Программа выявления и развития талантливых дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Нормативно – правовая база программы.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и
одаренными детьми.
4. Методы диагностики в ходе реализации программы.
5. Планируемые результаты.
6. Основные направления реализации программы.
7. Основные этапы реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
9. Список литературы.
Приложения:
Приложение 1. Диагностические материалы.
Приложение 2. Карта одаренного ребенка.
Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на 2021 –
2025 учебный год.

1. Пояснительная записка
Актуальность темы
Выявление одаренных и талантливых детей на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с
детьми данной категории должны стать одним из важнейших аспектов деятельности
детского сада.
Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является
обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с
целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь
возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять,
не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и
обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными и
талантливыми детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких
воспитанников в особые группы. Одаренные и талантливые воспитанники должны
воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать
условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных и талантливых детей и
одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других
воспитанников.
Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и
талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует
интенсивному росту работ в этой области.
Однако мировая практика работы с одаренными и талантливыми детьми
указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности
эта работа может привести к негативным последствиям.
Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми
определяется исходной концепцией одаренности.
В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а
также родителей для формирования у них научно-адекватных современных
представлений о природе, методах выявления и путях развития таланта и
одаренности.
Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас
противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно
разобраться педагогам и родителям.
Поэтому становится актуальная разработка Программы «Сопровождение
талантливых и одаренных детей в МБДОУ «Детский сад № 15 «Алёнушка»
присмотра и оздоровления», которая выступала бы в качестве теоретического и
методического основания для работы с одаренными детьми.
Программа рассчитана на 2021 - 2025 учебные года.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и
развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в
соответствии со способностями.

Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях
ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и
психомоторной (спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Нормативно – правовая база программы.

–
–
–
–

–
–

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.
2013г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г.,
регистрационный № 30384).
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Методические рекомендации по использованию примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в образовательной
организации
Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной
программой дошкольного образования и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и
талантливыми детьми:
− принцип развивающей и воспитывающей среды;
− принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
− принцип
возрастания
роли
досугово-развивающей
познавательной
деятельности;
− принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие
обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация;
используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
− принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участии педагога;
− принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества;
− принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и
физического развития;
− принцип научности;

−

принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на
личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в
выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
− принцип
индивидуализации
(гибкое
приспособление
воспитательнообразовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психологопедагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных
маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции
хода и результатов процесса обучения и воспитания);
− принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
− принцип
вариативности
реализации
содержания,
форм,
методов
образовательного процесса;
− принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при
минимальном участии последнего;
− принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
− принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие
способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального
положения и состояния здоровья;
− принцип открытости и информированности образовательного сообщества о
системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
− принцип оптимальности – учёта реальных возможностей дошкольного
учреждения и семьи в работе с одарёнными детьми.
Реализация обозначенных принципов позволяет определить основные способы
решения проблем при работе с одаренными и талантливыми детьми, осуществлять
планирование и прогнозирование деятельности.
Принципы выявления одаренных и талантливых детей:
−  комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности
ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей;
−  длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
−  анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в
специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
−  использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
−  оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего
развития (в частности, на основе организации определенной образовательной
среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории
обучения);
−  преимущественная опора на валидные, методы психодиагностики, имеющие
дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как:
анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.

4. Методы диагностики в ходе реализации программы:
− наблюдения;
− беседы;
− педагогическая диагностика
− изучение продуктов детского творчества;
− ведение индивидуальных карт развития.
5. Планируемые результаты:
− создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
− высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых
и одаренных детей;
− повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных
направлениях деятельности (творческой, спортивной);
− повышение количества участников и призеров конкурсов различного уровня;
− организация системы дополнительного образования;
− обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
− повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков
одаренности у детей;
− повышение педагогической компетентности родителей по вопросам
сопровождения талантливых и одаренных детей.
6. Основные направления реализации программы

Направления
работы

Работа с
одаренными и
талантливыми
детьми

Работа с
педагогами

Работа с
родителями

Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;

- работа по индивидуальным планам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми
образовательного процесса:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:

- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- презентация опыта работы;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.

Работа с родителями:

- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
Виды одаренности
Творческая
одаренность

Составляющие
Художественная
одаренность

Артистическая
одаренность

Методики
диагностики
Наблюдения,
педагогическая
диагностика,
ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями,
изучение
продуктов
детского
творчества.
Наблюдения,
педагогическая
диагностика,

Индивидуальная
работа на
развитие качеств
«Песочные
истории»,
«Барельефная
лепка»,
«Работа с
бумагой»,
«Волшебный мир
оригами»,
«Пластилиновое
чудо».

Театрализованная
деятельность в
детской

вне

Психомоторная
одаренность

Спортивная
одаренность

ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями
Наблюдения,
педагогическая
диагностика,
ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями

театральной
труппе «Филипок»

Физкультурные
развлечения
«Физкульт-ура!»

