Программа профессионального развития педагогов

1

Раздел 1
1.1. Паспорт программы профессионального развития педагогов МБДОУ «Детский сад №
15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»
Наименование
Программа профессионального развития педагогов МБДОУ «Детский
программы
сад № 15 «Алёнушка» присмотра и оздоровления»
на 2021-2024 годы
Разработчик
Рабочая группа МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка»
программы
Селина Юлия Васильевна-заместитель заведующего по ВМР
Цель программы
Стратегическая цель: повышение качества реализации ООП ДО через
профессиональное развитие педагогов МБДОУ «Детский сад № 15
«Алёнушка».
Конкретная цель: создание условий для повышения уровня
профессиональной компетентности и формирования творчески
работающего коллектива педагогов
Задачи программы
•
Обеспечить стимулирование целенаправленного, непрерывного
повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального
развития
• Повысить уровень квалификации педагогов на основе оценки уровня
квалификации
• Совершенствовать систему переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров
• Повысить качество методической помощи педагогам на основе
выявленных образовательных потребностей
• Выйти на новый уровень организационной культуры учреждения.
Сроки реализации
2021-2024 годы
Ожидаемые результаты •
Стабильное
укомплектование
педагогическими
кадрами
образовательного учреждения
• Готовность педагогических работников к использованию ИКТ в
педагогическом процессе и повышения компетенций
• Мотивация к эффективному и качественному педагогическом труду
• Увеличение доли педагогических работников, реализующих
инновационные технологии, принимающих участие в конкурсах,
творческих группах
• Повышение уровня квалификации педагогов (по результатам оценки
уровня квалификации педагогов, контрольно-оценочной деятельности)
•
Удовлетворенность
педагогов
качеством
организованных
методических мероприятий
• Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения (положение
о разработке индивидуальной профессиональной программы развития
педагога (далее ИППР), Регламент аттестации на соответствие
занимаемой должности);
• Успешное прохождение педагогами аттестации для повышения
уровня квалификации педагогов
• Сформированность творчески работающего коллектива, как педагогов
единомышленников
• Качественная реализация ООП ДО (по результатам ВСОКО).
Механизм реализации
Основными
участниками
реализации
Программы
являются
программы
администрация и педагогический коллектив образовательного
учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи
Программы.
Система
Текущий
контроль
осуществляет
заведующий,
заместитель
организационного
заведующего по ВМР
контроля
2

1.2. Пояснительная записка
Программа профессионального развития педагогов МБДОУ «Детский сад № 15
«Алёнушка» (далее - Программа) является документом, который направлен на создание
условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня
профессиональной компетенции и творческой инициативы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми
документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3.
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования".
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от
18.10.2013 г.) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
1.3. Актуальность
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные
изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива
ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и
повышения качества образования. В период перехода к продуктивному личностноориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие
педагогического коллектива.
Дошкольному учреждению необходим педагог:
− владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,
− умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,
− способный реализовать принципы построения образовательного процесса,
− ориентированный на личность ребенка;
− мотивированный на профессиональное совершенствование.
Между тем, следует признать, что большая часть инновационных направлений
дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, уровень
квалификации педагогов не позволяет качественно реализовать ООП ДО. Это выражается в
том, что по результатам контрольно - оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при
выборе методов и приемов не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности
группы. Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества,
перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в
педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать
использование современных методов работы и внедрение нестандартных форм по развитию у
педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели
повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной
организации.

3

Уровень квалификаций педагогических работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. При этом
педагогические работники обладают основными компетенциями в:
− организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их
физическое развитие;
− организации различных видов деятельности и общения воспитанников;
− организации
образовательной
деятельности
по
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
− осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников и работниками образовательного учреждения;
− методическом обеспечении образовательного процесса, владении информационнокоммуникационными технологиями и умением применять их.
1.4. Анализ кадровых ресурсов ДОУ
Дошкольное учреждение 100% укомплектовано педагогическими кадрами.
Общий состав коллектива ДОУ: 49 человек.
Педагогический коллектив состоит из 17 педагогов (1 педагог находится в отпуске по
уходу за ребенком), 4 специалиста: 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической
культуре, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед.
Педагогический коллектив последние годы обновляется, в том числе за счет ротации
кадров. В ДОУ преобладают педагоги среднего возраста, которые имеют большой стаж
педагогической работы,
Анализ данных показывает:
Распределение педагогического персонала
По стажу педагогической работы
Стаж
педагогической
работы
17 педагогов

