
безопасности
Май
Праздники и будни
Инфраструктура ближайшего
окружения: Моя улица
Что такое время
Безопасное поведение в
природе
Июнь
Сезонные изменения в
природе: Встречаем лето
Свойства воды
Безопасное поведение у воды
Комнатные растения
Июль
Достопримечательности
родного города (села)
Одежда и обувь
Дома и здания
Разнообразие животных
Август
Свойства природных
материалов
Декоративные растения
Что за чудо эти сказки
Что такое дружба
Старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет)
Неделя
Месяц
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
5-я неделя
ТН «Деревья»
ТН «Природные
сообщества: лес»
Пофессии: воспитатель,
мл.воспитателя,
музыкальный работник
ТН «Дикие животные
средней полосы России»
Домашние животные и их детенышей; домашние
птицы
ТН «Золотая осень»
Сентябрь
Октябрь
Овощи-Фрукты
Одежда, обувь,
головные уборы
Труд осенью в поле, в
саду
Родина: домашний
адрес, наш город
Лесной, интересные
места города.
ТН «Рукотворный мир»
Ноябрь
Декабрь
«Из истории одежды,
обуви, головных
уборов»
День матери
ТН «Народные
ТОП «Явления природы.
праздники на Руси.
Части суток»
Русский фольклор»
Посуда. Продукты
питания
«Из истории посуды и
столовых приборов»
Мебель
ТОП «Общий праздник
– Новый год!»
ТОП «Времена года:
Зима»
Средства коммуникации
Январь
ТОП «Зимние игры и
забавы»
ТН «Мы живем в
России»
ТН «Мой родной край»
ТН «Явления
общественной жизни:
Праздники»
ТН «День защитника
Отечества»
ТОП «Народные
праздники. Масленица»
Спорт, спортсмены
Февраль
ТН «Телевидение»
ТН «Детям об огне и
пожаре»
Март
ТОП «Мамы всякие
нужны. Мамы разные
важны»
ТН «Что нам стоит дом
построить»
Апрель
ТН «Ранняя весна»
Май
Июнь
ТН «Рукотворный мир: Транспорт»
«Наземный транспорт»
«Водный транспорт»
«Воздушный транспорт»
ТН «Покорение
космоса»
ТН «Вода»
ТОП «Инструменты и
материалы»
ТН «Цветущая весна»
ТН «День Победы»
ТН «Травы»
ТН «Насекомые»
ТН «Перелетные
птицы»
День защиты детей.
ТОП «Я – ребенок! И я
имею право!»
ТОП «Пушкинский день
России»
ТОП «Природные
сообщества: Водоем»
ТОП «Лето красное
пришло!»
ТН «Неживая природа:
горные породы и
минералы»
«Веселый Городец»
Тематический образовательный проект «Народные промыслы России»
Июль
Август
«Веселая Дымка»
«Сине-голубая Гжель»
«Золотая Хохлома»
«Русская игрушка»
«Кружево и вышивка»
ТОП «Ярмарка
народных мастеров»
ТОП «Любимые книги»
ТОП «Школа здоровья»
Подготовительная к школе группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
5-я неделя
Сентябрь
Ранняя, поздняя осень,
признаки.
ТН «Золотая осень»
ТОП «Деревья – наши
друзья»
ТОП «Плоды осени:
Овощи. Фрукты. Грибы»
Школа, учитель
Октябрь
ТОП «Домашние и дикие
животные»
ТН «Мой край родной»
ТН «Мы живем в России»
ТН «Москва – столица
нашей Родины»
Одежда, обувь,
головные уборы
Ноябрь
Родина: Россия, наш город Лесной, столица - Москва,
повторить домашний адрес.
Екатеринбург
Месяц
Декабрь
ТН «Зима»
Январь
Февраль
ТОП «По реке времени:
путешествие из прошлого в
будущее»
ТН «Рукотворный мир»
Посуда. Продукты
питания
Профессии: швея (портниЧасти суток
ха), повар, продавец, врач
День матери
ТН «Русские обычаи –
взаимопомощь и
гостеприимство»
ТН «Народные праздники
на Руси. Русский
фольклор»
Зимующие птицы
ТОП «Зимние игры и
забавы»
ТОП «Что из чего и для
чего (о свойствах разных
материалов)»
ТН «Из истории
вещей»
ТН «Детям об огне и
пожаре»
ТОП «День защитника
Отечества»
ТОП «Народные
праздники на Руси.
Масленица»
Служебный
транспорт
Зрение: «Как кошка в
темноте видит»
Обоняние и осязание:
«Чувствовать кожей»
Вкус: «Какого
цвета кислый
вкус?»»
ТОП «Общий праздник
– Новый год!»
ТОП
«Телевидение»
Средства
коммуникации
ТОП «Органы чувств»
Март
ТН «О любимой маме.
Профессии наших мам»
Слух: «Зачем слону
большие уши»
Апрель
ТОП «Земля – наш дом во
Вселенной»
ТН «День
космонавтики»
Май
ТОП «Мир растений»
ТОП «День Победы»
Июнь
День защиты детей. ТОП «Я
– ребенок! И я имею право!»
ТОП «Пушкинский день
России»
Июль
Август
ТОП «Планета Океан:
вода – источник жизни»
ТН «Цветущая весна»
ТОП «По странам и континентам»
Европа
Азия
ТОП «Сказки Пушкина»
ТОП «Школа здоровья»
ТН «Лето
пришло!»
Тематический образовательный проект «Народные промыслы России»
«Сине-голубая Гжель»
«Золотая Хохлома»
«Русская игрушка»
ТОП «Ярмарка народных
мастеров»
ТОП «Любимые книги»
ТОП «Скоро в школу!»
«Кружево и вышивка»
«Веселый Городец»