Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ИГРАЛОЧКА - 2»

Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Игралочка»
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1.Значимые для разработки и реализации ДООП характеристики
1.1.2. Цели и задачи реализации
1.1.3 Основные принципы отбора содержания материала ДООП
1.2. Планируемые результаты освоения
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательно-воспитательной деятельности по достижению планируемых
результатов
2.2. Учебный план
2.3. Мониторинг достижений по познавательно-речевому развитию детей
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методика проведения занятий
3.2. Расписание занятий
3.3. Методическое обеспечение реализации ДООП
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации ДООП

ПАСПОРТ ДООП «Игралочка»
Цель

Развитие познавательно-речевых способностей, психических процессов,
мелкой моторики рук у детейстаршего дошкольного возраста.

Задачи

1. Развитие
произвольного
воображения,
превращение
непосредственного воображения в опосредованное;
2. Развитие произвольного внимания;
3. Развитие умения анализировать, обобщать, выделятьглавное,
делать простые умозаключения.
4. Развитие различных видов памяти (слуховой,зрительной,
двигательной) и ее свойств;
5. Развитие речи дошкольников (обогащение словарного запаса,
развитие связной речи, воспитание звуковой культуры,
формирование грамматического строя и т.д.);
6. Развитие наглядно–действенного, наглядно–образного и логического
мышления;
7. Развитие мелкой моторики руки и в последствии начальных навыков
письма.

Образовательные
области

Познавательное развитие (математические представления, мир природы
и человека), социально-коммуникативноеразвитие, речевое развитие.

Вид

ДООП

Срок
реализации
Возраст

1 год

Количество детей в
группе
Форма организации и
продолжительность
Итоговых мероприятий
Форма организации
итоговых
мероприятий
Методическоеобеспечение

До 10

5-7 лет

Подгрупповая, до 20-30 минут
Занятие
1. Подготовка детей к школе. Программа и методические
рекомендации Е.Н. Лукина
2. Гаврина С.Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь / 6-7. лет. М.:
2017 г.
Гаврина С.Е. Развиваем память. Рабочая тетрадь/ 6-7 лет. М.: 2017 г.
3. Гаврина С.Е. Письмо. Проверяем готовность к школе.ФГОС.
Рабочая тетрадь / 6-7. лет. М.: 2017 г.
4. Дошкольное
обучение
и
воспитание
глазами
психолога. // Психологическая наука и образование, №2, 2005 г.
5. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога.
Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.
6. Рогов Е.И. Настольная
образовании. М.: 1995 г.

книга

практического

психолога

в

7. Савина

Л.П.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.

речи

Ведение
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По
выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На
протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все
психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с
взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных
способностей и творческой активности.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс,
объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного
выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или
основной образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется
стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных
институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет
возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства
ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством
мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия
видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется
разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический,
опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений
(кружок, мастерская, студия, клуб,школа, лаборатория, секция и др.).
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению
ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для
формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем
мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета
или направления деятельности.
Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях
дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность
дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых
программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их
интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с
основными образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы
дополнительного образования дошкольников. Одной из таких программ является программа
«Игралочка», направленная на развитие психических процессов детей, таких как воображение,
внимание, память, мышление, речь.
Психические процессы являются важнейшими психическими функциями человека и ярким
показателем развития ребенка. Становление дошкольной ступени образования как
неотъемлемой и полноправной ступени образовательной системы в целом необходимо для
создания преемственности и реализации идеи развивающего личностно-ориентированного
обучения и воспитания детей.
Программа кружка взаимосвязана с основными документами, определяющими развитие
образовательной и воспитательной системы МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка»
присмотра и оздоровления»:



Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;



«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»
(Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. № 2562);




СанПиН;

«Федеральными
государственными
требованиями
к
структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки
России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства
юстиции РФ);



«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки
России от 20 июля 2011 г. № 2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г
Министерства юстиции РФ).

 Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;



Уставом МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления».