До 5 лет

От 5 до 10 лет

6

3

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

3

5

По уровню образования
Образование
Количество педагогов
17 педагогов
100%

Высшее

5

Среднее специальное
12

29%

71%

По уровню квалификации
Квалификационные
высшая
первая
Соответствие
категории
Количество
1
4
6
педагогов17 педагогов
100%
6%
24%
35%
Педагоги детского сада повышают свою квалификацию через:
−
обучение в высших учебных заведениях;

Без категории
6

35%

4

−
−
−
−

прохождение курсов повышения квалификации;
самообразование;
участие в работе ГМО;
участие в конкурсах разного уровня.
Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные,
так и негативные тенденции:
−
слабая готовность молодых педагогов работать в условиях, предъявляемых федеральными
государственными стандартами;
−
недостаточная готовность педагогов к инновационной деятельности;
−
недостаточная активность педагогов в профессиональном развитии и передаче своего
опыта работы.
Программа направлена на профессиональное становление и развитие педагогов на основе
оценки уровня квалификации. Инновационная направленность Программы состоит в
использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий,
стремление к инновационной деятельности и внедрению новообразований в педагогический
процесс в условиях реализации ФГОС ДО (технологии проектирования, информационные
технологии, педагогические, социальные, творческие отчеты, презентации и пр.)
1.5. Риски
− «Эмоциональное выгорание», пассивность педагогов и не желание перестраивать свою
деятельность.
− «Стойкое сопротивление» педагогов к введению образовательных инноваций.
Раздел 2
2.1. Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для обеспечения профессионального роста
мастерства педагогов, способных осуществлять качественное дошкольное образование в
условиях введения и реализации ФГОС ДО и формирование творчески работающего
коллектива.
Программа рассчитана на 4 учебных года и решает поставленные задачи:
1.
Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения
профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ через:
− применение таких интерактивных методов как: деловые игры, мозговой штурм, кейсы,
воркшопы, мастер-классы, презентации;
− создание условий для повышения квалификации (вебинары, курсы повышения
квалификации и т. д.).
2.
Повышать мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и
участия в конкурсном движении через разработку системы мер поощрения творческих
педагогов, проведение конкурсов разного уровня.
3.
Совершенствовать систему методической работы, её организации через:
− развитие восприимчивости педагогов к новшествам через тренинги, региональные и
федеральные инновационные площадки, мастер-классы, и творческой активности
воспитателей в коллективе.
4.
Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению инновационного
педагогического опыта и его распространения через:
− активное участие педагогов в методической работе на уровне ДОУ, города: работа в
составе творческих групп;
5

−
−
−





участие в выставках материалов инновационного педагогического опыта;
своевременное ведение и пополнение портфолио педагогов;
наставничество у молодого специалиста.
Принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников
(задан федеральным государственным образовательным стандартом);
Принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных
партнёров в образовательном пространстве дошкольного учреждения, города,
обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия);
Принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних
источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в
изменившейся ситуации).

2.2. Основные направления программы
Психологическая и методическая поддержка
Непрерывность профессионального развития
В детском саду разработан алгоритм поддержки и развития кадрового потенциала.
1.
Определение педагогом дефицита компетентности.
2.
Определение цели повышения квалификации педагога как преодоления дефицита
компетентности.
3.
Составление индивидуального плана обучения педагога.
4.
План представляет собой индивидуальные консультации, посещения занятий, изучение
психолого-педагогической литературы, проведение семинаров-практикумов.
5.
Реализация программы повышения квалификации педагогов.
6.
Проведение самоанализа, наблюдения и оценка деятельности педагога.
7.
Рефлексия (самоанализ и самооценка результатов работы и обучения).
8.
Определение перспектив дальнейшего развития.
2.3. Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение.
Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив
дошкольного учреждения разделен на четыре группы, педагоги, которые отличаются уровнем
профессионального мастерства.
Определены задачи профессионального развития каждой группы, а также формы работы
с педагогами по двум направлениям развития: совершенствование профессиональных
компетенций и непрерывность профессионального развития.
Первая группа: педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные
проводники новых технологий. Имеют первую и высшую квалификационную категорию.
Вторая группа: педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Имеют стаж
работы от 5 до 10 лет.
Третья группа: педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу
составляют педагоги, имеющие стаж работы от 3 до 5 лет.
Четвертая группа: начинающие педагоги.
Обеспечение Программы
Материально-техническое
Методическое
Информационное
обеспечение
обеспечение:
обеспечение:
Технические средства
Медиатека; необходимый Подключена сеть Интернет
обучения: ноутбук (2),
дидактический материал;
(модем). Регулярно обновляется
проектор (1)
библиотека учебнобанк нормативно-правовой
6

магнитофон (1),
колонки принтер (2)

методической литературы и документации ДОУ. Педагоги
подписных методических ДОУ- 80 % владеют ИКТ
изданий.