7.Основные этапы реализации программы.
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса.
Заместитель заведующего осуществляет контроль за реализацией программы.
Диагностический этап

o
o
o
o

педагогическая диагностика;
психологическая диагностика;
специальная диагностика (углубленная);
диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

o
o
o

Информационный этап
подбор литературы по тематике;
создание банка информации по работе с одаренными детьми;
подготовка курса методических рекомендаций и бесед по проблемам
одаренности;
просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений.

o

o
o
o

o
o

Подготовительный этап
определение функций каждого участника образовательных отношений;
составление индивидуальной программы развития для каждой категории
специальной одаренности;
разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного
ребенка.
Развивающий этап
организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными
специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);
организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в
группе сверстников;

o

организация мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных
детей, с включением в них всех участников образовательных отношений в ДОУ
(воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
№
Наименование мероприятия
п/п
1. Создание творческой группы
воспитателей по составлению
программы «Сопровождение
талантливых и одаренных детей в
ДОУ»

Сроки
проведения
Июль
2021 г.

Июль
2021 г.

Ответственные
Заместитель
заведующего по ВМР

2.

Разработка программы
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей в ДОУ».

Заместитель
заведующего по ВМР
Творческая группа

3.

Представить на заседании
педагогического совета программу
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей в ДОУ».

Сентябрь
2021г.

Воспитатели

4.

Работа по определению
способностей талантливых и
одаренных детей. Изучение
интересов и наклонностей детей.
Уточнение критериев одаренности.
Подбор и апробация комплекса
диагностических методик.
Первичная диагностика с целью
выявления
талантливых и одаренных детей.

Сентябрь
2021 г.

Воспитатели

5.

Составление банка данных детей,
имеющих ярко выраженные
способности.

Октябрь
2021-2025 г.

Творческая группа

6.

Составление плана работы с
талантливыми и одаренными
детьми.

Октябрь
2021-2025 г.

Творческая группа

7.

Составление индивидуального
маршрута развития талантливых и
одаренных детей.

Октябрь
2021 -2025 г.

Воспитатели

9.

Разработка методических
рекомендаций, материалов по
работе с талантливыми и
одаренными детьми.
10. Внедрение педагогических
технологий развития детской
одаренности.

Ноябрь
2021 г.

Воспитатели

В течение года Воспитатели

11. Проведение мероприятий с
талантливыми и одаренными
детьми, используя разнообразные
формы и методы.

В течение года Воспитатели

12. Проектная деятельность (детско –
родительская, групповая,
презентации).

В течение года Воспитатели

13. Использование в образовательной В течение года
деятельности различных
современных средств информации.

Воспитатели

14. Использование элементов
дифференцированного обучения,
направленных на творческий
поиск, самостоятельную
деятельность.

В течение года

Воспитатели

15. Организация и проведение
спортивных соревнований,
эстафет, праздников, выставок
среди талантливых и одаренных
детей.
16. Участие в районных,
всероссийских и международных
конкурсах.
17. Анкетирование родителей с целью
определения их основных
подходов к данной проблеме.
18. Проведение различных форм
работы с педагогами и родителями
по работе с талантливыми и
одаренными.
19. Проведение промежуточной
диагностики.
20. Итоговая диагностика
воспитанников.
21. Обсуждение итогов развивающей
работы с талантливыми и

В течение года

Инструктор по
физкультуре

В течение года

Заместитель
заведующего по ВМР

В течение года

Воспитатели

В течение года

Заместитель
заведующего по ВМР
Воспитатели

В течение года

Воспитатели

Май
2022-2025 г.
Май
2022-2025 г.

Воспитатели
Заместитель
заведующего по ВМР

одаренными детьми, выявление
проблем.
22. Корректировка данной программы
в соответствии с выявленными
проблемами.
23. Создание методической базы ДОУ
по работе с талантливыми и
одаренными детьми.
24. Результаты работы по работе с
талантливыми и одаренными
детьми представить в отчете по
самообследованию.

Май
2022-2025 г.

Заместитель
заведующего по ВМР
Творческая группа
В течении года Заместитель
заведующего по ВМР
Творческая группа
Воспитатели
В течении года Заместитель
заведующего по ВМР

9. Список литературы.
1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В.
Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С.
68-74.
2.Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3.Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников
[Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
5.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт //
Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
6.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и
творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. № 7. С. 42-46.
7.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
8.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации
детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №
7. С. 27-31.
10.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова //
Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
12.Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала
одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
13..Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л.
Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л.
Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
15.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование:
изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.

