Учебный план освоения обучающимися образовательной программы дошкольного образования с детьми дошкольного возраста на 2022-2023

1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана.
Основными задачами учебного плана непосредственной деятельности являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и
организации образовательного процесса в ДОУ. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский
сад № 15 «Алёнушка» реализует основную образовательную программу – образовательную программу дошкольного образования (далее - Программа) в группах
• группа раннего возраста (1 – 2 года) – 1 группа;
• 1 младшая группа (2 - 3 года) – 1 группа;
•2 младшая группа (3 - 4 года) – 1 группа;
• средняя группа (4 - 5 лет) – 2 группы;
• старшая группа (5 – 6) – 1 группа;
• подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) – 2 группы.
Учебный план составлен в соответствии с основной образовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования, разработанной коллективом детского
сада в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной программы дошкольного
образования.
Обязательная часть
Основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под редакцией
Е.В. Соловьевой
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает
комплекс парциальных программ и методических пособий, дополняющих содержание
образовательной деятельности в одной или нескольких образовательных областях:
• Смирнова Е.О., Галиузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа
для детей раннего возраста «Первые шаги» - М.: «Русское слово», 2015
• Толстикова О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013
г.
• Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. В возрастных группах. — М.: Сфера,
2012. — 272 с.
• - Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
• Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2002.
• Лыкова И.А. Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет. - М.: «Цветной мир», 2017.
• Лыкова И.А. Умные пальчики. Конструирование в детском саду. - М.: «Цветной мир», 2016.
• Токаева Т.Э.Технология физического развития детей 3-4, 4–5, 5-6, 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера –
2017.
• Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и
конспекты занятий. - М.: «Сфера», 2016.
• Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального
мира дошкольников 4―6 лет: СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
• Авторская парциальная программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей
3-7 лет, М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует
эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной
возрастной группы в другую. Содержание данных комплексной и парциальных программ
способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным
направлениям:
• физическое развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
• гибкости;
• развивающего образования;
• необходимости и достаточности;
• разнообразия форм;
•интеграции.
1.3.Характеристика структуры учебного плана
В Учебный план включен временной период для реализации обязательной части
Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для
реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не
более 40% общего объема Программы.
Обе части являются взаимодополняющими и в полном объеме охватывают содержание
пяти образовательных областей. Содержание образовательных областей определяется
возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами
Программы и реализуется в различных видах деятельности детей дошкольного возраста
(игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятии художественной
литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании
из разного материала, изобразительной, музыкальной и двигательной).
Образовательный процесс в детском саду осуществляется в двух основных
организационных формах, включающих совместную деятельность взрослого и детей,
самостоятельную деятельность детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием
партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и
детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и
групповой форм организации работы с воспитанниками.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность
воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной
среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности, их интеграции с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от возраста воспитанников, состава групп, особенностей и
интересов детей, запросов родителей. Это современные формы организации образовательной
деятельности:
проектная
деятельность,
образовательные
ситуации,
мастерская,
коллекционирование, викторины, различные виды игр, социальные акции. А также классические
формы, которые не теряют своей актуальности: экскурсии, беседа, наблюдения, рассматривание.
Учебный план регулирует максимально допустимый объем недельной образовательной
нагрузки и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей
дошкольного возраста согласно требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
• для детей раннего возрастаи от 2 года до 3 лет длительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Осуществляется
образовательная деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
• продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для
детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для
детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30
минут;
• максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной – 45
минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерыв между периодами
непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут;
• образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет
не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводятся физкультурные минутки;
• образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.д.;
•занятия по физическому развитию Программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет
организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит
от возраста детей и составляет: - в группе раннего возраста – 5 мин., - в младшей группе – 10-15
мин., - в средней группе – 20 мин., - в старшей группе – 25 мин., - в подготовительной группе –
30 мин.
• один раз в неделю для детей круглогодично организованы занятия по физическому
развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям;
• с детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляют 2 раза в неделю, проводят в групповом помещении, 1
занятие в музыкально-физкультурном зале.
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми раннего возраста
проводится по подгруппам на фоне игровой деятельности детей, музыкальная деятельность
организуется с детьми всей группы. Образовательная деятельность с детьми дошкольного
возраста проводится со всей группой. С детьми 4 года жизни допускается проведение
непосредственной образовательной деятельности по подгруппам в первую половину учебного
года.
Музыкальное воспитание детей ДОУ осуществляет музыкальный руководитель,
физическое развитие с детьми дошкольного возраста – инструктор по физической культуре, с
детьми раннего возраста двигательную деятельность проводят воспитатели группы.
Изобразительную деятельность с детьми осуществляют воспитатели.
Формы организации психологического сопровождения в детском саду включают в себя
индивидуальную, подгрупповую и фронтальную организацию игр с детьми. Индивидуальную
работу с детьми педагог – психолог проводит за счет НОД (познавательно - исследовательская
деятельность и восприятие художественной литературы) и в режимных моментах. С детьми 3 - 4
лет педагог – психолог 1 раз в неделю (10 - 15 мин) в режимных моментах организует игровые
минутки, направленные на преодоление детьми кризиса 3 лет. С детьми 5 - 7 лет 1 раз в неделю
(25 - 30 мин.) проводятся игры, игровые упражнения, ориентированные на личностное,
эмоционально – волевое, коммуникативное развитие, способствующие психологической
готовности детей к обучению в школе.
Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей с индивидуальными
образовательными потребностями для детей, зачисленных по показателям на логопедический
пункт, осуществляется учителем – логопедом индивидуально или по подгруппам 2 раза в неделю