2.4. Механизм реализации программы
1. Диагностический этап
Основное содержание. Разработка диагностических карт профессионального мастерства.
Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям
воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в
профессиональной деятельности.
Практический результат. Разработка индивидуального маршрута профессионального
развития педагога.
2. Практический этап.
Основное содержание. В процессе практической деятельности происходит
совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы
позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и
развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет реальные
возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности.
Практический результат. Разработка рекомендаций по планированию, организации и
проведению образовательной работы с детьми. Разработка сценариев образовательной
деятельности.
3. Аналитический этап.
Основное содержание. Объективная оценка уровня профессионализма, актуализация
потенциальных способностей и активизация внутренних резервов.
Практический результат. Презентация сценариев, проектов, методических пособий.
2.5. План реализации Программы
Критерии мониторинга Программы
Индикатор
Формы и
Объект
Периодичность Ответственный
методы
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного
образования
Использование
Наблюдение за
Педагоги
В течение года Заместитель
современных
педагогической
заведующего по
образовательных деятельностью,
ВМР
программ
и контроль
технологий
Использование
Беседа, анализ,
Педагоги
В течение года Заместитель
информационных наблюдения
заведующего по
технологий
ВМР
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической
деятельности.
Осуществление
Анкетирование,
Педагоги
В течении
Администрация
самообразования тестирование,
учебного года
самооценка,
беседа
Результативность образовательного процесса
Реализация
Мониторинг
Дети
1 раз в год
Заместитель
7

образовательной
программы ДОУ
в полном объеме
Удовлетворение
образовательных
потребностей
детей, родителей
(законных
представителей),
общества
2.6.
1.
−
−
−

2.
3.
4.
5.
6.
7.

освоения
образовательной
программы
Анкетирование,
беседа,
самооценка

(май)

Педагоги

В течение года

заведующего по
ВМР
Педагоги
Администрация
Педагоги

Ожидаемые результаты программы развития кадрового потенциала
Создание благоприятных условий для:
профессионального роста и эффективного использования кадрового потенциала;
мотивации к качественному педагогическому труду;
увеличение доли
педагогических
работников,
реализующих
инновационные
педагогические технологии, принимающих участие в профессиональных конкурсах
разных уровней.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ.
Закрепление кадров в ДОУ и создание условий для привлечения молодых педагогических
кадров.
Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей
сопровождении педагога.
Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации.
Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов.
Сформированный творческий, креативный коллектив педагогов.

2.7.

Мониторинг реализации программы «Поддержка и развитие кадрового
потенциала»
Система мониторинга
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников
осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников
образования и самооценки педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности
в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию,
результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении
квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для
механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной
квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов
выделено 3 критерия:
− Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.
− Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
− Результативность образовательного процесса.
Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная)
8

деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-бальной шкале. На основе полученных
данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и
мероприятий.

Критерии и показатели профессионального роста педагогов
Критерии
Индикаторы
Оптимизация деятельности
Повышение качества ДО
педагогических кадров
Количество педагогов, принимавших активное участие в различных конкурсах
педагогического мастерства
Количество педагогов детского сада, пожелавших представить и обобщить свой опыт
работы
Обеспечение непрерывного
Повышение квалификации и наращивание
профессионального образования
кадрового потенциала в ДОУ
Создание условий для повышения и изменения статуса педагогов
Создание условий для самореализации и личностного роста педагогов в разработке и
реализации образовательных проектов
Совершенствование материально-технических условий деятельности педагогов
Повышение удовлетворенности
Создание условий для профессионального
образовательным
процессом
его роста педагогов
участников
Представление педагогам пространства для педагогической инициативы
Улучшение результативности деятельности педагогов за счет роста мотивации и
педагогического мастерства
Обобщенные данные мониторинга позволят прогнозировать направления методической
работы с педагогическим коллективом, определять его эффективность. Система работы по
комплексному развитию профессиональной компетенции педагогических кадров способствует
достижению нового качества воспитания, совершенствованию имеющихся у педагогических
работников профессиональных компетенций.
3. Заключение
Программа обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное,
всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного
материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также
повышение эффективности образовательного процесса ДОУ.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».