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Алёнушка» присмотра и оздоровления оказывает образовательные услуги в соответствие с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
обеспечивает содержание воспитанников в образовательном учреждении, присмотр и уход
(комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечению
соблюдения личной гигиены и режима дня).
Основными участниками реализации Программы являются: дети 5-7 лет, родители
(законные представители), педагоги.
Программа «Игралочка» направлена на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности [Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, глава 7,статья
64].
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного
внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при
этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с
возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем,что дети впервые
начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных
предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он
перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания –
произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции
речи, которая является «универсальным средством» организации внимания. Речь дает
возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы,
организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на
существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного
периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно
сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности. Напротив, в процессе
интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные
закономерности отличаются и в процессе развития памяти.
Память
в
старшем
дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для
него представляет наибольшийинтерес, оставляет наибольшие впечатления.
Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным
отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним возрастом
относительная роль непроизвольного запоминания у 6-7-летних детей несколько снижается,
вместе с тем прочность запоминания
возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок
в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длинный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие

произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 5
лет, однако значительного развития оно достигается к 6-7 годам. Во многом этому способствует
игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые
сведения является одним из условий достижения успеха.
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7
лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.
Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные
предметы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания:
повторение, смысловое ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения,
связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности,
оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее
положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении
такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает
игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметовзаместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и
постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование
воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение
в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой,
способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого
уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти
попытки и всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность
образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления,
становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием
возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность
существенно повышается к 6-ти годам, в связи с усвоением новых способов умственных
действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними
предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст
представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного
мышления.
Подьяков Н. Н. показал, что в возрасте 5-6 лет интенсивное формирование и развитие
навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств
предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного, т.е. нагляднодейственного мышления, является как бы подготовительным, он способствует накоплению
фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и
понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для
формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления, которое
характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле
представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода
характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядносхематического мышления. Данная форма мышления является основой для образования
логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий,
достаточного уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у
ребенка чувство уверенности в своих силах.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие познавательно-речевых способностей, а также психических
процессов и мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощьюсовместной
игровой
деятельности.
2. Развивать
тактильную
чувствительность
как основу
раскрепощения
сознания детей.
3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление)
речь.
4. Развивать
интерес
ребенка
к экспериментальной
деятельности,
его
любознательность.
Занятия ДООП проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 25 -30 минут.
1.1.3. Основные принципы отбора содержания материала Программы:
Системность: в течение учебного года работа по программе проводитсясистематически, в
определённый день недели.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание
для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченностив процессе занятий.
Личностно - ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и
раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование
таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности
ребенка-дошкольника.








1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Сформированность произвольной деятельности.
Адресно-максимальный уровень развития психических процессов.
Адресно-максимальный
уровень
развития
мелкой
моторики
руки
координации в системе «глаз-рука».
Умение
организовывать
и контролировать
свою
деятельность
соответствии с целью.

и
в

Проявление инициативы и самостоятельности.
Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения,
выражают свои мысли и желания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ДОСТИЖЕНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Программа кружка «Игралочка» включает в себя комплекс упражнений и игр,
направленных на развитие психических процессов (воображение, внимание, память, мышление,
речь, а так же подготовку к письму).

Работа по развитию каждого из психических процессов идет последовательно и по
определенной идентичной схеме. Занятия начинаются с развития воображения и
заканчиваются подготовкой к письму. В начале проходит диагностика развития психических
процессов, затем работа над их улучшением и развитием (с помощью различных упражнений,
игр и методик), и в заключении повторная диагностика, что бы увидеть и продемонстрировать
результаты труда.


Основные направления программы
1.
Развитие мелкой моторики, начальные навыки письма.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, рисование по точкам, различная штриховка,
дорисовка помогают детям уверенно держать карандаши, ручку. Итак, если будут развиваться
пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка.
2.
Развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты,
выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды
анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и
планировать. У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
 дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо
изображения;
 выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
 ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пояснительная записка к учебному плану
В соответствии с п. 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от
15 августа 2013 года №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных
услуг», Устава МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления» и по
запросу родителей (законных представителей) реализуются платные образовательные услуги.
Детский сад оказывает платные образовательные услуги за счет средств физических и
(или) юридических лиц, не предусмотренные установленным муниципальным заданием либо
соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, а также Образовательной
программой, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных
ассигнований.
Платные образовательные услуги предоставляются для детей 5-7 лет 1 раз в неделю во 2-й
половине дня.
Платные образовательные услуги для детей учитывают возрастные и индивидуальные
особенности, обеспечивают формирование и
развитие творческих способностей
воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени
(№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.75, п.1).
Месяц

Цель

Сентябрь Занятие 1

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
Диагностика
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Занятие 2
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Октябрь

Занятие 3

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики. Развитие тонкой моторики