(для одного ребенка) на логопедическом пункте. Работу с детьми учитель - логопед проводит за
счет НОД (коммуникативная и изобразительная деятельность) и в режимных моментах.
Таким образом, учебный план детского сада: - определяет последовательность,
продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий
детского сада, содержания ОПДО, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом
Примерной основной программы дошкольного образования; - обеспечивает целостность
развития ребенка, преемственность задач содержания, методов, средств, форм организации
воспитания и развития на каждой возрастной ступени дошкольного периода детства; - варьирует
содержание образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
развития детей, темпом освоения содержания образования по основным направлениям развития
ребенка физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно –
эстетическое.

Регламентируемая
деятельность
(НОД)
(мин.)

Возрастная группа
Группа раннего возраста
1 младшая группа
(с 2 до 3 лет)
2 младшая группа
(с 3 до 4 лет)
Средняя группа
(с 4 до 5 лет)
Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе
группа (с 6 до 7 лет)

Нерегламентированная деятельность
Совместная
деятельность
(мин.)

Самостоятельная
деятельность
(мин.)

100

420-450

180-240

100

420-450

180-240

165

420-450

180-240

240

420

180-210

375

360-390

150-210

480

330-360

150-180

Регламентируемая деятельность (НОД)
№

Возрастная группа

(кол-во)

Группа раннего возраста

1
2
3
4
5
6

1 младшая группа
(с 2 до 3 лет)
2 младшая группа
(с 3 до 4 лет)
Средняя группа
(с 4 до 5 лет)
Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе группа
(с 6 до 7 лет)

Длительность
(в мин.)

Недельная нагрузка
Количество Время
(мин.)

10

10

10

100

10

10

10

100

15

11

165

20

12

240

15

25

15

375

16

30

16

480

11
12

Организация образовательного процесса.
Направления
программы

Физическая культура
в помещении
Физическая
культура на воздухе
форме спортивных и
подвижных игр
Изобразительное
искусство (Рисование
/ Лепка / Аппликация)

Группа
раннего
возраста

Группа
третьего
года жизни
(1младшая)

Группа
Группа
четвертого пятого года
года жизни
жизни
(2младшая) (средняя)

Группа
Группа
шестого
седьмого
года жизни года жизни
( старшая) (подготовительная к
школе)

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

Предметная
деятельность
Музыка

2

2

2

2

2

2

Итого

7

7

7

7

8

8

3

3

4

5

7

8

70% -30%

70% - 30%

64% - 36%

58% - 42%

50% - 50%

50% - 50%

Занятия, требующие
умственного
напряжения

На протяжении многих лет ДОУ сотрудничает с МБУ «Музейно-выставочным комплексом»,
МУ «Центральная городская детская библиотека».
Образовательная деятельность в муниципальных учреждениях города (Музейновыставочный комплекс», «Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара»)
организуются в учет времени, отводимого на образовательную деятельность по «Чтению
художественной литературы» и «Мир природы и человека».
№ Название кружка Руководитель
п/
п

Содержание
деятельности

Возраст
детей

Кол-во
детей

ОД
в
неделю

1

«Детское чтение Зенкович С.И.
для сердца и
разума»

Знакомство с детской
художественной
литературой

6-8 лет

30 ч.

