ПРИНЯТО на внеочередном педагогическом совете МБДОУ "Детский сад № 15 "Алёнушка" присмотра и оздоровления" Протокол от «12» декабря 2024 г. № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ "Детский сад № 15 "Алёнушка" присмотра и оздоровления" И.В. Матюшкиной от «12» декабря № 107-ОД СОГЛАСОВАНО на заседании Родительского комитета МБДОУ "Детский сад № 15 "Алёнушка" присмотра и оздоровления" Протокол от «12» декабря 2024 г. № 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательного процесса Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления» городского округа «Город Лесной». Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» разработана в соответствии с основными нормативно - правовыми документами по дошкольному образованию: - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Устав МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»; - Программа развития МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»; - Иные муниципальные и локальные документы. ООП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, иных компонентов. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 (8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. При составлении обязательной части Программы использовались методические материалы Федеральной образовательной программы. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: - рабочая программа воспитания; - режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО; - учебный план; - календарный учебный график; - календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание: - задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; - особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - способов поддержки детской инициативы; - особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; -образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы включает описание: - психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; - организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РИИС); - материально-техническое обеспечение Программы; - обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Для реализации программы воспитания ДОО используется практическое руководство «Воспитателю о воспитании» для старшего дошкольного возраста. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы. При составлении части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, учитывались потребности, интересы и мотивы детей каждой возрастной группы, членов их семей, возможности педагогов и сложившиеся в учреждении традиционные приоритетные направления образовательной деятельности. В МБДОУ создан логопедический пункт для детей, имеющих речевые нарушения. Для детей различных целевых групп (в соответствии с ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь. Коллективом для реализации в учебном году определен список парциальных программ и учебно-методических комплектов, которые включены в часть Программы, формируемую участниками образовательных отношений: Толстикова О.В., Савельева О.В. «СамоЦвет»: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации: рефлексивный круг, клубный час, дети-волонтеры. «Программа физического развития детей 3 - 7 лет» Токаевой Т.Э., УМК «Технология физического развития» детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Технология деятельностного метода «Ситуация». Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с педагогами МБДОУ (лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры). МБДОУ учитывает потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, возможности педагогического коллектива при организации деятельности. Содержательный блок программы «СамоЦвет» (О.В. Толстикова, О.В. Савельева) нацелен формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи. Программой предусмотрено создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для этого предоставляются различные возможности: участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной организации, в планировании деятельности, разработке и реализации проектов; посещать группу в любое время, чтобы увидеть, как их дети там играют, трудятся и т.п.; позаниматься вместе с детьми в группе, высказать свое мнение о результатах реализации программы, использования в работе с детьми материалов и пособий, обсудить прошедшие или намечаемые события и т.п.; пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в отношении ребенка, решить проблемные ситуации; обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности; участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с детьми в группе, образовательной организации; получать информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом и эмоциональном состоянии ребенка; выполнять функции экспертов в отношении собственных детей, и активно участвовать в их образовании и развитии; обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности. В группах созданы условия для постоянного общения взрослых, информирования о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о самочувствии и настроении каждого ребёнка, о развитии детско-взрослых отношений (в том числе детско-родительских). Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образования), а также переписки (в том числе электронной). На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. Стендовая информация дублируется на сайте детского сада https://15lsy.tvoysadik.ru/