Занятие 4

Развитие зрительной памяти.
Развитиетонкой моторики

Занятие 5

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики

Игровые упражнения
«Что лишнее?»
«Чего не хватает? Дорисуй»
«Что должно быть в пустой
клетке. Дорисуй»
«Дорожка. Накорми животных»
«Посмотри и вспомни»
«Послушай и вспомни»
«Заштрихуй. Грузовик»
«Что лишнее? Назови одним
словом»
«Найди закономерность и
продолжи ряд»
«Найди в каждом ряду лишнюю
фигуру»
«Дорожка к цветам»
«Найди отличия»
«Запомни и нарисуй»
«Заштрихуй. Паровозик»
«Справа и слева»
«Чего не хватает? Дорисуй»
«Магический квадрат»
«Дорога домой»

Занятие 6
Занятие 7

Занятие 8
Занятие 9

Ноябрь

Занятие 10
Занятие 11

Занятие 12
Занятие 13

Декабрь

Занятие 14
Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять
главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Развитие зрительной и слуховой памяти.

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики

«Послушай и вспомни»
«Найди новые фигуры»
«Заштрихуй. Мишки»
«Секретное понятие»
«Сочинители»
«Разбитый треугольник»
«Заштрихуй. Машины»
«Загадка»
«Найди новые фигуры»
«Дорисуй картинку. Море»
«Цветные башенки»
«Чего не хватает? Дорисуй»
«Волшебные квадраты»
«Заштрихуй. Гриб»
«Запомни и нарисуй»
«Отметь, что помнишь»
«Обведи рисунок. Лес»
«Найди закономерность и
продолжи ряд»
«Зайкин букет»
«Обведи фигуры»
«Заштрихуй. Петушок»
«Запомни и нарисуй»
«Сосчитай и вспомни»
«Дорисуй картинку. Ежик»
«Что лишнее в каждом ряду?»
«Что раньше, что потом?»
«Продолжи штриховать фигуру»
«Запомни и нарисуй пару»
«Запомни и нарисуй цифру»
«Обведи рисунок. Лето»
«Расположи разным способом»
«Подбери недостающий кусочек»
«Магический квадрат»
«Заштрихуй. Мышка»
«Послушай и вспомни»
«Зверюшки»
«Нарисуй внутри. Нарисуй
вокруг»
«Что лишнее? Назови одним
словом»
«Магическая фигура»
«Разбитый круг»
«Заштрихуй. Ананас»

Январь

Занятие 18

Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Занятие 19

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Занятие 20

Февраль

Занятие 21

Занятие 22

Март

Занятие 23

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики

Занятие 24

Развитие зрительной и слуховой памяти.

Занятие 25

Занятие 26

Апрель

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Развитие тонкой моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Занятие 27

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики

Занятие 28

Развитие зрительной и слуховой
памяти.Развитие тонкой моторики

Занятие 29

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.
Развитие тонкой моторики

«Бабочки»
«Послушай и вспомни»
«Обведи рисунок. Рыбалка»
«Обведи»
«Соедини»
«Найди в каждом ряду лишнюю
фигуру»
«Заштрихуй. Звезда»
«Нарисуй в такой же
последовательности»
«Башня»
«Обведи рисунок»
«Что сначала, что потом?»
«Раздели по признаку»
«Магический квадрат»
«Заштрихуй. Цветок»
«Волшебные точки»
«Фигура-предмет»
«Дорисуй и раскрась»
«Найди закономерность и
продолжи ряд»
«Зайкины морковки»
«Что должно быть в пустой
клетке. Дорисуй»
«Заштрихуй. Бабочка»
«Посмотри и ответь на вопросы»
«Посмотри и ответь на вопросы»
«Дорисуй и раскрась»
«Поставь нужный знак»
«Кому что?»
«Найди в каждом ряду лишнюю
фигуру»
«Заштрихуй. Черепаха»
«Запомни и нарисуй фрукт»
«Запомни и назови»
«Нарисуй по клеточкам»
«Что лишнее? Назови одним
словом»
«Подбери недостающий
фрагмент»
«Соедини по образцу»
«Заштрихуй. Цветы»
«Перескажи рассказ»
«Дорисуй вторую половину
картинки»
«Раскрась разным способом»
«Яблоко и ёжики»
«Нарисуй недостающую фигуру»
«Заштрихуй. Домик»

Занятие 30

Развитие тонкой моторики

Занятие 31

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять
главное, делать простые умозаключения.
Развитие тонкой моторики
Развитие тонкой моторики