1

2

«Книгооткрыватели»

Знакомство с детской
художественной
литературой

5-6 лет

14 ч.

1

Воспитание творческой
личности, приобщение
подрастающего
поколения к
культурному наследию

5-8 лет

30 ч.

1

3

Игумнова М.В.

«Музей и дети» Певнева И.А.

2. Учебный план освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования
в МБДОУ « Детский сад №15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»
Образовательная
область

Раздел программы

Физическое
развитие

Физическая культура в
помещении
Физическая культура на
воздухе в форме спортивных и
подвижных игр
Математические представления

Познавательное
развитие

Конструирование
Мир природы и мир человека

Виды
деятельности

двигательная
игровая

коммуникативная
познавательноисследовательская
конструирование из
разного материала
экспериментирование

Социальнокоммуникативное развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

От 1 до 2 лет
От 2 до 3 лет
От 3 до 4 лет
Непосредственно образовательная деятельность
неделя
неделя
неделя
НОД
мин.
НОД
мин.
НОД
мин.
2
1
1
1

20
10
10
10

20

2

10

1

10

1

30

2

15

1

15

1

10

1

1

15

-

-

-

-

-

-

Развитие речи

коммуникативная
игровая

1

10

1

10

1

15

Музыка

музыкальная деятельность

2

20

2

20

2

30

1

10

1

10

2

30

1

10

1

10

1

15

10

10

10

10

11

165

Изобразительное искусство
Художественная литература
Всего
Длительность занятия
Перерывы

изобразительная
деятельность
продуктивная
восприятие
художественной
литературы и фольклора

10 мин.

10 мин.
10 мин.

15 мин.

Образовательная
область

Непосредственно образовательная деятельность
Раздел программы

Виды
деятельности

Физическая культура в помещении

Физическое
развитие

Физическая культура на воздухе в
форме спортивных и подвижных
игр
Безопасность

двигательная
игровая

От 4 до 5 лет
неделя

Социально
коммуникативное
развитие

Математические представления
Конструирование
Мир природы и мир человека
Художественный труд
Подготовка к обучению грамоте

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Развитие речи
Музыка
Изобразительное
искусство/рисование
Изобразительное искусство
/лепка
Изобразительное искусство
/аппликация
Художественная литература
Всего
Перерывы10 мин.

коммуникативная
познавательно-исследовательская
конструирование из разного материала
экспериментирование
изобразительная
конструирование
самообслуживание и труд

От 6 до 8 лет
неделя

НОД

мин.

НОД

мин.

НОД

мин.

2

40

2

50

2

60

1

20

1

25

1

30

1/0

25/0

1

30/0

0/1

0/25

2

50

2

60

1/0

25

1/0

30/0

1

25

1

30

0/1

0/25

0/1

0/30

1

30

Охрана здоровья

Познавательное
развитие

От 5 до 6 лет
неделя

1
1

20
20

0/30

коммуникативная
игровая

2

40

2

50

2

60

музыкальная деятельность

2

40

2

50

2

60

2

40

1

50

1

30

1/0

1/0

30

0/1

0/1

0/30

изобразительная деятельность
продуктивная
восприятие художественной литературы
и фольклора

1

20

1

25

1

30

12
240
20 мин.

15

375
25 мин.

16

480
30 мин.

Пояснение к таблице: разделы программы: «Безопасность» и «Охрана здоровья» (образовательная область «Физическое развитие») и
разделы программы: «Изобразительное искусство/лепка» и «Изобразительное искусство/аппликация» (образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие) реализуются в НОД (для детей 4-7 лет) один раз в неделю с чередованием.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».