16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
17.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное
воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.
18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
19.Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.:
Педагогическое образование России, 1999.
20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М:
Просвещение, 1985. – 98 с.
22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся
феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

Приложение 1.
Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте
Название методики
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана
Фигурный тест Е. Торренса
Методика «Дорисовывание
фигур» О.М. Дьяченко
Рекомендуемые вопросы для
наблюдений за детьми среднего и
старшего дошкольного возраста на
занятиях по изобразительной
деятельности.
(автор Казакова Т. Г.)
«Портрет» художественнотворческого развития детей
дошкольного возраста
(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И.
А.)

Предназначение
методики
Определение
компонента
одаренности
Творческий
компонент
Творческий
компонент

Возрастные
ограничения
С
дошкольного
возраста
С 5 лет
С 3 лет

Творческий
компонент

С 4 лет

Творческий
компонент

С 5 лет

Задания по выявлению уровня
художественного развития детей
дошкольного возраста (автор
Казакова Т.Г.)

Творческий
компонент

4-6 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий
компонент

4-6 лет

Творческое задание
«Дорисовывание кругов» (автор
Комарова Т. С.)
Глубина интереса (автор Блащук
Л.П.)
Анализ процесса деятельности
(автор Комарова Т.С)
Методики диагностики
универсальных творческих
способностей для детей
(авторы: В. Синельников, В.
Кудрявцев)
Тест креативности Вильямса

Творческий
компонент
Творческий
компонент
Творческий
компонент
Творческий
компонент
Творческий

С 5лет
С 5 лет
С 5 лет

С 5 лет
С 5 лет

компонент
Тест №1. Методика определения
статической координации.
Тест №2 Методика определения
динамической координации.
Тест №3 Методика определения
быстрого реагирования «Нажми
кнопку»
Тест №4 Методика определения
ориентировки тела в пространстве.

Психомоторный
компонент
Психомоторный
компонент
Психомоторный
компонент
Психомоторный
компонент

С
дошкольного
возраста
С
дошкольного
возраста
С
дошкольного
возраста
С
дошкольного
возраста

Тест №5 Методика определения
способности восприятия и
запоминания собственных
движений «Пройди и запомни»

Психомоторный
компонент

С
дошкольного
возраста

Тест №6 Методика определения
физической подготовленности.

Психомоторный
компонент

С дошкольного
возраста

Карта одаренного ребенка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Приложение 2.

ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (последний профосмотр).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты педагогической диагностики
Результаты социометрического исследования
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми
субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Приложение 3.
План работы с талантливыми и одарёнными детьми
на 2021 – 2022учебный год.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Мероприятия
Анкетирование родителей с целью
выявления талантливости и
одарённости детей.
Защита проектов по художественноэстетическому направлению.
Конкурс рисунков на тему «Дорога и
дети»
Конкурс рисунков на асфальте
«Берегите природу!»
Спортивные соревнования «Выше,
сильнее, быстрее»
Консультация-презентация для
родителей: «Что нужно знать родителям
о творческих и одарённых детях»
Театрализованное представление
«Играем в театр»
Тематический праздник «Вот и осень
пришла»
Рисование на ткани «Ковёр из осенних
листьев»
Деловая игра для педагогов «Детская
одарённость»
Детско-родительский проект «Мы
здоровью скажем «Да!»
Праздник «День Матери»
Турнир по спортивным играм «Делай с
нами, делай как мы, делай лучше нас»
Рекомендации-советы для родителей
«Лучшие развивающие игры для
творческих и одарённых детей»
Конкурс рисунков на тему «Первые
шаги зимы»
Выставка и презентация семейных
поделок на тему «В гостях у Деда
Мороза»
Консультация для педагогов «Проблема
одарённости в современной педагогике»
Театрализованное представление «Ах,
что за прелесть эти сказки!»
Спортивный праздник «Весёлые
старты»

Ответственный
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Инструктор по
физкультуре

Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Творческая группа
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Инструктор по
физкультуре
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Старший
воспитатель
Муз. руководитель
Воспитатели

Февраль

Март

Апрель

Май

Памятка для родителей «Как создать
уголок творчества дома»
Родительское собрание: «Творческое и
физическое развитие вашего ребёнка»
Выставка поделок из бросового
материала «Птичья столовая»
«Спортивная семья это папа, мама, Я» спортивный праздник
Круглый стол-брифинг для педагогов
«Организация досуга для творческих и
одаренных детей»
Праздник «Для любимых мам»

Воспитатели

Выставка «Букет для мамы»
Буклет для родителей «Как работать с
талантливыми и одарёнными детьми»
Деловая игра для воспитателей «Модель
творческого и одаренного ребенка»
«День здоровья»
Конкурс рисунков на тему «Весна
пришла»
Папка –передвижка «Одарённый
ребёнок и как его воспитывать»
Представление опыта работы с
талантливыми и одарёнными детьми
Акция «Открытка ветерану»
«Мой весёлый, звонкий мяч» спортивные игры

Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Творческая группа
Муз. руководитель
Воспитатели

Творческая группа
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».