Занятие 32
Занятие 33

Май

Занятие 34

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики

Занятие 35

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики

Занятие 36

Развитие логического мышления,
уменияанализировать, обобщать,
выделять главное, делать простые
умозаключения.Развитие тонкой
моторики
Итоговое открытое занятие

«Нарисуй по клеточкам»
«Заштрихуй. Яблоко»
«Заштрихуй. Шарик»
«Цветные шарики»
«Домино»
«Разбитый прямоугольник»
«Носочки-рукавички»
«Нарисуй фигуры»
«Заштрихуй. Мороженое»
«Заштрихуй. Елочка»
«Что раньше, что потом?»
«Волшебный квадрат»
«Что должно быть в пустых
клетках. Дорисуй»
«Раскрась игрушки»
«Найди закономерность и
раскрась коврик»
«Справа, слева»
«Найди в каждом ряду лишнюю
фигуру»
«Нарисуй по клеточкам»
«Цветные зонтики»
«Найди дорогу к домикам,
используя подсказки»
«Что должно быть в пустых
клетках. Дорисуй»
«Заштрихуй. Кораблик»
«Расположи разным способом»
«Волшебный кубик»
«Обведи»
«Дорисуй вторую половину
картинки»

Итого: 36 занятий
2.3. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Цель диагностики: выявление уровня познавательного и речевого развития ребенка
(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в условиях проведения занятий, практических
проб.
Начало учебного года
Фамилия, Имя
ребенка

«Что
лишнее?»

«Чего не
хватает? »

«Что
должно
быть в
пустой
клетке.
Дорисуй»

«Дорожка
Накорми
животных»

Конец учебного года
«Зеркало»

«Найди
закономер
ность и
нарисуй»

«Что
должно
быть в
пустых
клетках.
Дорисуй»

«Заштрихуй.
Ромб»

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:
—
показатель «сформирован» означает, что он устойчив, не зависит от особенностей
ситуации, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.;
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять
предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить
целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит
закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать
умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка
достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен,
внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками
сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
— показатель «стадия формирования» означает, что он периодически проявляется и
его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т. д.;
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение,
классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов,
но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но
испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с
помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях,
но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать
умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
— показатель «не сформирован» означает, что он проявляется крайне редко и его
появление носит случайный характер.
Формы подведения итогов реализации программы кружка «Игралочка» — итоговое
открытое занятие для родителей и педагогов.
По окончании кружка каждому ребенку выдается свидетельство об успешном окончании
курса занятий.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от
темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт
между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят
упражнения и игры, направленные на развитие познавательно-речевых способностей,
психических процессов и мелкой моторики руки
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности
к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на
занятии.
Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Наглядные методы:
наглядно - зрительные / дидактический материал /;
формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее обнимание.
Словесные методы:
объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так
и индивидуально /;
вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание,
развивает мышление и память /
Пояснения, уточнения;
Практические методы:
метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором
дидактического материала/;
игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать
детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать
внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством
для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения
гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

3.2. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа «Игралочка» реализуется в течение учебного года с сентября по май месяц.
Предусмотрено проведение занятий 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, с общим количеством за год – 36
занятий.
Возраст детей – 5-7 лет. Занятия проводятся фронтально,продолжительностью 20-30 минут.
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

Автор, название, год издания учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы
электронных образовательных, информационных ресурсов)
Гаврина С.Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь /
6-7. лет. М.: 2017 г.
Гаврина С.Е. Развиваем память. Рабочая тетрадь / 6-7.лет. М.:
2017 г.
Гаврина С.Е. Письмо. Проверяем готовность к школе.ФГОС.
Рабочая тетрадь / 6-7. лет. М.: 2017 г.
Дошкольное
обучение
и
воспитание
глазами
психолога. // Психологическая наука и образование,
№2, 2005 г.
Дубровина И.В. «Руководство практического психолога.
Готовность к школе: развивающаяпрограмма». – М.: 1995 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании. М.: 1995 г.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.

Вид образовательного и
информационного
ресурса (печатный/
электронный)
печатный
печатный
печатный
электронный

электронный
электронный
печатный

3.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕРЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Развиваем мышление. Рабочая тетрадь / 6-7лет
Развиваем память. Рабочая тетрадь / 6-7лет
Письмо. Проверяем готовность к школе. ФГОС. Рабочая тетрадь / 6-7. лет.Простой и цветные
карандаши
Демонстрационный материал

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».